www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Особенности развития ребенка в неполной семье (материнские внебрачные семьи)


ID работы - 714588
психология (дипломная работа)
количество страниц - 87
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
Глава 1. Теоретические основы влияния семьи на развитие ребёнка 7
1.1. Характеристика современной семьи 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи 14
1.3. Особенности воспитания ребенка в неполной семье 26
1.4. Неполная семья за рубежом 31
Глава 2. Влияние неполной семьи (материнская внебрачная семья) на нравственное воспитание ребёнка 39
2.1. Характеристика материнской внебрачной семьи 39
2.2. Нравственное воспитание ребёнка в материнской внебрачной семье 63
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложения 73




ВВЕДЕНИЕ:



Не секрет, что неполные семьи – острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества неполных семей как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. В настоящее время проблема семейного благополучия стоит достаточно остро. Так, 36% принявших участие в исследовании детей воспитываются в неполной семье, только 3,3 из них – по причине того, что один из родителей погиб . Как показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития.
Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка. Ведущую роль в это время играет взрослый. Именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. В семье, как в первом микромире, складываются первые представления ребенка о мире, о добре и справедливости, ответственности и долге. Семья с её постоянным и естественным воздействием формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.
Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Неполной, по формулировке социологов, называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие. Божович Л.И. в работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.
Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.
Проблема: каковы основные направления психологической помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка в неполной семье.
Цель исследования: изучение особенностей воспитания ребёнка в неполной (материнской внебрачной) семье.
Объект исследования: неполные семьи.
Предмет исследования: воспитание ребёнка в неполной семье.
Гипотезами исследования выступили предположения о существовании следующих закономерностей:
1) между детской агрессивностью и шкалой эмоциональных состояний «спокойствие-тревожность» существует обратная связь;
2) между шкалой эмоциональных состояний «уверенность в себе – беспомощность» и детско-родительским взаимодействием «принятие» существует прямая связь;
3) между детско-родительским отношением «сотрудничество» и стратегией поведения в конфликтной ситуации «избегание» существует прямая связь;
4) между враждебностью детей и стратегией поведения в конфликтной ситуации «соперничество» существует прямая связь.
Задачи исследования:
1. дать психолого-педагогическую характеристику неполной семье;
2. рассмотреть особенности воспитания ребёнка в неполной семье;
3. исследовать материнскую внебрачную семью;
4. изучить нравственное воспитание ребёнка в материнской внебрачной семье.

Для решения задач и проверки гипотез исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- психодиагностические;
- математические методы обработки экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная база:
1) Методика исследования агрессивности А.Басса - А.Дарки
2) Методика самооценки эмоциональных состояний
3) Детско-родительские отношения подростков (ДРОП)
4) Методика тест-Томаса на определение стратегии поведения в конфликтной ситуации К.Томаса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта сущность проблемы влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка в семье в современной психологии и педагогике, и выявлены особенности влияния детско-родительских отношений в неполной семье на развитие личности ребенка.
Стуктура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М., 1989. 2. Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка // Народонаселение. 1998, № 2 3. Балыгин М.М. Образ жизни семьи и здоровья детей раннего возраста // Здравоохранение РФ. 1998, № 3 4. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999 5. Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980 6. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. 7. Валетас М., Прокофьева Л.// Отцы и дети после развода // Демоскоп weekly. 2001, № 9-10 8. Валлерштейн Дж.В., Келли Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности. // Покровский Н.Е. (под ред.) Лабиринты одиночества. М., 1989 9. Гаврилова Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1988. 10. Григорьева Е. Дети после развода//Семья и школа. 1995. 11. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001, №11. 12. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия» М., 2000 13. Захаров С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России // Социологические исследования. 1997, №7 14. Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М., 1997 15. Каменева Т.Н., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент». Курск, 2001 16. Карелина А.А Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические тесты В 2т. - М., 2001. - Т.2. С.69-77 17. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990. 18. Кон И.С. Отец // Неделя. 1979, №11 19. Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей // Психологическая наука и образование 2003, №4 20. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. – Магнитогорск, 1999. 21. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. — М., 1990. 22. Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984 23. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. –М, 2006. 24. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение с взрослыми. — Кишинев, 1993. 25. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1979 26. Лысова А.В. Психология семьи. Часть 2. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003 27. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Ершова Н.М. (под ред.) Воспитание детей в неполной семье. М., 1980 28. Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В. Чей я- мамин или папин? М., 1995. 29. Одинокая мать и ее ребенок // Энциклопедия молодой женщины. М., 1989 – С 70. 30. Пикхарт К. Руководство для одиноких родителей. Пер. с англ. Муравьёвой Ю.-М. Издательство «РОСМЭН», 1998. 31. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. — Минск, 1999. 32. Синягина Н.Ю., Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. Владос., М.: 2003 33. Смирнова Е.О. и др. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 1999, №6 34. Ушаков Г. К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей. М., 1966 35. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. М.,1995 36. Целуйко В.М. Неполная семья. — Волгоград, 2000. 37. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос, 2003. 38. Чем чревато расти без отца // Пробудитесь! 2000, №2 39. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. М., 2000 40. http://vsetesti.ru
Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru