Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности мотивации общения через Интернет в юношеском возрасте ID работы - 611572 психология (курсовая работа) количество страниц - 48 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Основные аспекты проблемы общения 1.1. Функции, структура и средства общения 1.2. Особенности общения через сеть Интернет 1.3. Сущность мотивационной сферы личности и сфера общения Глава 2. Особенности мотивационной сферы студентов при общении в сети Интернет 2.1. Постановка проблемы и методы исследования 2.2. Сравнительный анализ данных исследования Заключение Приложение ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Для наиболее «продвинутых» стран и граждан мира Ин¬тернет стано-вится обычным средством общения и получения информации. Число пользо-вателей Интернет в различных странах мира к началу третьего тысячелетия достигло более 300 млн. человек и ежегодно увеличивается почти в 1,5 раза. Интернет - это новое глобальное средство коммуникации, позволяю-щее людям всех стран и народов, независимо от гра¬ниц, расстояний, законо-дательства, языка, вероисповедания и других факторов, общаться on-line, т.е. непосредственно, как в приватном разговоре, обмениваться впечатлениями. Для лю¬бого человека, обладающего сетевым компьютером, Интернет делает доступным все информационные ресурсы человечест¬ва, причем обеспечивает возможность получать информацию в самой комфортной обстановке — на своем рабочем столе, не выходя из дома. Несмотря на то, что в России доступ к Интернету имеет пока незначи-тельная, но постоянно растущая часть населения. Ин¬тернет начинает играть все более заметную роль во многих областях человеческой деятельности. Объем информации на русском языке в Интернете растет быстрыми темпами (практически удваивается каждый год), а число пользователей ежегодно уве-личивается в полтора раза. По мнению специалистов, темпы роста россий-ского Интерне¬та в ближайшие годы еще более возрастут. Поэтому роль и значение Интернета во всех сферах нашей жизни будут стре¬мительно увели-чиваться. В настоящее время молодежь не спешит создавать близкие и довери-тельные отношения со своими сверстниками, а предпочитает более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интим-но-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения. Эту сторону общения в настоящее время зачастую берет на себя Интернет. Доступ к Сети может быть возможен дома, в раз¬личных компьютерных клубах, в Интер¬нет-кафе, по месту учебы. Каким образом и с какой целью юноши и девушки используют Интернет? Во-первых, они испытывают по-треб¬ность в общении со сверстниками, в но¬вых знакомствах, в обмене ин-формацией. Эту потребность они реализуют через так называемые чаты, или разговоры текстом через Интернет, различного типа гостевые книги и доски объявлений и электронную почту. Одних привлекает возможность общаться от имени разных лиц (бесплатные электронные адреса можно зарегистриро¬вать на любую вымышленную фамилию и имя), другие компенсируют в Ин-тернете недостаток общения в повседневной жиз¬ни, третьи используют Сеть как способ самоутверждения. Немногочисленные пока исследования на тему общения в Интернет показывают, что подростки и лица юношеского возраста очень сильно разли-чаются по степени мо¬тивации к общению Сети [49, 65—69], здесь присутст-вует удовлетворение информационных потребностей, и подражательство, и стремление к развлечениям, и самоутверждение и многое другое, что требует пристального изучения. Цель данного исследования: выявить частотность общения студентов в сети Интернет и ее соотношение с мотивационной сферой личности. Объект: общение в сети Интернет Предмет: изучение особенностей общения студентов в сети Интернет Все это позволило сформулировать следующую гипотезу исследова-ния: существует непосредственная связь между мотивацией коммуникации личности и активностью общения через Интернет. Для реализации цели исследования нами были поставлены следующие задачи: 1. изучить психологическую литературу по проблеме коммуникации; 2. выявить основные группы студентов по частоте общения через Интер-нет путем анкетирования; 3. изучить особенности мотивационной сферы студентов 4. проанализировать полученные эмпирические данные, 5. Провести сравнительный анализ полученных данных: сопоставить ре-зультаты тестирования с выделенными группами по частоте общения через Интернет и выявить зависимость между частотой общения в Ин-тернет и мотивацией аффилиации. Решение поставленных задач связано с использованием различных ме-тодов исследования: 1. теоретическое исследование - изучение и анализ психологической литературы по проблеме; 2. наблюдение за студентами в процессе общения в сети Интернет; 3. анкетирование; 4. тестирование; 5. анализ эмпирических данных. Научная новизна исследования состоит в обосновании психологиче-ских условий зависимости обращения студентов к сети Интернет с целью общения с мотивационной сферой личности. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ 1.1. Функции, структура и средства общения Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отноше-ния людей. Поэтому категория "общение" является базовой для социально-психологической теории. Есть множество подходов к обоснованию этого по-ложения. Рассмотрим общение на базе сложившихся в отечественной литера-туре подходов. Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятель-ность, взаимную связь между людьми. Как справедливо отмечает М.Н. Ночевник, "невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми" [35, 37]. Межличностное обще-ние выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозмож-но полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, личности в целом и общества (социума). Ис-торический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что пол-ная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людь-ми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных свойств (феномен "детей-маугли"). Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью [35, 5]. "Ни для кого не секрет, - пишет польский психолог С. Мелибруда, - что межличностные отношения СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: ЛИТЕРАТУРА 1. Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. 2. Арестова О.Н.,Бабанин Л.Н., Bойскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. – М., 3. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психол. журн. - 1998. - T. 19 - C. 89-100. 4. Барни К. Телеконференция между советскими и американскими специалистами в области ЭВМ // Электроника. - 1985. - № 23. - C. 30-31. 5. Белобжеская Л. Л., Дедков А. Ф., Щерс А. Л. Реализация телеконференций в сетях ЭВМ // Интерактивные системы. - Тбилиси: Мецниереба, 1981. - Кн. 2. 6. Беляева А. В., Коул М. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психол. журн. - 1991. - Т. 12. - № 2. - C. 145-152. 7. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983. 8. Бодалев А.А. Психология общения. М., Воронеж, 1996. 9. Брудный А.А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. М.: 1977. 10. Буева Л. П. Человек: Деятельность и общение. М., 1978. 11. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 12. Войскунский А. Е. Научная коммуникация в условиях автоматизации //Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под. ред. М. Г. Ярошевского и О. К. Тихомирова. - М., 1987. 13. Войскунский А. Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций // Вопр. психологии. - 1991. - № 6. - C. 142-147. 14. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1984. 15. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997. 16. Гуманитарные исследования в Интернете / А. Е. Войскунский (ред.). - -М., 2000. 17. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты. // Вопросы психологии. 1993, №3. С. 5 18. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Kelase 2.0 (пер. с англ.). М., 1998. 19. Джойнер Р., Танстэлл К. Коллективное решение задач с помощью ЭВМ // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. - М.: Мир, 1976. - C. 146-171. 20. Джойнер Р. ЭВМ и будущее. – М., 1977. 21. Залесский П., Спектор М. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской интернет-аудитории // Мир Internet. - 1999. - № 7-8. - C. 42-44. 22. Зазнобина Л.С. Медиаобразование при обучении химии // Химия в школе. 1995 № 2 23. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994. 24. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. Ростов н/д, 1979. 25. Каган М.С. Мир общения. М., 1987. 26. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. 27. Коломинский Я.Л. Психология общения. М., 1974. 28. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996. 29. Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего. - М., 1997. 30. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., 1990. 31. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. М., 1999. 1. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. 2. Маслоу А. Навые рубежи человеческой природы / Перю с англ. М., 1999. 3. Мелибруда С. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск и общ. ред. А.А.Бодалева и А.П. Добрович. М., 1986. 4. Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М., 1988. 5. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971. 6. Парыгин Б.Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. - М., 1973. 7. Психологические проблемы социальной регуляции поведения/Под ред. Е. В. Шороховой и М. И. Бобневой. – М., 1976. 8. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1990. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1989. 10. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – Новосибирск, 1997. 11. Симонов В.П., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984. 12. Соколов Д. П. Построение системы "электронная почта" для узла Национального центра автоматизированного обмена информацией // Системы автоматизированного обмена информацией. - М.: ВНИИПАС, 1982. - Вып. 2. - C. 23-26. 13. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д., 2001. 14. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991. 15. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. – Киев, 1985. 16. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. – М., 1998. 17. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998. 18. Якушина E.В. Обучение подростков целе¬направленному поиску информации и работе и сети Интернет // Сборник материалов науч¬но-практической конференции молодых ученых "Педагогические технологии в средней обще¬образовательной школе: Проблемы и перспек¬тивы". – М., 1999. 19. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: спе¬цифика информационного взаимодействия. // Педагогика. 2001, № 4, с. 55—62. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru