Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности межличностных отношений в ученическом коллективе подростков ID работы - 673032 психология (курсовая работа) количество страниц - 34 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ПОДРОСТКОВ 6 1.1. Индивидуально-психологические особенности подростка 6 1.2. Психологическая сущность сферы межличностных отношений подростка 18 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 27 2.1. Описание выборки и методов исследования 27 2.2. Анализ результатов исследования 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность работы Интерес к проблемам общения проявляют практически все психологические дисциплины. По мнению Б.Ф.Ломова, в этом проявляется общая тенденция развития всей системы психологических наук. Столь активный интерес психологов, социальных педагогов и социальных психологов к этой проблеме обусловлен пониманием коммуникативной природы психики человека. Общение оказывает чрезвычайно важное влияние и на интеллектуальное, и на эмоциональное, и на нравственное развитие личности. Кроме того, как отмечает Е.С.Кузьмин, все социально – психологические черты приобретаются через личный опыт общения. Тем большую актуальность приобретает изучение специфики межличностных отношений в подростковом возрасте – возрасте, наполненном конфликтными переживаниями, характерологическими проявлениями формирующейся личности. Зачастую, такие негативные личностные черты как агрессивность, конфликтность и т.п. проявляется наиболее ярко и неожиданно именно в подростковом возрасте. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, по¬лового и социального. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство. У человека в ис¬тории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органи¬ческое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время — социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста. Подростковый возраст является важным этапом становления образа «Я», системы личностных черт и свойств метаиндивидуальности. Определенная степень незрелости личностных механизмов, чувство собственной неполноценности ввиду действительных, а чаще всего, мнимых, дефектов, зачастую ведут к формированию дезадаптивного поведения в системе межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников, ухудшению психологического климата в классе. Как показывают работы различных авторов в области поведения подростка в системе межличностных отношений, изучение негативных проявлений в поведении подростка необходимо начинать прежде всего с исследования системы его межличностных взаимоотношений со сверстниками. В рамках данной курсовой работы автором изучаются особенности межличностных отношений подростков со сверстниками. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности. На наш взгляд, для решения данного рода проблем актуальной задачей является теоретическое и практическое изучение данной взаимосвязи. Необходимо понять механизм влияния личностных новообразований подросткового возраста на формирование социально неприемлемых форм поведения, наметить целесообразные пути педагогической и психологической коррекции отклоняющегося поведения. Теоретической базой исследования являются работы Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Е.Личко, А.А.Реана, Ф.Райса и др. Целью данной курсовой работы является выявление и анализ особенностей межличностных отношений подростков в группе сверстников. Задачи исследования: - анализ социально-психологических особенностей подросткового возраста; - анализ специфики и условий эффективности системы межличностных взаимоотношений в группе подростков; - экспериментальное исследование специфики межличностных отношений в группе подростков. Методологической основой исследования являются принципы и подходы к исследованию психологических особенностей межличностного общения в подростковом возрасте Я.Л. Коломинского, А.А. Реана, А.Е. Личко, И.С. Кона, Ф. Райса. Эмпирический анализ включает в себя психологическую диагностику при помощи методики Социометрия (анализ социометрического статуса подростка в группе). Исследование проводилось на базе школы №637 г. Москвы. Объект исследования – сфера межличностных отношений. Предмет исследования – межличностные отношения в группе подростков. Теоретическая значимость работы заключается в повышении уровня профессиональной компетенции автора. Практическая значимость – применение полученных знаний в практической деятельности. Гипотезой исследования является предположение о том, что социометрический статус подростка в группе определяется совокупностью формальных и неформальных предпочтений сверстников. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997. 2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т 1,2. М., Педагогика. 1979. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 1968. 4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 5. Гуревич К.М. Психологическая диагностика детей и подростков. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с. 6. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением //Вопросы психологии, 1990, №4 7. Кле М. Психология подростка. - М., Педагогика, 1991. 8. Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996. 9. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Советская педагогика, 1971, № 12. 10. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. В сб. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. 11. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996. 12. Максимова Н. Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков //Вопросы психологии, 1988, №3 13. Миссен П. Развитие личности в среднем возрасте. //Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982. 14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с. 15. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 304 с. 16. Петровская Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности. // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. 1997, №4. 17. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989. 18. Петровская А. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. //Теоретические и методологические проблемы соци¬альной психологии. М., 1977. С.126- 143. 19. Психологическая служба школы. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995. 20. Психология для родителей. /под ред. Бодалева А.А. - Педагогика, 1989. 21. Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с. 23. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Прогресс, 1987, 24. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов. //Вопросы психологии, 1991, №4. 25. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с. 26. Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра - М., 1999. - 224 с. 27. Социальная психология личности /под ред. Бобневой М.И., Шороховой Е.В. - М., Наука 1979. 28. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., МГУ, 1981. 29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб, Питер Пресс, 1997. 30. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с. 31. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. – 649 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru