Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности профессии типа «человек-человек» (их еще называют помогающие профессии ID работы - 618157 психология (контрольная работа) количество страниц - 34 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение Актуальность работы. Персонал специальных служб, в чьи обязанности входит работа с людьми (профессии типа «человек-человек»), находящимися в различного рода экстремальных жизненных ситуациях, в настоящее время в различных исследованиях относятся к типу «помогающих профессий». Сюда входят такие специалисты как врачи, психологи, социальные работники и др. целью профессиональной деятельности данных людей является именно оказание помощи – решение жизненных, соматических и иных проблем пациентов. Персонал таких служб является достаточно многочисленным по составу, принимая на себя наибольшую часть рабочих нагрузок в ходе оказания лечебно-профилактической и консультационной помощи населению. Таким образом, в исследовании путей повышения эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы большое внимание необходимо уделять изучению особенностей профессиональной деятельности персонала «помогающих профессий» с целью предотвращения негативного влияния особенностей профессиональной деятельности на личность. В работах ряда отечественных и зарубежных авторов: Б.Д.Карвасарского, Г.С.Абрамовой, Л.Ф.Тихомировой, Г.И.Куценко, Е.И.Сошникова, Б.Н.Минчина, В.П.Рубана, И.Харди, Р.Калимо и др. [1,2,14,16,20,27,29,32] уделяется повышенное внимание социально-психологическим особенностям профессиональной адаптации медицинских работников к условиям деятельности. В работах Г.С.Абрамовой, Л.Ф.Тихомировой, Р.Конечного, Г.К.Ушакова, М.Боухала, Э.В.Боллза и др. [1,2,15,17,29] изучаются социально-психологические факторы профессиональной деятельности работников помогающих профессий, провоцирующие стрессовые состояния, возникновение синдрома хронической усталости и другие негативные симптомы. В данных исследованиях, таким образом, изучаются преимущественно факторы, способствующие профессиональной деформации личности в ходе оказания профессиональной помощи другому человеку. Тем не менее, к настоящему времени мало изученной является область личностных особенностей сотрудников, относящихся к помогающим профессиям, специфика избрания личностью данной области деятельности. В научных исследованиях установлен факт влияния особенностей профессиональной деятельности врачей, психологов на личность (Чью?), в частности – широко известен феномен эмоционального выгорания. Актуальной задачей является анализ специфики влияния особенностей профессиональной деятельности на эмоциональные особенности личности, выявление индивидуальных и психологических предпосылок избрания данного профессионального пути. Это будет способствовать снижению риска возникновения различных стрессовых состояний, получения эмоциональных травм личностью работника, относящегося к категории помогающих профессий. Целью работы является: изучение особенностей профессий типа «человек-человек» (здесь мы изучаем требования которые предъявляются к личности осваивающих профессию «человек-человек» ( тот кто работает или будет работать врачом, психологом, учителем, социальным работником и т.д.)и их влияния на эмоциональные особенности личности. 1. Специфика отрасли помогающих профессий (человек-человек) Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Чтобы сделать правильный выбор профессии, необходимо иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются следующие условия: - профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами. - профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причём, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека. Необходимо отметить, что к некоторым областям профессиональной деятельности интерес исследователей традиционно высок. (Чем высок?) Это касается, в первую очередь, особенностей так называемых «помогающих» профессий (В.Б. Базилевская, Н.А. Ипполитова, А.А. Леонтьев, А.К. Михальская, А.А. Мурашов, М.Р. Саввова, З.С. Смелкова, О.Г. Усанова и др.).( О чем они писали?) Есть работы, посвященные речевым коммуникациям в юриспруденции и медицине, военно-профессиональной среде (Н.В. Багрянская, Ч.Б. Далецкий, О.М. Дедова, Н.Н. Ивакина, Т.В. Мазур, М.Е. Новичихина, А.А. Панова и др.). Сегодня активное и целенаправленное изучение общения ведется в сферах обслуживания, коммерции, бизнеса (С.Б. Аракелян, Т.Н. Астафурова, Э.Э. Линчевский, Ю.П. Тимофеев, Л.А. Шкатова и др.). Профессиональное общение в «помогающих профессиях» имеет социально-ориентированный характер, поскольку в один человек получает профессиональную помощь от другого. Представители общей сферы деятельности несут на себе особую печать. Об этом говорит то, что довольно часто в качестве оценочной характеристики специалистов можно услышать «типичный учитель», «врач так врач», «настоящий начальник», тогда как нет выражений «типичный клиент», «прохожий так прохожий», «настоящий больной», то есть в этом случае при первых контактах специфическое не выделяется. При межличностном общении профессиональный коммуникатор должен учитывать важную психологическую потребность – это потребность человека чувствовать себя личностью. Человек всегда хочет, чтобы его воспринимали как индивидуальность, а не как одного из многих. Согласно распространенной классификации профессий Е.А. Климова, в основу которой положен критерий «объект труда», профессиональная деятельность разделена на следующие системы: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак» и «человек-художественный образ». (Как разделили? Почему? Для чего? -ТЕОРИЯ К профессиям типа «человек-человек», по определению Е.А. Климова, относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор) [15]. Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. [ ] Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются люди. Психологические требования профессий «человек-человек»: • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; • доброжелательность, отзывчивость; • выдержка; • умение сдерживать эмоции; • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; • способность владеть речью, мимикой, жестами; • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; • умение убеждать людей; • аккуратность, пунктуальность, собранность; • знание психологии людей. Основные стадии профессионального роста личности классифицированы следующим образом: - оптант – период, когда человек озабочен вопросом выбора или вынужденной перемены профессии, должности и делает этот выбор; - адепт – период становления в профессии и ее усвоение (студенты вузов и др.). Возможен многолетний или кратковременный процесс (в зависимости от профессии); - адаптант – стадия адаптации, привыкания молодого специалиста к работе. Вхождение во многие тонкости работы; - интернал – опытный работник, который может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Человек уже «внутри» профессии, вошел в работу определенно в самосознании и в сознании других; - мастер – эта стадия продолжается и далее, а характеристики остальных стадий как бы добавляются к ее характеристикам. Мастер должен решать простые и сложные профессиональные задачи. Он выделяется какими-то специальными качествами, умениями; обрел свой индивидуальный стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, у него есть основания считать себя в чем-то незаменимым; - авторитет – как и стадия мастерства, она суммируется с последующей. Авторитет – это мастер своего дела, хорошо известный в профессиональном кругу и за его пределами. Имеет высокие формальные показатели квалификации. С его мнением считаются коллеги и руководители. Профессиональные задачи решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками; - наставник – человек, у которого коллеги готовы поучиться и перенять опыт. (Влияние профессии на личность НЕ НАДО) Цель другая у нас. Большинство авторов, изучающих проблему влияния профессии на личность и специфику отрасли «помогающих профессий» строили свои исследования на основе изучения врачебной деятельности. Это неслучайно – именно призвание врача – в любой ситуации придти на помощь другому, приложить все силы для спасения его жизни и здоровья. Разнооб¬разие видов врачебной деятельности создает различные способы ее осуществления, широкое поле деятельности для профессионала, ставит проблему специфики влияния разных видов врачебной деятельности на профессиональную позицию медицинского работника. Современные авторы отмечают, что структура про¬фессиональной деятельности не остается постоянной, ее содержание изменяется с личностным ростом специалиста. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, наполнение ее новым смыслом через процесс персонализации. Профессиональная позиция строится, прежде всего, на отношении профессионала к жизни вообще - позитивном (жизнеутверждающем) или негативном (жизнеотрицающем), к себе и другим людям. Именно отношение к себе, умение ставить перед собой цели достижения определенного уровня профессионального и личностного самосовершенствования, нравственная зрелость личности позволяют не только успешно осуществлять профессиональную деятельность, но и избегать состояния «утраты себя», которое может быть вызвано психотравмирующим влиянием профессии. На основании выделенных С.Л.Рубинштейном способов жизненного пути А.Р.Фонарев характеризует три модуса человеческого бытия, которые определяют, каким образом используются, проявляются различные индивидуальные особенности в процессе профессиональной деятельности медицинского работника [32]: 1. Модус служения. Основное жизненное отношение - любовь к другим людям, что позволяет человеку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей. 2. Модус социальных достижений. Основное отношение к жизни - это соперничество, что, однако, иногда является препятствием для успешного становления профессионала. 3. Модус обладания. Другой человек является только объектом, средством для достижения собственных целей, нравственные преграды отсутствуют, что делает истинный профессионализм невозможным. В зависимости от преобладания какого-либо из данных модусов, может сформироваться определенный тип медицинского работника-профессионала. По мнению Г.С.Абрамовой [2], существуют определенные условия, при которых сохраняется сама Профессия медицинского работника. Одним из таких условий является сохранение функций и социальной значимос¬ти данной профессии, и это естественно — профессия врача социально необходима и удовлетворяет опреде¬ленным требованиям общества. Для самого профессионала ос¬воение предмета профессионального взаимодействия предполагает включение его в содержание Я-концепции. Это может выглядеть как осознание: "Я понимаю (чувствую, знаю), почему я этим занимаюсь". В профессиях, связанных с взаимодействием чело¬век-человек, огромное значение имеет ориентация на Другого как равноправного участника взаимодей¬ствия (Климов Е.А.) [15]. Именно в профессии медицинского работника ценностный подход к профессиональной деятель¬ности оказывает огромное влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. В профес ВВЕДЕНИЕ: СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академия, 1997. – 368 с. 2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учебное пособие. - М.: ЛПА «Кафедра -М», 1988. – 512 с. 3. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т.1 №1. С. 19-54. 4. Бажин Е.Ф. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК). – Ленинград, 1984. – 21 с. 5. Беляев И.И. Очерки психогигиены. М., 1973. – с. 20. 6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация челове¬ка. Л., 1988. – 200 с. 7. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с. 8. Боллз Э.В. Учитесь жить с Синдромом Хронической Устало¬сти М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 122. 9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с. 10. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 Т. Т2. – М.: Мир, 1992. – 376 с. 11. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с. 12. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1987, №4. 13. Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта. // Вестн. МГУ, Сер. 14. Психология, 2000, №2. 14. Калимо Р. Психосоциальные факторы и охрана здоровья работающих: обзор. / Сб. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Под ред. Р.Калимо, М.А.Эль-Батави, К.Л.Купера. Изд-во ВОЗ. – Женева: 1989. – 224 с. 15. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Казань. 1969. 16. Конечный Р., Воухал М. Психология в медицине. Прага, 1985. – 412 с. 17. Куценко Г.И., Е.И.Сошников, Б.Н.Минчин Оптимизация труда медицинских работников. // Советское здравоохранение, 1989, №10. 18. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984. –276 с. 19. Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 186 с. 20. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Том 22. № 1. 21. Психические состояния / Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с. 22. Психология. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Академ-А, 2000. – 512 с. 23. Психология экстремальных ситуаций / Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 480 с. 24. Психология профессиональной подготовки / Под ред. Никифорова Г.С. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 200 с. 25. Психологические проблемы профессиональной деятельности /Под ред. Л.Г.Дикой. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с. 26. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. С.А.Боровикова. – М.: Просвещение, 1990. – 210 с. 27. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 128 с. 28. Рубан В.П. Этико-деонтологические проблемы медицинских сестер стационара // Главная медицинская сестра. 1999, №0. 29. Степанов В.В. Примерные должностные инструкции персонала стационара. // Здравоохранение, 1997, №8. 30. Тихомирова Л.Ф. О некоторых результатах социологических исследований среди медицинских работников // Здравоохранение Российской Федерации, 1989, №4 31. Урванцев Л.П., Яковлева Н.В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе. // Психологический журнал, 1995, Том 16, №4, с. 98-108. 32. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2. 33. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник. - М., Просвещение, 1991. 34. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – Изд-во Академии наук Венгрии, 1981. – 345 с. 35. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., МГУ, 1981. 36. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1999. – 608 с. 37. Человек, производство, управление: Психологический словарь-справочник руководителя /По ред. А.А.Крылова, В.П.Сочивко. Л.: 1982.–112 с. 38. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. – 310 с. 39. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с. 40. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. – 649 с. 41. Эльштейн Н.В. Общемедицинские проблемы терапевтической практики. – Таллинн.: Вангус, 1983. – 276 с. 42. Энциклопедия практического самопознания /Сост. А.И.Красило. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1994. – 352 с. Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru