Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности самосознания подростков ID работы - 614402 психология (дипломная работа) количество страниц - 68 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение 3 Глава 1. Обзор литературы по проблеме самосознания подростков 6 1.1. Психологические особенности подросткового возраста и трудности формирования личности 6 1.2. Понятие сознания и самосознания. Смысловые структуры сознания 16 1.3. Понятие о самооценке и самоотношении личности как части самосознания 31 Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей самосознания подростков 42 2.1. Программа исследования 42 2.2. Результаты исследования 51 2.3. Выводы 59 Заключение 61 Библиография 63 Приложения 68 ВВЕДЕНИЕ: Введение Актуальность проблемы исследования. Существующие перемены в социально-экономической жизни страны требуют максимальной актуализации самовыражения и самосознания личности. Поэтому изучение особенностей самосознания современных подростков во всей сложной её социальной опосредованности необходимо, прежде всего, через поиск субъективных резервов личности и возможностей оптимизации общественных влияний с учетом особенностей данного возраста. Актуальность проблемы исследования усиливают и существующие противоречия: - между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в подростковом возрасте; - между новой внутренней позицией и прежним объективным положением подростка; - между актуальной для подростка системой отношений с действительностью и его способностью реализовать эти отношения. Следует отметить, что в настоящее время недостаточно исследований, посвященных рассмотрению исследуемой нами темы. Сложность и многогранность личностных изменений в подростковом возрасте, интерес к становлению самосознания и Я-концепции, определяющая роль перечисленных аспектов на ход дальнейшего развития личности обуславливает значимость и актуальность выбранной нами темы исследования: «Особенности самосознания подростков». Вместе с тем, важные аспекты исследования самосознания подростков остаются недостаточно изученными. В исследованиях не раскрыто соотношение их компонентов в процессе становления личности подростка. Цель исследования - изучить особенности самосознания подростков, а также условия и факторы, влияющие на него. Объект исследования — самосознание в подростковом возрасте. Предмет исследования - индивидуальные особенности самосознания в старшем подростковом возрасте. Теоретические и экспериментальные задачи исследования: 1) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2) выявление индивидуальных особенностей самосознания у подростков. 3) оценка степени сформированности смысловых структур самосознания. 4) выявление специфики самооценки и самоотношения в исследуемом возраста. 5) проведение эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей самосознания подростков. Методологическую основу исследования составили научные принципы: системности, развития, детерминированности процессов, состояний и свойств личности; методологические концепции: субъектно-деятельностного, акмеологического и личностного подходов. Эмпирическую базу исследования составили: 26 подростков, из которых 13 девочек и 13 мальчиков, средний возраст - 14,5 лет. Научная новизна. Представлен теоретический анализ взглядов ученых, позволяющий уточнить содержательные характеристики самосознания, самоотношения и самооценки подростка. В зависимости от общего направления личностной теории получают различную содержательную характеристику понятия «самооценка», «самосознание» и «Я-концепция» с её структурными компонентами. В научных направлениях психологии подростковый возраст выделяют как стержневой период развития самосознания. Общие тенденции и недостатки в решении проблемы самосознания личности демонстрируют правомерность использования взаимодополняющих идей различных научных направлений. Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные положения, выводы и научно-практические рекомендации могут быть использованы в оптимизации изучаемого процесса. Материалы исследования используются в процессе подготовки, переподготовки и повышении квалификации практических психологов. Глава 1. Обзор литературы по проблеме самосознания подростков 1.1. Психологические особенности подросткового возраста и трудности формирования личности Психология подросткового возраста – один из старейших разделов возрастной психологии (сегодня ее более точно называют психологией развития), Л.С. Выготский в конце 1920-х годов, справедливо заметил, что общих теорий в ней гораздо больше, чем твердо установленных фактов, как в зарубежной, так и в советской психологии. Наряду с различными зарубежными теориями и концепциями, которые рассматривали старшего подростка и юношу такими, как биогенетическая теория Стэнли Холл (1884-1923), Арнольд Гезелл (1880-1961); концепция персонологической (личностной) ориентации Эдуард Шпрангер (1882-1963), Шарлотта Бюлер (1893-1982); Жан СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Библиография 1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.- Воронеж, 1996 2. Анцыферова Л.И. «Некоторые теоретические проблемы психологии личности» / Вопросы психологии, М., № 1, 1978 3. Асеев В.Г. «Мотивация поведения и формирование личности», М.,1976 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. 5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М. – Воронеж, 1995 6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24. 7. Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности. –М., 1983 8. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека» М.,1990 9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984 10. Вопросы психологии школьника / Ред. Божович Л.И. Известия АПН РСФСР, вып.36, 1951 11. Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г. с. 33 12. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития – Вопросы психологии, 1972 №2 13. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1988 14. Гаврилов Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М., 1984 15. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. «Физиология высшей нервной деятельности», Р.-на-Д., 1999, С. 199 16. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., «Педагогика» 1987 17. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. – М., 1989 18. Закс Л. Статистическое оценивание. – М., 1976 19. Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии», М., 1982. 20. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980 21. Изард К. Э. «Психология эмоций», СПб.,2000, 22. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы», СПб, 2000 23. История зарубежной психологии 30-60 годы XX века– М.: Тест, 1986 24. Кон И.С. В поисках себя. М. Изд. Политическая литература.1984. 25. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999 26. Криулина А.А. «Психология женщины», Курск, 1994 27. Кроглус А.В. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и ее значение. Новые идеи в философии. СПб, 1934 28. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., Политиздат, 1975. 29. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения т.1 /под ред. В.В. Давыдова и др., М., 1983 30. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека. Т.1. – М., 1959 31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. – Издательство МГУ, 1971 32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972. 33. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983. 34. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, 1984, С. 205. 35. Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис., М., 1987 36. Майерс Д. «Социальная психология», СПб,2000, С. 257. 37. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990 38. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М: Просвещение, 1990 39. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с. 40. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999. 41. Мерлин В.С. Лекции по методике мотивов человека Пермский Гос. Пед. Институт – Пермь, 1978 42. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988 43. Миллер Д., Галавитер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения – М., 1964 44. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г. 45. Мюррей. Исследование личности. Воронеж, 1993 46. Наенко Н.И. Психологическая напряженность. – М., 1996 47. Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 48. Новые исследования в психологии /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1987 49. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987 50. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. с. 156 51. Педагогическая диагностика в школе /под ред. Кочеткова А.И. – Минск, 1987 52. Петренко В.Ф Психосемантика сознания, - М., 1988 53. Петровский А.В. Быть личностью, - М., 1990 54. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972. 55. Психология: Словарь/ Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского.- 2-е изд., исправ. и доп.- М.: Политиздат, 1990. 56. Райский Б.Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании, - Волгоград, 1996 57. Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград 1997 58. Рогов А. Настольная книга психолога в образовании – М., 1995 59. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994. 60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПитерКОМ, 1999 61. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: "Мецниереба", 1989 62. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 63. Столетов В.Н. Становление личности. _ М., 1987 64. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 65. Фопель К. «Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.», М., 2000 66. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001, С. 93. 67. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000 68. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности», СПб,2000 69. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. 70. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971. 71. Язов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987 72. Якобсон М.П. Психологические проблемы мотивации поведения. –М., 1969 Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru