Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности воображения у незрячих учащихся младших классов ID работы - 672799 психология (дипломная работа) количество страниц - 48 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ ВООБРАЖЕНИЯ В ОБЩЕЙ И ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1.Понятие о воображении 5 1.2.Виды воображения 6 1.3.Способы создания новых образов 7 1.4.Особенности воображения незрячих детей 10 ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 15 ГЛАВА 3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗЛ.Первая серия исследования 18 3.2.Вторая серия исследования 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 ПРИЛОЖЕНИЯ 31 СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 41 ВВЕДЕНИЕ: Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей развития психических процессов. Традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира. Проникая во все виды деятельности, включаясь в систему наиболее существенных когнитивных образований субъекта, воображение наиболее тесно связано с развитием эмоционально - волевой и мотивационной сферы личности. Именно в нем можно увидеть тот узел «аффекта и интеллекта», который связывает эмоциональную и интеллектуальную жизнь личности. Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития, на значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В.Штерн, 1997, Д.Дьюи, 1997) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С.Выготский, 1932, С.Л.Рубинштейн, 1946), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Накопленные в психологии данные позволяют с уверенностью говорить о наличии общих закономерностей для самых различных творческих процессов, в том числе и воображение. Так И.М.Розет пишет: «мысль об универсальности психологических закономерностей, управляющих творческими процессами во всех сферах человеческой деятельности, можно считать общепризнанной, причем она с большой категоричностью утверждается в различных новейших исследованиях».(Цитир.по 12). Надо отметить, что именно выявление закономерностей всех творческих процессов, в том числе и воображение, может лечь в основу построение новых программ обучения детей, так как, по мнению Л.А. Венгера, «своеобразие обучения в том, что «стержнем» должно быть формирование способностей. А знания, умения и навыки следует подбирать, исходя из того, что они могут дать для развития ребенка».(Цитир.по 10). То есть необходимо создание специальных развивающих программ, в которых воображение с тем или иным уровнем успешности складывалось бы не при обучении ребенка разным видам деятельности, но которые были бы прямо направлены на развитие наиболее существенных механизмов воображения детей. Такие программы должны содержать специальные задания, которые способствовали бы активизации творческих способностей общих для самых разных видов деятельности. Этот подход становится особенно актуальным и при изучении развития воображения незрячих детей, у которых формирование и развитие воображения не являлось предметом специального исследования. Учитывая важность проблемы, ее актуальность и не разработанность в тифлопсихологии была поставлена цель в данном исследовании - изучить формирование и развитие воображения у незрячих учащихся младших классов. Актуальность проблемы: Существует две точки зрения на развитие воображения у слепых. Одни тифлопсихологи считают, что у незрячих воображение выражено сильнее, чем у зрячих, другие находят его менее ярким и бедным. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей с глубокими нарушениями зрения вследсвие сужения чувственного познания-в формировании и развитии воображения будут отмечаться специфические особенности. Объект исследования - особенности воображения при реконструкции басни и рассказа. Предмет исследования - воображение. Цель исследования реализовывалась в следующих задачах: 1. Анализ литературы, посвященной проблемам воображения у незрячих и нормально видящих детей. 2. Проведение исследования. 3. Анализ данных экспериментального исследования. Методологической основой исследования явились: положение Л.С.Выготского и В.И.Лубовского о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1.Астапов В. «Психология детей с нарушениями в развитии», 2001 г. 2.Боскис Р. «Психология аномального развития ребенка», 2002 г. З.Бюрклен К. «Психология слепых», 1934 г. 4.Виллей Г. «Психология слепых», 1931 г. 5.Выготский Л. «Проблемы дефекта», 1995 г. б.Дьяченко О. «Развитие творческого воображения дошкольников», 1996 г. 7.Ермаков В. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зре¬ния», 1990 г. 8.3емцова М. «Дети с глубокими нарушениями зрения», 1967 г. 9.3емцова М. «Пути компенсации слепоты», 1956 г. Ю.Земцова М. «Особенности познавательной деятельности слепых», 1958 г. П.ЗолотареваМ. «Глазные болезни», 1957 г. 12.Каплан А. «Детская слепота», 1979 г. 13.Кулагин Ю. «Особенности познавательной деятельности слепых», 1958 г. Н.Кузнецова Л. «Основы специальной психологии», 2002 г. 15.Лебединский В. «Хрестоматия аномального развития ребенка», 2002 г. 16.Литвак А. «Теоретические вопросы тифлопсихологии», 1973 г. 17.Литвак А. «Особенности познавательной деятельности слепых и слабо¬видящих школьников», вып. 2, 1970 г. 18.Литвак А. «Очерки психологии слепых и слабовидящих», 1972 г. 19. Немов Р. «Общие основы психологии», т. 1, 1994 г. 20. «Психологические особенности слепых школьников», сб -к науч.трудов, 1981 г. 21 .Петровский А. «Общая психология», 1986 г. 22.Речицкая Е., Сошина Е. «Развитие творческого воображения младших школьников», 1999 г. 23 .Рубинштейн С. «Основы общей психологии», 1989 г. 24.Солнцева Л. «Введение в тифлопсихологию раннего школьного возрас¬та», 1998 г. 25.Сорокин В. «Воспитание и обучение слепых и слабовидящих», 1982 г. 26.Степанов С. «Дефектология»,справочник, 1996 г. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru