Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности сферы интересов старшеклассников с различной выраженностью учебной деятельности ID работы - 611604 психология (курсовая работа) количество страниц - 38 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Стр. Глава I Социально-психологическая проблематика профессиональной ориентации 1.1. Общая характеристика профессиональной ориентации 1.2 Процесс и этапы профессионального становления Глава II Психосоциальные технологии профессионального самоопределения в молодежной среде. 2.1. Молодежь как главный субъект профессионального самоопределения 2.2. Диагностика процесса профессионального становления молодежи как метод психосоциальной работы. 2.3. Активизирующие профориентационные технологии в психосоциальной работе Заключение Список литературы Приложение ВВЕДЕНИЕ: Введение Пора молодости является стартовой площадкой для реализации наших желаний. В этот период происходит определение своего места в жизни, формирование мировоззрения, выбор профессионального пути и многого другого не менее важного. Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны – естественно-исторический, закономерный процесс, а с другой – уникальная драма, каждая сцена которой – результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий. Юность – завершающий этап первичной социализации. Поэтому главной социальной задачей этого возраста является выбор профессии. Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Переходный период от одной системы общественно-экономических отношений к другой всегда связан с большими трудностями. Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения нового социально-экономического и профессионального опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества, с другой – происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях. Важным является и то, что образ профессии как когнитивное эмоциональное образование в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ жизни» («американский», «европейский», «новых русских» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает все ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью. Изменение ценностных ориентаций, разочарование в экономических и социальных реформах обуславливают отношение общества к образованию. Объект: Молодежь (старшие классы средней школы), находящаяся в процессе профессионального самоопределения Предмет: Взаимосвязь личностных характеристик и этапов профессионального становления. Цель: Определить личностные особенности на каждом этапе профессионального становления Задачи: 1. Теоретический анализ проблемы профессиональной ориентации 2. Анализ проблем молодежи как социальной группы с точки зрения процесса профессиональной ориентации. 3. Выявление взаимосвязи процесса профессионального становления с личностными характеристиками в молодежной среде. 4. Разработка программы профессионального консультирования с учетом полученных в исследовании результатов. Методы: Теоретические: ? анализ научной литературы и статистических данных; ? факторный и сравнительный анализ данных; ? обобщение и интерпретация полученных данных. Эмпирические: ? анкетирование; ? подбор и разработка диагностического инструментария В исследовании принимали участие 69 мужчин и женщин в возрасте от 15 до 17 лет (учащиеся общеобразовательных школ 9-11 классов) . Глава I Социально-психологическая проблематика профессиональной ориентации 1.1. Общая характеристика профессиональной ориентации Социальные преобразования, которые мы наблюдаем сейчас, вынуждают подрастающее поколение ориентироваться в происходящем, делать самостоятельный выбор, занимать независимые позиции. Вряд ли может возникнуть сомнение в том, что выбор профессии молодым поколением является серьезной и важной задачей общества. Переход к рыночным отношениям обострил проблемы в области занятости населения, резко возросло число неработающей и не учащейся молодежи. В условиях рынка молодой человек должен быть готов к тому, что ему придется неоднократно менять не только свое рабочее место или должность, но и специальность, не только профессию, но и отрасль или регион. Профессиональное самоопределение для подростка - сложный и длительный процесс, который не сводится только к выбору учебного заведения или профессии. Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику проблему профессионального выбора призвана профориентация. Ошибки в выборе профессии в существенной мере связаны с недостатками работы по профориентации. Можно выделить несколько моментов этой проблемы, если рассмотреть профориентацию как многоаспектную систему. С экономической точки зрения профориентация – это процесс управления выбором профессий и места работы с молодежью в соответствии с потребностями общества и возможностями личности. Это ведет к тому, что человек иногда выбирает себе профессию, не приносящую ему удовлетворения. Это приводит к отсутствию мотивации к достижению профессиональных успехов. Социальный аспект профориентации заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, повышении престижа рабочих профессий, а также в проведении целенаправленных мероприятий, способствующих успешной адаптации молодежи в учебных заведениях. Медицинский аспект характеризуется возможностями развития заболеванием психогенного генезиса в связи с отрицательными эмоциями из-за неудовлетворенностью работой, неудачами СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов Вузов – М.: издат. Центр «АКАДЕМИЯ», 1997. 2. Абрамова Г.С. Эта кника про тебя – Брест, 1999. 3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни – М.: Мысль, 1991. 4. Алмазов Б.Н. Психическая дезадаптация несовершеннолетних – Свердловск, 1986. 5. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности – М.: ВЛАДОС, 1999. 6. Берн Эрик. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М.: Гранд, 2000. 7. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия – М.: Знание, 1991. 8. В мире подростка/ под ред. Бодалева А.А. – М.: Медицина, 1980. 9. Воробьев Г.Г. Легко ли учится в американской школе – М.: Просвещение, 1993. 10. Выготский Л.С. Возрастная психология – М., 1996. 11. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ред. Давыдова В.В. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. 12. Групповая профориентационная работа (обобщение опыта): методическая разработка – М.: РГАТиЗ, 2000. 13. Доминова О.Б., Еремеев Б.А. Наш проблемный ребенок – СПб., 1999. 14. Дорофеева Е.Н., Егорова С.А. Программа социальной адаптации молодежи «Профессиональное самоопределение» - инструктивно-методическое пособие. – Калуга: ДФГСЗН по Калужской области, 1998. 15. Дружинин В.Н. Варианты жизни. – М.: изд-во ПЭР СЭ, 2000; ИМАТОН, 2000. 16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – С-Пб.: «ПИТЕР», 2000. 17. Жуковская В. И. Психологические основы выбора профессии. – Минск: Нар. Асвета, 1978. 18. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности – М.: Из-во Московского университета, 1987. 19. Карьера №12, 2000 – «Варианты обмена. 20. Климов Е.А. Как выбирать профессию: кн. Для учащихся – М.: Просвещение,1984. 21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. 22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. 23. Ковалев В.В. Психология юношеского возраста – М.: 1984. 24. Кон И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1989. 25. Кон И.С. Психология старшеклассника – М.: Просвещение, 1982. 26. Константинов С.А., Константинова Л.В. Профессиональные предпочтения молодежи – Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 1997. 27. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики – М., 1984 28. Методическая разработка лекционно-диагностического курса «Профессиональный план личности» - Калуга: ДФГСЗН по Калужской области, 1999. 29. Молодежный ренессанс (проблемы социализации молодежи). / ответственный ред. и составитель Быстрицкий А.Г., Рощин М.Ю. – М.: Наука, 1990. 30. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих – М.: Просвещение, 1989. 31. Немов Р.С. Общая психология. Возрастная психология (педагогическая психология): учебные планы и программы курсов. – М.: Флинта, 1998. 32. Немов Р.С. Психология: уч. Пособие для учащихся педучилищ, студентов пединститутов – М.: Просвещение, 1990. 33. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: беседы психолога со старшеклассниками – М.: Просвещение, 1989. 34. Основы социальной работы: учебник / ответ. ред. Павленок П.Д. – М.: ИНФРА-М, 1998. 35. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27.09.96г. 36. Программа профориентационного курса Основы выбора профессии и профессионального самоопределения». - Калуга: ДФГСЗН по Калужской области, 1997. 37. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / под ред. Аза Л. А, Вишняк А. И., Головаха Е.И. и др. – Киев: Наук. Думка, 1987. 38. Профессиональный потенциал №1, 1999. «Профконсультирование и психологическое тестирование», с. 33. 39. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение – Москва-Воронеж, 1996. 40. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда / уч. Пособие к курсу Психология труда и инженерная психология – Москва-Воронеж, 1997. 41. Психологические основы профессионально-технического обучения/ под ред. Кудрявцевой Т.В. и Сухаревой А.И. – М.: Педагогика, 1998. 42. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1996 43. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – С-Пб.: Питер, 2000. 44. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы – М.: Наука, 1993. 45. Рикка С. Служба занятости – М.: Цезан, 1993. 46. Российская газета от 22.06.2001. Я в рабочие пойду. Где меня научат? 47. Российская социологическая энциклопедия/ под общ. ред. Осипова Г.В. – М.: НОРМА- ИНФРА•М, 1998. 48. Руководство для инструкторов по профориентации и профподготовке. – М.: ЦЕЗАН, 1993. 49. Руткевич М.Н., Л.Я. Рубина Общественные потребности, система образования, молодежь – М.: Изд-во политической литературы, 1988. 50. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся./ под ред. Сазонова А.Д. – М.: Просвещение, 1988. 51. Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников – М.: Просвещение, 1982. 52. Свергун О. Психология успеха, или как стать хозяином своей жизни – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. 53. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: кн. для учителя – М.: Просвещение, 1985. 54. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Холостовой Е.И. – М.: Юристъ, 1997. 55. Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1998. 56. Собкин В.С. Старшеклассники в мире политики. Эмпирическое исследование – М.: ЦСО РАО, 1997. 57. Современный философский словарь/ под общ. ред. Кемерова В. Е. – М.: 1996. 58. Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения (из опыта Финляндии). Методическое пособие – М.: РУЦ, 1997. 59. Социс №2, 2001. Селиванова З.К. «Смысложизненные ориентации подростков», с. 87. 60. Социс №5, 1999. Шурыгина И.И. «Жизненные стратегии подростков», с. 52; Павловский В.В. «Социология молодежи и ювенология», с.46. 61. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 62. Сулейманов М.Н., Дуке К., Роннеберг Х. Человек и мир профессий – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990. 63. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. Части I и II. – М.: Изд-во «Союз», 1994. 64. Теория социальной работы: учебник / под редакцией профессора Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. 65. Фетюхин М.И. Социальное право: курс лекций. – Волгоград: изд-во ВолГУ, 1998. 66. Щекин Г.В. Профориентация в строительстве. – М.: Стройиздат, 1990. 67. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М. Прогресс, 1977г. Приложение №1 Схема профессионального самоопре Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru