Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности интеллектуального развития подростков: гендерные отличия ID работы - 616349 психология (курсовая работа) количество страниц - 49 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Особенности интеллектуального развития в подростковом возрасте 7 2. Теоретический анализ гендерных особенностей интеллектуального развития 22 3. Описание эмпирического исследования гендерных особенностей интеллектуального развития подростков и анализ результатов 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. В современных условиях повышается актуальность развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения – детей и подростков. Современный мир – усложняющиеся технологии, совершенствование школьной учебной программы – выдвигают особые требования к развитию высших психических функций личности. Вместе с тем, к концу подросткового периода развитие интеллектуальных способностей человека происходит уже не такими бурными темпами, как в младшем школьном возрасте, что повышает актуальность создания условий для совершенствования и закрепления интеллектуальных навыков подростка. Вместе с тем, в условиях совместного обучения мальчиков и девочек в средней школе, зачастую поднимается вопрос о неравномерности темпов психического развития в подростковом возрасте, и, в связи с этим - о наличии гендерных особенностей интеллектуального развития. На сегодняшний момент данные о гендерных различиях в части развития интеллектуальных функций весьма противоречивы. Таким образом, особую актуальность приобретает выявление гендерных различий интеллектуального развития в подростковом возрасте и создание психолого-педагогических условий для повышения уровня интеллектуального развития подростков. Научная разработанность темы исследования. В отечественной психологии проблему интеллектуального развития подростков изучали Л.С. Выготский (зона ближайшего развития, взаимосвязь мышления и речи), В.Н.Дружинин (интеллектуальные способности), Я.Д. Пономарев (взаимосвязь интеллектуальных и творческих способностей), М.К. Акимова (интеллект как умственная активность), Э.А. Голубева (активность и саморегуляция как базовые факторы интеллектуальной продуктив¬ности), М.А. Холодная (выделение базовых характеристик интеллекта). В зарубежной психологии проблему интеллектуального развития подростков изучали Ж.Пиаже (ассимиляция как механизм накопления знаний), В.Штерн (интеллектуальные функции как приспособительный акт личности к условиям среды), Л.Полани (интеллект как один из способов приобретения знаний), Дж. Томпсон (интеллект как абстрактное поня¬тие, которое упрощает и суммирует ряд поведенческих характеристик), Р. Стернберг (интеллект как уровень описания обыденного поведения). Гендерные особенности развития интеллектуальной сферы изучались с древних времен – начиная с работ Аристотеля и Платона. По данным журнала Psychological Abstracts, с 1950 по 1980 г. было опубликовано 30 тысяч работ по половым различиям. Половые различия исследовались в очень широком спектре: от зоопсихологии (Н. А. Тих) и психофизиологии до социальной психологии (исследования А. В. Ярмоленко, Н. А. Розе, Л. А. Головей, Л. В. Саулиной, В. И. Сергеевой и др.); половые различия в психомоторике (И. Я. Круминя), реактивности организма (Г. И. Акинщикова), системах нейропсихической регуляции (Л. В. Буравцова), интеллекте (М. Д. Дворяшина, Л. А. Баранова), общении, социальной перцепции и межличностных отношениях (А. А. Бодалев, В. Н. Куницына, И. С. Кон, Н. Н. Обозов и др.), производственной деятельности (Э. С. Чугунова, В. Н. Панферов, С. М. Михеева и др.), конформности (В. А. Лосенков), а также в работах Т.В. Бендас. В нашей науке гендерная психология только начинает развиваться. Проводятся исследования в различных областях: поло-ролевые стереотипы (В. С. Агеев), ролевая структура молодой семьи (Е. В. Антонюк), гендерная социализация (И. С. Клецина), психофизиология мужчины и женщины (Е. П. Ильин), половые различия в феномене неправды (В. В. Знаков), самоактуализация личности в профессии — гендерный аспект (Л. Н. Ожигова), гендерные установки (В. Е. Каган), гендерная психология лидерства (Т. В. Бендас), женский менеджмент (Н. В. Ходырева), самореализация одаренных женщин (Л. В. Попова), состояние женщин во время беременности и после родов (В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова), материнство (Г. Г. Филиппова), стереотипы женского поведения (О. В. Митина, В. Ф. Петренко) и др. Как видно из этого перечня, в основном разрабатывается психология половых и гендерных различий. Психология женщины представлена более скромно. Психология гендерных отношений делает первые шаги. Типичными вариантами многомерной модели интеллекта, в которой предполагается множе¬ство первичных интеллектуальных факторов, являются модели Дж. Гил¬форда (априорная), Л. Терстоуна (апостериорная) и, из отечественных авторов, — В. Д. Шадрикова (априорная). Целью данной работы является анализ гендерных различий интеллектуального развития в подростковом возрасте. Задачи: 1) Теоретический анализ интеллектуального развития личности. 2) Теоретический анализ подходов к изучению гендерных различий интеллектуального развития. 3) Эмпирическое исследование гендерных различий интеллектуального развития в подростковом возрасте. Объектом исследования является процесс интеллектуального развития в подростковом возрасте. Предмет исследования – гендерные особенности интеллектуального развития в подростковом возрасте. Гипотезой исследования является предположение о том, что: Hо: существуют гендерные особенности интеллектуального развития подростков, проявляющиеся в части соотношения показателей вербального-невербального интеллекта. Критерии принятия гипотезы – наличие статистических различий по параметрам интеллектуального развития. Зависимая переменная в данном исследовании – определенный показатель интеллектуального развития подростков. Независимая переменная – гендерные особенности подростков. Контролируемой переменной является пол. Определение ключевых понятий исследования: 1) Интеллект понимается как система всех познавательных способностей индивида, общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; способность к решению проблем без внеш¬них проб и ошибок (в уме), противоположная спо¬собности к интуитивному познанию. 2) Гендер, гендерные особенности - социально-биологическая харак¬теристика, с помощью которой люди дают оп¬ределение понятиям «мужчина» и «женщина». Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и жен¬щин. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998, с. 304 – 372. 2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. //Вопросы психологии, 1995, №1. 3. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с. 4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Вузов/Сост. и науч. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: «Академия», 2000, с. 493 – 500. 5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч. М., 1984. Т. 4. Ч. 2. С. 243–368. 6. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000. 7. Еремеева В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в начальной школе // Сборник материалов 29-й межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов. СПб., 2000. С. 179–188. 8. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1997. 9. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психологический журнал, 1999, том 20, №6 10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с. 11. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65–68. 12. Кле М. Психология подростка. - М., Педагогика, 2005. 13. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998. 14. Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2000. 15. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998. 16. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса МГУ. М., 2001. 17. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., российское педагогическое агентство, 1996, с. 285 – 304. 18. Орлова Л.Ю. Гуманизация воспитания и обучения на основе гендерного подхода // Сб. мат. науч. конф. «Российские женщины и европейская культура». СПб., 2001. С. 223–234. 19. Попова Л.В. Некоторые личностные особенности старшеклассниц, обучающихся в женских классах разного типа // Сб. мат. междунар. науч. конф. «Женщины России на рубеже веков». М., 1998. С. 28–30. 20. Пушкарева Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике. М., 2002. Ч. 1. С. 18–21. 21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с. 22. Хасан Б. И., Дорохов А.В. Учебно-предметные и психотехнические условия обеспечения половозрастной идентификации во втором школьном возрасте // Журн. практического психолога. 1999. № 4. С. 8–9. 23. Царева Н.П. Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода // Сб. мат. науч. конф. «Российские женщины и европейская культура». СПб., 2002. С. 41–43. 24. Чуприкова И.И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии, 1995, №4 25. Штылева Л.В. Педагогика и гендер // Сб. мат. науч. конф. «Российские женщины и европейская культура». СПб., 2002. С. 10–11. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru