www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Особенности стресса напряженной учебы


ID работы - 601954
психология (курсовая работа)
количество страниц - 30
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание


Введение 2
Глава 1. Сущность и основные уровни психической саморегуляции 4
1. 1 Проблема саморегуляции в основных подходах психологии 4
1. 2 Самоуправление и самоконтроль 11
Глава 2. Особенности стресса напряженной учебы 15
2. 1 Понятие стресса 15
2. 2 Экзаменационный стресс и способы саморегуляции при подготовке к экзамену 19
Заключение 26
Список литературы 29





ВВЕДЕНИЕ:



Введение
Понятие саморегуляции остается достаточно обобщенным, многозначным, часто "интуитивно-очевидным", несмотря на развитие других понятий с приставкой "само" - самооценки, самоотношения, самопознания. Отмечается, что "в психологии до сих пор не сформированы четко основные понятия теории саморегуляции, уровни и компоненты ее психологической системы, не определена схема ее психологического анализа и конкретные пути его проведения". 1
Интерес к саморегуляции, понимаемой как возможности человека управлять собой, своими состояниями, достигать поставленных целей, быть относительно автономным от неблагоприятных влияний внешней среды ярко выражен в современном обществе. Чтобы выяснить, как психологическая наука реагирует на эту острую потребность, как проблема психической саморегуляции представлена в психологической литературе и насколько она изучена, необходимо обратиться к выявлению и анализу подходов к саморегуляции, как феномену, отражающему способность субъекта управлять содержаниями собственной психики. По оценке О.А.Конопкина (1995), проблема психической саморегуляции является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Многозначность термина "саморегуляция" обусловлена, с одной стороны многоуровневым строением, множеством аспектов изучения, а с другой стороны - двойственным значением корня "само", указывающего на активность человека, способность совершать сознательные "произвольные" действия, и на то, что процессы могут происходить как бы само собой, спонтанно.
Одним из наиболее благоприятных возрастов для развития саморегуляции является старший школьный возраст. С одной стороны, в этом возрасте происходит развитие саморегуляции, усиление контроля за проявлением своих эмоций и поведением в целом, а с другой стороны, старшеклассники, как правило, испытывают значительные эмоциональные и учебные перегрузки (в частности, связанные с экзаменационными стрессами), что усиливает важность овладения ими приемами саморегуляции.
Актуальность исследования: в настоящее время общество предъявляет к старшеклассникам высокие требования, среди которых способность к самоактуализации, большим нагрузкам, мобильности, быстрому темпу работы, что делает актуальным исследование проблемы саморегуляции как процесса, обеспечивающему адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности.
Объект исследования: психическая саморегуляция.
Предмет исследования: эмоциональная саморегуляция старшеклассников.
Цель: выявить возможности развития эмоциональной саморегуляции у старшеклассников.
Задачи:
1) рассмотреть понятие саморегуляции, выявить ее особенности у старшеклассников;
2) определить понятие стресса;
3) на примере экзаменационного стресса выявить возможности развития эмоциональной саморегуляции у старшеклассников.




Глава 1. Сущность и основные уровни психической саморегуляции
1. 1 Проблема саморегуляции в основных подходах психологии
Понятие саморегуляции часто встречается в научной и другого рода литературе, носит междисциплинарный характер и отличается многозначностью, обилием трактовок. Термин оказывается в длинном синонимичном ряду - "самоуправление", "самоорганизация", "саморегулирование" и т. д. Зачастую авторы не дают точного определения, и саморегуляция оказывается "интуитивно-очевидным" понятием. Это особенно очевидно на примере литературы по практической психологии. Например, в методическом пособии "Саморегуляция как профилактика стресса" (Пермь, 2001), она определяется как инструмент, с помощью которого субъект может развить свои волевые, творческие, физические и адаптивные способности.
Обратимся к анализу понятия саморегуляции, представленному в
научной литературе. По справедливому замечанию Г.С.Никифорова, "прибавление местоименного прилагательного САМО к тому или иному существительному имеет вполне определенное значение, смысл которого заключается в обозначении направленности действия на того, кто его производит". 2
"Саморегуляция", "саморегулирование" - производное от понятия "регулирование". Под регулированием в кибернетике понимается приведение
чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами. Процесс регулирования раскрывается как сравнение регулируемой величины с заданным значением, и в случае отклонения (рассогласования) ее от заданного значения в объект регулирования поступает воздействие, восстанавливающее регулируемую величину. Таким образом, процесс регулирования обязательно предполагает наличие минимум двух компонентов: регулируемого объекта и регулирующей системы или просто регулятора.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы

1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976.
2. Апчелов В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб, 1999, с.12.
3. Балин В. Д., Гайда В.К., Гербачевский и др. Под общей ред. А.А Крылва, С.А. Маничева. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2003.
4. Бодров В. Я. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995, с. 57.
5. Васильева В.В. Психологические эффекты в практике педагогов: Учебно-методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2004. - 96 с.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М., 1984.
7. Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань, 1983, с. 68-85.
8. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989.
9. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.
10. Кандыба Д.В., Кандыба В.М. Управляемый медитативный аутотренинг. М.1989
11. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982. - 224 с.
12. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2003.
13. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.:МГУ, 1976.
14. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Эксперементальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. // Психологические исследования. - М., 1985, № 4, с.112-119.
15. Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс. М., 1997, с.28.
16. Психология и педагогика / под ред. А. Реана - СПб., 2002.
17. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 494 с.
18. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности . - М. : Издательство МГУ, 1995. - 348 с.
19. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
20. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru