www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Особенности мотива достижения у учителей средних школ


ID работы - 714602
психология (дипломная работа)
количество страниц - 97
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема мотива и мотивации в современной психологии…...6
1.1.Понятие мотива в современной психологии……………………….....6
1.2.Сущность и структура мотивации достижения……………………....15
1.3.Роль мотивации достижения в профессиональной деятельности…...31
1.4.Личностная направленность в педагогической деятельности……...41
1.5.Мотивы педагогической деятельности ….............................................43
Глава 2. Эмпирическое исследование мотива достижения у учителей
средних школ ………………………………………………………………48
2.1Организация и методы исследования………………….........................48
2.2 Описание методик…………………………………………………….....49
2.3 Интерпретация полученных данных…………………………………...53
Заключение………………………………………………………………......62
Выводы…………………………………………………………………..…...64
Список литературы………………………………………………………….65
Приложения………………………………………………………………….74




ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность темы исследования. Проблема мотива и мотивации поведения и деятельности человека рассматривается как одна из стержневыхобластей современной психологии. Значительное число теорий, экспериментов, наблюдений, психометрических исследований отнюдь не исчерпали проблему, скорее показали ее глубину, определили спектр конкретных направлений анализа психологии поведения и деятельности, для которых теории мотивации являются наиболее релевантной объяснительной моделью. Именно в русле психологии мотивации располагаются многие ответы на вопросы о том, какие факторы делают личность творчески активной, профессионально успешной и практически адекватной современной социально-экономической ситуации.
В реформируемой российской действительности эти вопросы носят прагматичный характер. Личностная составляющая сегодня является важным условием жизнеустойчивости как индивида, так и социума. Теория и практика психологии имеют вполне конкретный социальный заказ на исследование условий и факторов успешности личности и практическую помощь в реализации способностей, профессиональном росте.
Мотивация достижения успеха является важным и относительно независимым видом человеческой мотивации. От нее во многом зависит судьба и положение человека в обществе.
По мнению немецких специалистов Ф. Т. Готвальда и В. Ховальда (24), значительная часть людей страдает сегодня от распространения стереотипов мышления и поведения, характерных для "проигравших'' и в значительной степени отличающихся от мышления и поведения "победителей". Последние даже в затруднительных ситуациях не теряют веру в себя, так глубоко верят в свои способности, в правоту избранного образа жизни. Побеждает тот, кто не теряет времени, сознательно живет в настоящем, не чувствует себя связанным ни грузом прошлого, ни неопределенностью будущего. Важнейшим качеством, необходимым для успеха - в том числе, для учителя в критической социально-экономической ситуации - является мотивация к достижению.
В значительной степени продуктивная активность личности связанна с мотивацией достижения, которая проявляется в стремлении добиваться успехов в любом виде деятельности, повышать уровень своих возможностей, превосходить существующие нормы, занимать первое место в соревновании с другими людьми.
Мотивация достижения в профессиональной деятельности характеризует творческое, инициативное отношение к делу, в значительной степени определяет эффективность и продуктивность деятельности, способствует успешному осуществлению профессиональной карьеры, достижению высокого социального статуса, побуждает к реализации творческого потенциала и профессиональному самосовершенствованию.
Все более актуальной становится проблема определения характера и механизма взаимосвязей мотива достижения успеха с личностно-профессиональными параметрами деятельности. При этом важно в качестве объекта исследования выбрать тот вид профессиональной деятельности, в котором высокоразвитый мотив достижения успеха является профессионально значимым образованием.
Все вышеизложенное и определило выбор темы нашего исследования: «Особенности мотива достижения у учителей средних школ».
Цель исследования: Изучить мотив достижения у учителей средних школ.
Объект исследования: мотив достижения.
Предмет исследования: особенности мотива достижения у учителей средних школ.
Гипотеза: Мотив достижения у учителей имеет свои особенности.
Задачи:
-теоретический анализ по данной теме;
-определить методы исследования мотива достижения;
-провести психолого-диагностическое исследование;
-выявить особенности мотива достижения у учителей общеобразовательных школ;
-описать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ психологических исследований по проблеме мотивации достижения; были определены следующие методы исследования: психологическое тестирование.
Методики исследования.
-Методика «Мотивация к успеху». Т.Элерс;
-Методика «Мотивация к избеганию неудач». Т.Элерс;
-Методика «Диагностика мотивационной структуры личности». В.Э.Мильман;
-Методика «Потребность в достижении».Ю.М.Орлов;
-Методика «Направленность личности».В.Смейкал и М.Кучер;
-Опросник«МАС».М.Кубышкиной;
-Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя».Е.П.Ильин;
-Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой»;
Исследование проводились в средней школе №2 г.Свободного.
Метод математической статистики:
Первичная обработка данных:
- расчет средней величины;
- мода;
- медиана;
- дисперсия;
-частотный анализ;
Вторичная обработка : Линейная корреляция




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Аверин В.А. Психология личности./ В.А.Аверин. Учебное пособие. – СПб., 1999. – 89с. 2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В.Г.Асеев. – М., 1976. – 158с. 3. Асеев В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности. Психологические проблемы социальной регуляции поведения./ В.Г.Асеев. – М., 1976. – 192с. 4. Асеев В.Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов. Проблемы личности: Материалы симпозиума./В.Г. Асеев. – М., 1970. –с. 334-343. 5. Бакшаева Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации./ Н.А.Бакшаева Дисс.канд.псх.н. – М., 1997. 6. Баранников А.П. Повышение эффективности производства через воздействие на мотивационно-потребностную сферу человека. А.П.Баранников. – М., 1988. – с.12-14. 7. Батурин Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека. Н.А.Батурин. – Вопросы психологии. – М., 1984, №5. 8. Березин Б.Ф. Психическая и психофизическая адаптация человека. Б.Ф.Березин. – Л., 1988. 9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Л.И.Божович. – М., 1968. – 464с. 10. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний./ Л.В.Бороздина. – Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1986. – 103с. 11. Ботов В.М. Связь мотива достижения и индивидуально-психологических характеристик десятиклассников./ В.М.Ботов. Автореферат дисс.канд.псх.н. – М., 1994. – 29с. 12. Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость./ К.Х.Брайер. Социологические исследования., 1993, № 10. 13. Братусь П.С. К изучекнию смысловой сферы личности./ П.С.Братусь. – Вестник МТУ., серия 14. – М.: Психология, 1980, № 2. 14. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе./ Р.С.Вайсман. – Вопросы психологии. – М.: 1973, № 5. – с. 30-39. 15. Вайсман Р.С. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов./ Р.С.Вайсман. – Вопросы психологии. – М., 1975, № 5. 16. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием./ И.А.Васильев. – М.: 1991. - 144с. 17. Веснин В.Р. Менеджмент персонала./ В.Р.Веснин. - Учебное пособие. - М.: 2001. - 300с. 18. Веснин В.Р. Деловая карьера./ В.Р.Веснин. - Кадры. - М.: 1995, № 4. – с. 25-27. 19. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека./ В.К.Вилюнас. - М.: 1990. – 288с. 20. Гербачевский В.К. Саморегуляция личности в эксперементальном исследовании уровня притязаний./ В.К.Гербачевский. Эксперементальная и прикладная психология. – Вып. 9. Л.Г.У.: 1979.- с. 58-64. 21. Гербачевский В.К. Уровень притязаний и характеристики интеллекта./ В.К.Гербачевский. Учен. Записки. – ЛГУ. – Психология, 1973, вып. 5. – с. 101-106. 22. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию./ Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1988. – 319с. 23. Головина Л.М. Изучение процесса целеобразования в эксперементальной ситуации выбора задач после успеха-неудачи. Психологическое исследование интеллектуальной деятельности./ Л.М.Головина. – М.: Просвещение, 1979. 24. Готвальд Ф.Т., Ховальд В. Интернет. 25. Гошек В. Исследование потребности достижения в спорте./ В.Гошек. Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси, 1974.- с. 69-72. 26. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. - М.: Просвещение, 1985. - 150с. 27. Дмитриева М.В. Изучение мотивационной структуры личности безработных. Ананьевские чтения. – 98: Тезисы научно-практической конференции./ М.В.Дмитриева. – СПб., 1998. 28. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности./ Б.И.Додонов. – Вопросы психологии. – М.: 1984, № 4. 29. Долгов П.Т. Психолого-педпгогические условия формирования и развития мотивации профессионального роста руководителя./ П.Т.Долгов. Дисс.канд.псх.н. – Челябинск, 1999. – 148с. 30. Зимняя И.А. Педагогическая психология./ И.А.Зимняя. Учебник для вузов. Издат. Второе дополнительное. – М.: Изд. Логос: 2000. – 384с. 31. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию./ В.А.Иванников. Вопросы психологии. - М.: 1985, № 3. 32. Иванцевич Дж. Психологические ресурсы управления./ Дж.Иванцевич, А.А.Лобанов. – М.: 1993. – 304с. 33. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы./ Е.П.Ильин. – СПб., 2000. – 508с. 34. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения./ Е.П.Ильин. – Киев, 1998. 35. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива./ Е.П.Ильин. Психологический журнал. – 1995. – Т. 16, № 2. – с. 27-41. 36. Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения./ И.В.Имедадзе. Вопросы психологии. – М., 1984, № 4. 37. Каверин С.Б. Мотивация труда./ С.Б.Каверин. – М., 1998. – 224с. 38. Климов Е.А. Психология профессионала./ Е.А.Климов. – М., 1996. – 400с. 39. Ковалев В.И. К проблеме мотивов./ В.И.Ковалев. Психологический журнал. - 1981. – Т. 2, № 1. – с. 29-44. 40. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений./В.И.Ковалев. Психологический журнал. – 1984. – Т. 5, № 4. – с. 3-13. 41. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности./ В.И.Ковалев. – М., 1988. – 192с. 42. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки./ В.И.Ковалев, В.Н.Дружинин. Психологический журнал. – 1982. Т.3, № 6. – с. 35-44. 43. Козиевская Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих./ Е.В.Козиевская. Дисс.канд.псх.н. – М., 1998. - 137с. 44. Козина И.М. Падение на рынке труда./ И.М.Козина. Социологические исследования., 1997, № 4. 45. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе./ Н,В.Комусова. Дисс.канд.псх.н. – М., 1983. – 265с. 46. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха./ М.Л.Кубышкина. Дисс.канд.псх.н. – СПб., 1997. – 222с. 47. Курбатская Т.В. Мотивационная структура профессиональных намерений в процессе оптации и профессиональной подготовки в вузе./ Т.В.Курбатская. Дисс.канд.псх.н. – Казань, 1997. – 175с. 48. Лаптев Л.Г. Мотивация профессионального самосовершенствования./ Л.Г.Лаптев. Основы общей и прикладной акмеологии. – М.: Просвещение, 1971. – 38с. 49. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н.Леонтьев. – М., 1975.- 304с. 50. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций./ А.Н.Леонтьев. – М.: Просвещение, 1971. – 38с. 51. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации./ В.Г.Леонтьев. – Новосибирск, 1992. – 216с. 52. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии./ Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 439с. 53. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы./ М.Ш.Магомед-Эминов. Автореферат Дисс.канд.псх.н. – М., 1987. - 32с. 54. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации./ М.Ш.Магомед-Эминов., И.А.Васильев. Вопросы психологии. – М., 1986. - № 5. – с. 161-168. 55. Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации./ М.Ш.Магомед-Эминов. Общая психодиагностика. – М.: М.Г.У., 1987. – с. 155-169. 56. Макшанов С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности./ С.И.Макшанов. Дисс.докт.псх.н. – СПб., 1998. – 322с. 57. Маркова А.К. Психология профессионализма./ А.К.Маркова. - М., 1996. – 308с. 58. Маслоу А. Мотивация и личность./А.Маслоу. Курс практической психологии. Сост. Р.Р.Кашапов. – Ижевск, 1995. 59. Мельниченко О.Г. Изучение уровня притязаний в комплексном психологическом исследовании./ О.Г.Мельниченко. Ученые записки Л.Г.У. Эксперементальная и прикладная психология. – Вып. 3. 1971. – с. 73-79. 60. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека./ В.С.Мерлин. Учебное пособие. – Пермь, 1971. – 120с. 61. Мерлин В.С.Психология индивидуальности./ В.С.Мерлин. Избранные психологтческие труды.- М.: 1996.- 446с. 62. Мескон М. Основы менеджмента./ М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури.- М., 1992,- 701с. 63. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом./ В.Э.Мильман. Психологический журнал.- М., 1985, №3. 64. Могилевкин Е.А.Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих./Е.А.Могилевкин. Авторедо. дис.конд. псх.Н.- М.,1998.-16с. 65. Молл Е.Г. Психология управленческой карьеры./ Е.Г.Малл.Дис. докт. псх.н.- СП.б.,1994. 66. Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях./ С.Г.Москвичев.- Киев,1975.-143с. 67. Мясищев В.Н. Психология отношений./ В.Н.Мясищев.- М.- Воронеж, 2004.- 395с. 68. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности./ Е.Е.Насиновская.- М., 1988.- 80с. 69. Насиновская Е.Е., Овчинникова О.В. Исследование мотивации личности./ Е.Е.Насиновская, О.В.Овчинникова. Проблемы современной психологии. Под ред. А.А.Бодалева и др.- М., 1983.- с.79-81. 70. Немов Р.С. Психология./ Р.С.Немов. Общие основы психологии. В 3 кн.- 4-е изд.- М.: Гуманит. Изд-во центр ВЛАДОС, 2000.- кн.1.- 688с. 71. Немов Р.С. Синягин Ю.В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности./ Р.С.Немов, Ю.В.Синягин. Психологический журнал.- 1987.- Т.8, №1.- с.46-54. 72. Нюттен Ж. Мотивация./ Ж.Нюттен. Эксперементальная психология. Под ред. П.Фресса, Ж.Теаже.- М.: вып.5, 1975.- с.15-110. 73. Общая психология./ Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1986.- 371с. 74. Орлов Ю.М. Познавательная потребность в учебной деятельности./ Ю.М.Орлов. Потребности и мотивы учебной деятельности студентов мед. Вуза.- М., 1976.- 110с. 75. Орлов Ю.М. Потребность в достижениях в учебной деятельности./ Ю.М.Орлов. Потребности и мотивы учебной деятельности мед.вуза.- М., 1976.- с24-46. 76. Основы общей прикладной акмеологии./ Под ред. Л.Г.Лаптева.- М., 1995.- 388с. 77. Палей И.М., Мельниченко О.Г. Исследование связи между динамикой уровня притязаний и характеристиками интеллекта в зависимости от свойств личности./ И.М.Палей, О.Г.Мельниченко. Экспериментальная и прикладная психология.- 1976, вып.5.- с.46-51. 78. Петров С.В. Проблемы занятости в современной России./ С.В.Петров. Социологические исследования.- 1995, №5. 79. Петровский А.В. Общая психология./ А.В.Петровский.- М.: Просвещение, 1986.- 210с. 80. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии./ Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. Учебное пособие.- 2-е изд.- СПб.: Питер, 2000.- 560с. 81. Прангишвили А.С. Потребность, мотив, установка./ А.С.Прангишвили. Проблемы формирования социогенных потребностей.- Тбилиси, 1974.- с.32-35. 82. Профессионализм управленческих кадров./ Р.А.У.- М., 1994.- 93с. 83. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии./ С.Л.Рубинштейн. Учебное пособие.- в 2-х кн.- М.: Просвещение.- кн.1,2, 1989. 84. Семенов В.Е. Влияние социально психологического климата на текучесть кадров среди рабочих: Социальная психология и социальное планирование./ В.Е.Семенов.- Л., 1973. 85. Сигареева Е.П. Безработные в структуре общества./ Е.П.Сигареева. Социологические исследования.- 1998, №7. 86. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, практика./ А.П.Ситников.- М., 1996.- 266с. 87. Соколова М.М. Социально-психологическое исследование мотивов учебной и коммерческой деятельности студентов технических вузов./М.М.Соколова. Автореферат. Дисс.канд.псх.н.- Казань, 1996.- 17с. 88. Степанский В.Н. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудачи на регуляцию деятельности./ В.Н.Степанский. Вопросы психологии.- М., 1981, №6.- с.59-74. 89. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования./ Д.Н.Узнадзе.- М.: Просвещение, 1966.- 450с. 90. Узнадзе Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека./ Д.Н.Узнадзе.- М.: Просвещение, 1969.- 213с. 91. Уильямс К.О. О классовом характере безработицы и путях ее снижения./ К.О.Уильямс. Социологические исследования, 1997, №5. 92. Файзуллаев А.А. Принятие мотива личностью./ А.А.Файзуллаев. Психологический журнал.- 1985.- Т.6, №4. 93. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы./ З.Фрейд. Пер. с англ.- М., 1993.- 144с. 94. Фрейд З. Психология бессознательного./ З.Фрейд. Состав. М.Г.Ярошевский.- М., 1980г. 95. Фролов Б.А. Мотивация творческой деятельности. Проблемы научного творчества в современной психологии./ Б.А.Фролов. Учебн.пособие.- ЯМ.: Просвещение, 1977.- с.234-264. 96. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность./ Х.Хекхаузен. Учебник для вузов.- В 2-х кн.- М.: Просвещение,- кн.1, 1986.- 391с. 97. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность./ Х.Хекхаузен. Учебник для вузов.- В 2-х кн.- М.: Просвещение,- кн.2, 1986.- 406с. 98. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения./ Х.Хекхаузен. Учебное пособие.- СП.б, 2001.- 238с. 99. Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности./ Э,С.Чугунова. Психологический журнал.- 1985.- Т.6, №4. 100. Шакуров Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы./ Р.Х.Шакуров.- М., 1994.- с.45-67. 101. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека./ П.М.Якобсон.- М.: Просвещение, 1969.- 318с. 102. Atkinson J.W. An introduction to motivation./ J.W.Atkincon.- N.Y., 1965.- 335p. 103. McClelland D.C. The achievement motive./ D.C.McClelland, J.W.Atkincon, R.A.Clark.- N.Y., 1953.- 386p. 104. McClelland D.C. The achieving Society./ D.C.McClelland.- N.Y., 1961. 105. Schmalt H.D. Ein objectives Verfaren zur Messung des Leistungs motivs bei Kinder./ H.D.Schmalt.- Zurich, 1976. 106. Spence J.T., Helmreich R.L. Achivement – related motives and behavior./ J.T.Spence, R.L.Helmreich. Psychological and sociological approaches.- San Francisco, 1983, P/7- 74.
Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru