Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ID работы - 618561 психология (дипломная работа) количество страниц - 107 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1.Ключевые понятия в определении стресса 6 1.2.Эмоциональные реакции подростка на социальную ситуацию 10 1.3.Особенности общения в подростковом возрасте 20 1.4 Особенности идентификации с собственным Я.Кризис личности подростков 38 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 44 2.1. Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности 46 2.2. Исследование тревожности (опросник Спилберга - Ханина) 47 2.3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки) 48 2.4. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение» 50 2.5. Опросник Г.Айзенка 50 2.6. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста 51 ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ 53 3.1. Оценка тревожности, фрустрированности и агрессивности 53 3.2. Исследование личностной тревожности 56 3.3. Диагностика состояния агрессии 58 3.4. Оценка самочувствия, активности, настроения 61 3.5. Оценка интро- и экстровертированности 63 3.6. Определение силы нервных процессов 65 ГЛАВА IV. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА 68 4.1. Психокоррекционная работа с подростками, программа курса «Курс выживания для подростков» 68 4.2. Профилактическая работа с родителями 82 4.3. Программа курса «Семья как институт воспитания» 84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97 Выводы 99 Список литературы 100 Приложение 102 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Изучение эмоционального развития является одной из актуаль¬ных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей онтогенеза челове¬ческой психики и создания целостной концепции психического разви¬тия. До сих пор проблема эмоционального развития остается теорети¬чески наименее разработанной. Вместе с тем ее решения требует не только логика развития пси¬хологического знания, но и практические запросы. Эмоциональная сфе¬ра является непосредственным объектом воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности без знания осо¬бенностей строения эмоций и закономерностей их развития. Необхо¬димость разработки этой проблемы обусловлена также теми требова¬ниями, которые к научному знанию предъявляет практика психодиаг¬ностики и воспитания. Особую важность имеет изучение эмоционального развития в под¬ростковом возрасте. Подростковый период - наиболее эмоциогенный, критический период развития, сопряженный со специфическими эмоцио¬нальными трудностями. Он является периодом кризиса адаптацион¬ного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи стрессовых расстройств в подростковом возрасте с осо¬бенностями эмоционального развития. В настоящее время наблюдается дефицит исследований, которые разрабатывали бы собственно вопросы эмоционального развития под¬ростка. Тем не менее, в различных теориях подросткового возраста, так или иначе, затрагиваются эти проблемы. Существуют различные варианты интерпретации эмоциональных сдвигов в подростковый период. Возникновение определенных чувств, переживаний рассматривается как производное от процессов полового созревания, развития "Я", осо¬бенностей социального статуса подростка (Якобсон, 1966; Божович, 1958; Драгунова Т.,1972, Кон И.,1982, 1984 и др.). Актуальность исследования. Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс. Гипотеза: эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгармоничности, противоречивости личностных характеристик. Цель работы: исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка. Задачи: 1. Диагностика и выявление респондентов, подверженных стрессу. 2. Разработка методов коррекции для подростков, подверженных стрессу. 3. Профилактика стрессовых состояний у подростков (рекомендации родителям). Объект исследования: эмоциональный стресс у подростков. Предмет исследования: влияние эмоционального стресса на развитие личности. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процедурах консультирования и диагностики детей и взрослых, перенесших эмоциональный стресс, а также в работе школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, работников социальных служб. Методы исследования: 1. Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности 2. Исследование тревожности (опросник Спилберга - Ханина) 3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки) 4. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение» 5. Опросник Г.Айзенка 6. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста. ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1.Ключевые понятия в определении стресса «Термин "стресс" встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия: • сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на орга¬низм воздействие; • сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора; • сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для орга¬низма реакции разного рода; • неспецифические черты (элементы) физиологических и психо¬логических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности; • неспецифические черты (элементы) физиологических и психо¬логических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма» . Наиболее адекватно в современной психологии признается последняя из указанных трактовок термина "стресс". Также признается возможным пони¬мание стресса как неспецифических физиологических и психологи¬ческих проявлений приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические же проявления адап¬тивной активности при действии любых значительных для организ¬ма факторов обозначают как стресс в широком смысле. «Несколько иначе рассматривает стресс А.А. Welford, характеризуя его как результат несоответствия возможностей организма и предъявляемых к нему требований. Нечто подобное находим у П. Фресса, ха¬рактеризующего стресс как все личные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения» . Таким образом, стрессовым можно считать практически любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внут¬ренней сред, вызывающие ответную СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Абраменкова В.В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб, Питер,1999. 2. Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Пдагогика, 1995. 3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.: Наука, 1987 г. 4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: ЮВЕНТУС, 1991 5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М.: Психологическая служба, 1984 г. 6. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Педагогика, 1992 г. 7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: Психиатрия, 1996г. 8. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. Томск, Изд-во Томского гос-го ун-та, 1994. 9. Дармодехин С. В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М.: Педагогика, 1999 г. 10. Игошев К.Е. Семья, дети, школа. М.: Педагогика, 1989 г. 11. Кон И.С. Дружба. М.: Наука, 1980 г. 12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Психологическая служба, 1991 13. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, из-во Саратовского гос-го ун-та, 1976 г. 14. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991 г. 15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Наука, 1983 г 16. Можчинская Ю.Б. Агрессивность подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб, Питер, 1999. 17. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов н/Д, изд-во гос-го ун-та, 1997. 18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975 г 19. Полонский И.Я. Внешкольное общение или фактор формирования личности подростков и юношей. М.: Педагогика, 1983 г. 20. Психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам. Под ред. Ткаченко А.С. Брянск, ВОЛЕНТО, 1994. 21. Психология современного подростка. Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Психологическая служба, 1997 г. 22. Пэррет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002. 23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Педагогика, 1994 г. 24. Роуз М. Трудности с подростками. Руководство по воспитанию подростков. М.: Педагогика, 1994 г. 25. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Педагогика, 1991 г. 26. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Сб. науч. статей. Под. ред. С.К. Короленко М.: из-во МГУ, 1996. 27. Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред. Аракелова Г.Г. М.: Педагогика, 1990 г. 28. Хухлаева О.В. Счастливый подросток. М.: Педагогика, 2000. 29. Авдеев Д. А. Мы и стресс. Чебоксары, изд-во гос-го ун-та,1991г. 30. Апчелов В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб, 1999г. 31. Бодров В. Я. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Прометей, 1995г. 32. Веселова Е. В. Как снять стресс. Тверь, ТИОППКРО, 1995г. 33. Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс. М.: МНЭПУ, 1997г. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru