Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности изобразительной деятельности участников исследования ID работы - 709189 психология (дипломная работа) количество страниц - 60 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение.....................................................................................................................3 Глава I. Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с церебральным параличом….....................................................................6 1.1 Понятие ДЦП……………………………………………………………...6 1.2 Основные направления коррекционно-развивающего обучения старших дошкольников детским церебральным параличом при подготовке к школе……………………………………………………...17 1.3 Роль изобразительной деятельности в структуре коррекционного обучения детей с церебральным параличом…………………………...19 Г лава II. Особенности изобразительной деятельности участников исследования………………………………………………….………..22 2.1 Характеристика контингента…………………………………………...22 2.2 Методы исследования…………………………………………………..26 2.3 Результаты экспериментального изучения изобразительной деятельности……………………………………………………………..27 Глава III. Методические рекомендации к организации и содержанию занятий по формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с детским церебральным параличом………………………...33 Заключение…………..…………………………………………………………….61 Список литературы……………………………………………………………….65 Приложения………………………………………………………………………..68 ВВЕДЕНИЕ: Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению. Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника. Ценность исследований особенностей изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в определении адекватных методов коррекции имеющихся нарушений средствами изобразительной деятельности . Актуальность. Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича - от 2 до 6 больных на 1000 детского населения. Среди больных ДЦП имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности. Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с церебральным параличом (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности формирования изобразительной деятельности и графических навыков у детей с ЦП. Особую значимость это имеет в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В работах Сакулиной М.П., Комаровой Т.С., Кузина В.С., Сокольниковой Н.М., Шорохова Е.В. и др. отмечается, что успешное освоение изобразительной деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Данных по изучению особенностей формирования и коррекции изобразительной деятельности у детей с ЦП в доступной литературе необоснованно мало. Это препятствует организации коррекционной работы в пропедевтическом периоде и затрудняет последующее обучение детей в школе, в частности, овладение письмом, изобразительной деятельностью, как школьными предметами. Основная цель исследования - разработать методику проведения занятий, направленных на формирование изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП и апробировать ее эффективность. Объект исследования - дети с различными формами церебрального паралича в возрасте 6-9 лет. Предмет исследования - процесс обучения и коррекция движений руки у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Гипотеза. Мы предположили, что нарушения формирования изобразительной деятельности у детей, страдающих различными формами ДЦП, связаны с двигательными, сенсорными и интеллектуальными расстройствами. Овладение рисованием детьми с такими нарушениями в развитии будет затруднено. Необходима комплексная система занятий, которая поможет коррекции нарушений движений руки, пространственной ориентации, сенсорному развитию, подготовке к школьному обучению, а в дальнейшем социальной реабилитации. В ходе исследования решались следующие задачи. 1. Изучить и охарактеризовать нарушения психической и изобразительной деятельности у детей с различными формами детского церебрального паралича. 2. Разработать систему занятий, направленных на развитие изобразительной деятельности детей с ЦП и проверить ее эффективность. Практическая значимость. Использование данной методики в пропедевтическом периоде существенно повышает возможности обучения детей изобразительной деятельности, письму, способствует их интеллектуальному, сенсорному и эмоциональному развитию. Результаты исследования могут быть использованы в дошкольных специальных учреждениях для детей с ДЦП., в различных центрах социальной защиты при реабилитационной работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями при ДЦП, которые, в силу тяжести поражения , не посещают специальные учреждения системы образования. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами. Методические рекомендации, -М.,2005. 2. Бадалян Л.О. Детская неврология. -М.,2003. 3. Бадалян Л.О. Журба Л.Т. Тимошина О.В. Детские церебральные параличи, -К,1938. 4. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома, -Екатеринбург,2005. 5. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. -М., 2005. 6. Бернштейн И.А. О построении движения. -М..1947. 7. Ботта Н. и П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения /Пер. С французского/ Под ред. проф. М.Н.Гончаровой, -М.,2000. 8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. -М.,2004. 9. Гаврина С.Е., Кутявина И.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, -Ярославль,1993. 10. Генденштейн Л.Э., Малышева Е.Л. Домашняя школа Монтессори, -М.,2003. 11. Государственный доклад "О положении инвалидов в Российской Федерации",М.,2006. 12. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. -М.,2004 13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника, /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, - Минск, 2007. 14. Жукова И.С., Масткова Е.М., Если ваш ребенок отстает в развитии. -М.,2003. 15. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М, Воспитание детей с церебральным параличом в семье. -М.,2003. 16. Клюева Н.В., Касаткина Н.В, Учим детей общению. -Ярославль, 2007. 17. Ковалев В.В., Психиатрия детского возраста. -М.,2005. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru