Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ID работы - 683244 психология (дипломная работа) количество страниц - 122 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 1.ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5 1.1.РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ 19 1.2.РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 26 2.СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 32 2.1.ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 48 3.ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 74 3.1.ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 79 ВЫВОДЫ 86 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90 ПРИЛОЖЕНИЯ 94 ВВЕДЕНИЕ: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему речевого общения чрезвычайно актуальной. Речевое общение является неотъемлемой частью существования таких областей жиз-недеятельности человека как образование, наука и искусство, в свою очередь, тесно взаимосвязанных между собой в силу диалогичности своей сущности. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов, от-клонения в развитии детей, связанные с нарушением функций интеллекту-альной сферы, так или иначе сказываются на их речевом мышлении. Обычно работа по развитию речевого мышления в классах вспомога-тельных школ осуществляется на уроках русского языка, на уроках развития связной речи и на уроках литературы при анализе содержания и языка худо-жественных произведений. При аналогичных с общеобразовательной школой конечных целях (повышение произносительной культуры речи, обогащение словарного запаса, усвоение норм лексической и синтаксической стилистики, развитие навыков и умений связной устной и письменной речи) в специаль-ных (коррекционных) учебных заведениях проставлены иные акценты, пре-дусмотрены особые направления, которые являются характерными для обу-чения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного разви-тия детей являются главным условием их эффективного обучения и воспита-ния, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадапта-ции. Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эф-фективности ранних коррекционно-воспитательных мероприятий. Это связа-но с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наибо-лее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в раз-витии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впослед-ствии скорректировать их крайне сложно. Воспитание детей с отклонениями в интеллектуальном развитии от-личается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекцион-ной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных меро-приятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсатор-ных и возрастных возможностей ребенка. Важнейшим аспектам формирования речевого мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью посвящено множество научных работ и монографий известных ученых-педагогов: Алексиной Л.И., Беловой-Давид Р.А., Цветович Л.Р. Мастюковой Е.М., Леонтьева А.Н., Леонтьева А.А., Лу-рия А.Р, Юдовича Ф., Розенгарт-Пупко Г.Л. и др. Актуальность данной проблемы в современной общественной дейст-вительности и обусловила выбор темы настоящей дипломной работы и ее ос-новную цель: изучить и проанализировать систему формирования речевого мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью на материалах уроков русского языка. Поставленная цель дипломной работы реализуется решением сле-дующих задач: 1. Рассмотреть проблему нарушения речевого общения у детей; 2. Проанализировать специфику речевого мышления у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 3. Привести концепции изучения познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью в отечественной и зарубежной педаго-гике; 4. Выявить особенности речемыслительной деятельности школьни-ков с интеллектуальной недостаточностью; 5. Исследовать организацию и содержание методики изучения рече-мыслительной деятельности детей. 6. Предложить методическую основу развития речи учащихся с ин-теллектуальной недостаточностью на основе проведенных исследований. В процессе изучения и обработки материалов применялись следую-щие методы исследований: абстрактно-логический, монографический, стати-стический, использовались основные приемы анализа. Информационную основу работы составили материалы уроков рус-ского языка во вспомогательных школах, специальная литература по иссле-дуемой теме отечественных и зарубежных авторов. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Алексина Л. И. Динамика речевого развития умственно отсталых учащих-ся с нарушениями речи: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977. 2. Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чув-ственного познания. М., 1960. 3. Бейн Э. С Величина отдаленного объекта восприятия умственно отсталых и глухонемых школьников.– В сб. Вопросы психологии глухонемых и ум-ственно отсталых детей. - М., 1940. 4. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. М., 1969. 5. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. М., 1972. 6. Вайзман Н. П. К вопросу дифференциальной диагностики олигофрении и задержек развития. Сб. «Дети с временными задержками развития». /Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., «Педагогика», 1971. 7. Василевич А. П. К вопросу об использовании субъективных оценок как источника сведений о частоте слов-стимулов // Вероятностное прогнози-рование в речи. М., 1971. 8. Василевская В. Я. Дети, неуспевающие в младших классах массовой шко-лы. Сб. «Принципы отбора детей во вспомогательные школы». /Под ред. Г. М, Дульнева и А. Р. Лурия. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. 9. Винарская Е. Н. К изучению вероятностных отношений в речевой дея-тельности//Вопросы языкознания. 1969. № 1. 10. Власова Т. А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей. М., 1972. 11. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., «Просвещение», 1967. 12. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956. 13. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956, 14. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934. 15. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. –В кн. Избранные психологические исследования. - М, 1956. 16. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960. 17. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. 1968. 18. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. 19. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.-Л., Учпедгиз, 1935. 20. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследо-вания. - М., 1956. 21. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в CCCР, 1959. №1. 22. Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа//Вопросы психологии. 1957. № 6. 23. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме "Фор-мирование умственных действий и понятий". - М., 1965 (на правах руко-писи). 24. Гвоздев А.Н Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. 25. Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний). /Под ред. М. С. Певзнер. М., «Просвещение», 1966. 26. Дефектологический словарь / Под ред. А. И. Дьячкова. М., 1970. 27. Евлахова Э. А. Особенности восприятия сюжетно-художественных картин учащимися вспомогательной школы. Автореферат канд. дис. - М., 1998. 28. Егорова Т. В. Анализ зрительно воспринимаемых объектов неуспеваю-щими школьниками младших классов. //«Дефектология», 1969, № 2. 29. Занков Л. В. К вопросу о своеобразии памяти умственно отсталых детей.// Бюллетень «Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах», 1940, № 8. 30. Занков Л. В. О педагогическом исследовании проблемы обучения и разви-тия. //Материалы I симпозиума «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969. 31. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962. Зейгарник Б. В. Введение в патопсихологию. М., 1989. 32. Иванова А. Я. «Обучающий эксперимент» как принцип оценки умствен-ного развития детей. Канд. дис. М., 1968. 33. Из записных книжек Л. С. Выготского // Вестник МГУ. Серия 14. Психо-логия. 1977. № 2. 34. Исенина Е. Н. Нарушение антонимических связей у больных шизофрени-ей //Новые исследования в психологии и возрастной-физиологии. 1971. № 2. 35. Комлев Н. Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969. 36. Крушевский Н. В. Очерки науки о языке. Казань, 1883. 37. Леонтъев А. А. Слово в речевой деятельности. М., 1965. 38. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как ино-странному. М., 1970. 39. Леонтьев А. А. Психолингвистика. Л., 1967. 40. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. 41. Леонтьев А. А. Речь // Общая психология. М., 19706. 42. Леонтьев А. А. Теория речевой деятельности. М., 1968. 43. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. /Под ред. Л. С. Волко-вой. М., 1989. 44. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965. 45. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательного //Известия АПН РСФСР. М., 1946. Вып. 7. 46. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. 47. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции у аномальных детей. М., 1975. 48. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1965. 49. Лурия А. Р. Курс общей психологии. М., 1965. 50. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970. 51. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. 52. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 53. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М., 19? 54. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ре-бенка. М., 1956. 55. Люблинская А. А. Роль языка в умственном развитии ребенка//Ученые за-писки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1955. 56. Мастюкова Е. М. Системогенез нервно-психической деятельности у детей с анте- и перинатальными поражениями мозга. Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 1978. 57. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе. - М, 1978. 58. Осипова Н. С. Опыт формирования внимания у умственно отсталых школьников.–В сб.: Управляемое формирование психических процессов. - М., 1977. 59. Пантина Н. С. Зависимость формирования навыка от типа ориентировки. //Вопросы психологии, 1957, № 4. 60. Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1988. 61. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М., 1968. 62. Пиаже Ж. и Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. (пер. с франц.) - М.: ИЛ, 1963. 63. Пиаже Ж. Проблемы генетической психологии. "Вопросы психологии", 1955, № 3. 64. Пинский Б И. Психологические особенности деятельности умственно от-сталых школьников. - М, 1962. - С.225–266. 65. Розенгарт-Пупко Г. Л. Развитие речи ребенка раннего возраста. М., 1947. 66. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М., 1948. 67. Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963. 68. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 69. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 70. Рубинштейн С. Л. Психологические воззрения И. М. Сеченова и советская психологическая наука // Вопросы психологии. 1955. № 5. 71. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970. 72. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. 73. Синев В.Н. Развитие Г. М. Дульневым теории коррекционной работы во вспомогательной школе. //Дефектология, 1979. - № 1. - С.48. 74. Соботович Е. Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении // Нервно-психические и речевые нарушения. Л., 1982. 75. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М., 1999. 76. Талызина Н. Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических поня-тий // Материалы совещания по психологии. М., 1957. 77. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. 78. Феофанов М.И. Развитие синтаксического строя учащихся начальной школы // Основы методики обучения русскому языку. - М., 1965. 79. Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М., 1971. 80. Фрумкина Р. М. Субъективные оценки частот слов и вероятностное про-гнозирование в речевом поведении//Вопросы психологии. 1970. № 3. 81. Фрумкина Р. М., Василевич А. П. Вероятность слова и восприятие речи // Вопросы порождения речи и обучение языку. М., 1967. 82. Фрумкина Р. М., Василевич А. П., Добрович А. Б. Вероятностная органи-зация речевого опыта в норме и патологии // Вероятностное прогнозиро-вание в речи. М., 1988. 83. Шиф Ж. И Подбор сходных цветовых оттенков и называние цвета. В сб.: Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. Л. В. Занкова и И.И. Данюшевского. - М., 1940. 84. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у детей. М., 1968. 85. Энгельс Ф. Диалектика природы. - М., 1969. - С.151. 86. Ядэшко ВИ. Развитие речи детей от года до пяти лет. - М., 1966. 87. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1971. 88. Xинчин А. Я. Педагогические статьи. - М.: АПН РСФСР, 1963. 89. Alahuhta E. On the defects of perception, reasoning spatial orientation ability in linguistically handicapped chii Acad. dis. Helsinki, 1976. 90. Ajuriaguerra J. de, Jaeggi A., Guiguard F., Kocher F. Evolution et prognostic de la disphasie chez l'eniant//Pi atrie de 1'enfant. 1965. N 8. 91. Bay E. Principles of classification and their influence our concepts of aphasia // Disorders of language. Ciba Foition Symposium. L., 1964. 92. Beyn E. S., Vlasenko I. T. Verbal Paraphasis of Ap Patients in the. Course of Naming Actions//Disorders of munication. 1974. V. 9. N 1. 93. Benton A. L. The cognitive functioning of children developmental disphasia//Developmental Disphasia. L., 1998. 94. Efron R. Temporal perception, aphasia and deja-vu//t 1963. N 86. 95. Goldstein К,- Die Lokalisation der Grofihirnrinde//1-buch d. Norm. u. Pathol. Physiol. Berlin, 1927. 96. Goldstein K. Language and language disturbances. 1 sic symptom complexes and their significance for medicine theory of language. N. Y., 1960. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru