Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности психологической работы с девиантными подростками ID работы - 697360 психология (дипломная работа) количество страниц - 99 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение Глава I. Проблемы влияния социального сиротства на личность подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей 1.1. Влияние семейной депривации на психическое развитие ребенка на разных возрастных этапах 1.2. Особенности эмоционального развития семейно-депривированных подростков 1.3. Мотивационно-потребностная сфера личности подростка Глава II. Организация и методы исследования. 2.1. Организация исследования 2.2. Методы исследования. 2.2.1. Теоретическое обоснование методов исследования. 2.2.2. Характеристика методов исследования. Глава III. Результаты эмпирического исследования 3.1. Изучение доминирующей мотивации подростков из детского дома и общеобразовательной школы 3.1.1. Изучение доминирующей мотивации подростков из детского дома 3.1.2.Изучение доминирующей мотивации подростков из общеобразовательной школы 3.1.3.Сравнительный анализ 3.1.4.Вывод 3.2.Программа психологической коррекции эмоционально-личностных нарушений социальных сирот младшего подросткового возраста. 3.4. Динамика показателей агрессии, аутоагрессии, тревожности и типов доминирующей мотивации социальных сирот Заключение Выводы Библиография Приложение ВВЕДЕНИЕ: На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными демократическими изменениями в обществе и государстве, происходит обострение социальных проблем - снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, ослабление защищенности семьи и детей со стороны государства. Это привело за последние годы к возрастанию количества детей и подростков с дефицитом родительского попечения. В России в настоящее время 900 тысяч детей-сирот, причем 90% из них - это "социальные" сироты, т.е. сироты при живых родителях, отказавшихся от ребенка, или лишенных родительских прав на почве алкоголизма или наркотической зависимости, недееспособных по болезни, находящихся в заключении, продавших жилье и оставивших детей без крыши над головой. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье, многие дети подвергаются негативному воздействию родителей - алкоголиков, наркоманов, бродяг, преступников. По данным Министерства образования РФ с 1995 по 2003 г. численность детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, возросла в 1,5 раза и продолжает увеличиваться (Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Метод. пособие/ Под ред. И.М.Иовчук. - М., 2003). Недостаток родительского внимания к детям оказывает негативное влияние на формирование их личности. Рассматривая формирование и становление личности в возрастном аспекте, отметим, что во многом решающим периодом является подростковый. Именно в это время личность "кристаллизуется", базовые подструктуры обретают "взрослые" очертания и жестко увязываются между собой. В детский дом, в основном, поступают дети, отвергнутые своими родителями, отягощенные различным негативным семейным и личным опытом, перенесшие различного рода травмы и насилие. Воздействие неблагоприятных условий жизни детей до помещения в детский дом, как правило, вызывает негативные психофизиологические изменения, приводящие к тяжелым последствиям их дальнейшего развития и социализации. У них отмечается замедленный темп психического развития, имеется ряд негативных особенностей, таких, как более низкий, по сравнению со сверстниками, живущими в семьях, уровень интеллектуального развития, значительно беднее и уплощеннее личностно-эмоциональная сфера, позднее и с большими затруднениями формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Данные социологических и психологических исследований свидетельствуют о различных патологических отклонениях в психическом и физическом статусе большинства воспитанников детских домов. В основном, это переходные состояния от здоровья к болезни, в более тяжелых случаях - болезненные состояния, преимущественно психические, психомоторные или психосоматические расстройства в их сочетании в структуре неврозов, аномалии развития личности или психопатии. Совокупность перенесенных психотравмирующих ситуаций и условий жизни и возникших, как следствие, вышеперечисленных нарушений развития приводят к социальной дезадаптации подростков-воспитанников детских домов (Прихожан А.М., Толстых Н.Н., 2005). Таким образом, актуальность выбранной темы исследования заключается в необходимости разработки адекватных путей социально-психологической коррекции, реабилитации и реадаптации подростков, оставшихся без попечения родителей. Тревожным симптомом является рост числа воспитанников детских домов и школ-интернатов с девиантным поведением, проявляющемся в различных асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность подростков, оставшихся без попечения родителей. Учитывая все вышесказанное, была сформулирована цель исследования - определение адекватных путей диагностики и коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы младших подростков, оставшихся без попечения родителей. Объект исследования - развитие эмоционально-личностной сферы детей, оставшихся без попечения родителей. Предмет исследования -эмоционально-личностные и мотивационно-потребностные характеристики социальных сирот младшего подросткового возраста и подростков из общеобразовательных школ. Гипотеза исследования: признаками социально-психологической дезадаптации социальных сирот младшего подросткового возраста являются такие эмоционально-личностные нарушения, как высокий уровень агрессивности, аутоагрессивности, тревожности и враждебности, девиации ценностно-потребностной сферы, проявляющиеся в преобладании мотивации, подчиненной принципу удовольствия, в ущерб мотивации, подчиненной принципам ценности и реальности. Эти негативные проявления могут быть нормализованы с помощью программы психологической коррекции девиантного поведения семейно-депривированных подростков направленной на нормализацию мотивационной сферы, снижение уровней агрессии и аутоагрессии. Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования: 1. Анализ отраженных в психологической литературе представлений о влиянии семейной депривации на личностное развитие ребенка. 2. Подбор и апробация диагностического комплекса, учитывающего особенности эмоционально-личностного развития социальных сирот. 3. Выявление особенностей эмоционально-личностной сферы социальных сирот в сравнении с их сверстниками из группы нормы. 4. Определение типов доминирующей мотивации социальных сирот в сравнении с их сверстниками, воспитывающимися в семьях. 5. Проведение программы социально-психологической коррекции нарушений эмоционально-личностного развития социальных сирот. 6. Определение динамики показателей агрессии, аутоагрессии, тревожности и типов доминирующей мотивации социальных сирот после проведения психологической коррекции. Практическая значимость дипломной работы заключается в следующем: материалы исследования использованы для организации комплекса психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, осуществленных на базе детского дома и средней общеобразовательной школы №53 г. Москвы. Выявленные особенности динамики личностного развития социальных сирот могут быть использованы в диагностической и коррекционной работе психологической службы детских домов и школ-интернатов. Структура диплома состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложений с образцами использованных методик, первичными данными и таблицами. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 2000. 2. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. - М.: Оама-пресс, 2001. 3. Бернс. Р. Что такое Я-концепция / Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2000. - С. 333-392. 4. Василюк Ф.Е. Психология переживаний.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-200 с. 5. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В. Агрессия и аутоагрессия: предпосылки, проявления, последствия /монография/ - Тула, ТГПУ, 2005 - 412 с. 6. Головко Н.В. Специфика формирования эго-защитных механизмов и состояния здоровья у детей, воспитывающихся в детских домах // Дисс... на соискание звания канд. псих. наук. - СПб., 2004. 7. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М: Новая школа, 1996. - 352 с. 8. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987 г. - С. 7-26. 9. Евдокимова Ю.Б. Идеализированный образ родителей как фактор девиантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи//Дисс... на соискание звания канд. псих. наук. - Калуга, 2004. 10. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71. 11. Ениколопов С.Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псковского вольного университета.- 1994.- № 1. - С. 62-68. 12. 3ейгарник Б.В. Теория Курта Левина. - М.: МГУ. - 1981. -117 с. 13. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Диагностика характера подростков. - СПб.: ФАРМиндекс, 2001. - 68 с. 14. Козлов В.В., Клюева Н.В. Социальная и психологическая адаптация детей из детских домов. - Ярославль, 2004. - 223 с. 15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1998. - 177 с. 16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт", 2003. - 464 с. 17. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.Ф., Сенкевич Л.В., Столярова Г.И. Подросток без семьи: интеллект, потребности, мотивы /монография/ - Тула, ТГПУ, 2005 - 233 с. 18. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - 334 с. 19. Левченко И.Ю. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей // Психолого-педагогическая диагностика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - С. 20-54. 20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971. С. 1, 13-20, 23-28, 35-39. 21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.-304 с. 22. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. - М., 1994. 23. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Под ред. В.С.Мухиной. - М., 1991.-223 с. 24. Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 1999. - 478 с. 25. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 32-39. 26. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Проблемы сиротства в России: социально-исторический и психологический аспекты//Семейная психология и семейная терапия.- 2001. - №1. - С.5-37. 27. Пашина Е.П., Рязанова А.Х. Особенности эмоциональной сферы у воспитанников и сотрудников детского дома / Психологический журнал. Сер.14: Психология. - 1993. - №1. 28. 29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990. - 160 с. 30. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. - М. 1995. - С. 337-371. 31. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с. 32. Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с. 33. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Т.1. - 312 с. 34. Ричардсон Д., Бэрон Р. Агрессия. - СПб: Питер, 1998. 35. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с. 36. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). - М.: Изд-во МГПУ, 1999 . - 277 с. 37. Рыжов Б.Н. Психическая работоспособность в экстремальных условиях профессиональной деятельности // Автореф. дисс... докт. психол. наук. - Тверь, 2001. 38. Сироты России: проблемы, надежды, будущее // Материалы межрегиональной конференции. - М., 1994. - 72 с. 39. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Метод. пособие/ Под ред. И.М.Иовчук. - М., 2003. 40. Соловьев З.М. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: концептуальные подходы и педагогическая практика // Программно-методическое обеспечение управленческой и учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / Отв. ред. Л.К.Селявина. - М.: Центр "Школьная книга", 2004. - С. 13-23. 41. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с. 42. Тищенко А.А. Адаптивная модель бесконфликтной интеграции воспитанников сиротских учреждений в среду самостоятельной жизнедеятельности // Программно-методическое обеспечение управленческой и учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Центр "Школьная книга", 2004. - С. 27-36. 43. Трухманова Е.Н. Факторы дезадаптации подростков, воспитывающихся в сельских детских домах // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., Челябинск, 2003. - С. 213-225. 44. Трухманова Е.И. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации: Автореф. дис. … канд. психол наук. - М., 2004. 45. Франкл В. Воля к смыслу/Пер, с англ. - М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. - 368 с. 46. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М.: Просвещение, 1990. - 448 с. 47. Фрейджер Р. Фейдимен Д. Личность, теория, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм "Еврознак", 2001. - 864 с. 48. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М, 1998. 49. Холл К.С., Линдсей Г.Теория личности.- М.:ЭКСМО-Пресс,,1999. - 592с. 50. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика. 1989. 51. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Акад. Проект; Трикста, 2005. - 336 с. 52. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004. - 384 с. 53. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20. 54. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994. -167 с. 55. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с. 56. Эриксон.Э. Детство и общество. - СПБ.: Ленато АСТ, 1996 . - 592 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru