Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности ценностной сферы женщин-руководителей ID работы - 695593 психология (курсовая работа) количество страниц - 48 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования 8 проблем ценностной сферы женщин - руководителей 8 1.1. Теоретические подходы к определению 8 понятия ценностной сферы 8 1.2. Ценностные ориентации - как важный компонент 12 в управленческой деятельности руководителя 12 1.3. Особенности ценностной сферы женщины-руководителя 17 Глава 2. Исследование ценностной сферы женщин-руководителей 23 2.1. Организация и методы исследований 23 2.2. Анализ полученных результатов 27 Выводы 32 Заключение 34 Литература 36 ВВЕДЕНИЕ: То, что мы считаем важным или правильным, хорошим или достойным, оказывает влияние на нашу жизнь, формирует отношение к людям и событиям и определяет то, какими людьми мы становимся. Эти однажды принятые решения обуславливают наше поведение в настоящем и являются основой ценностей человека. Ценностная сфера является важнейшим элементом внутренней структуры личности. [36] Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека. Ценностные ориентации - не просто одно из важнейших проявлений массового сознания. Это его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания масс. Ценностные ориентации - вырабатываемые в ходе жизни устойчивые представления субъекта об иерархии его интересов. Ценности - наиболее значимые в этой иерархии виды интересов. [32] Ценностная сфера человека всегда являлась одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. В изменяющемся мире мировоззрение человека не может быть статичным: появляются новые приоритеты, применяется иерархия ценностей. К началу третьего тысячелетия сформировалось и укрепилось понимание того, что российская экономика в будущем должна стать менее иерархичной, более гибкой и подвижной. Хороший руководитель новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. И в реализации нового подхода огромные преимущества имеют женщины. Это группа, инновационная сама по себе, с определенной системой ценностей и мотиваций. [12] "Социальный портрет" женщин - руководителей, преподносимый средствами массовой информации и входящий в нашу жизнь, необычайно противоречив, часто не соответствует действительности. Изучение ценностной сферы этой группы, образа женщины - руководителя представляет значительный практический и теоретический интерес, позволяет выявить особенности ценностей и настроения, что обуславливает социальное самочувствие женщин - руководителей в современной России. [6] Проблема исследования ценностной сферы у женщин - руководителей остается актуальной. Во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентаций; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, что особенно ярко выражено у руководителей. В-третьих, у женщины своя особая природа, свои психофизиологические особенности, интеллектуальные и моральные кондиции, свои ценности и ценностные ориентации. Различия мужских и женских социальных ролей формируются специфической природой мужского и женского, различиями психофизиологического свойства. [7] Актуальность изучения ценностной сферы женщин-руководителей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы (И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие). Значительное внимание изучению ценностных ориентации женщин уделено в работах Л.А. Гусейновой, Т. Карахановой, Л.Л. Рыбцовой, Г.Г. Силласте, В.А Суковатой [11, 14, 17] В социально-психологических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью. Важно учитывать при назначении на руководящую вакансию тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность руководства, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого руководителя, что в свою очередь зависит от системы ценностных ориентаций. Цель нашего исследования - выявить особенности ценностной сферы женщин - руководителей. Объект исследования - современные руководители. Предмет исследования - ценностные ориентации женщин-руководителей. Гипотеза исследования: В иерархии ценностей женщин-руководителей доминируют отдельные ценности (группы ценностей), имеющие индивидуальную направленность. Задачи: 1. Проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме ценностных ориентаций. 2. Изучить особенности ценностных ориентаций женщин-руководителей. 3. Провести исследование ценностных ориентаций женщин-руководителей. 4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Теоретической базой работы явились основополагающие исследования по изучению ценностных ориентаций (Д.Н.Узнадзе, М. Рокич, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев), состава и структуры ценностных ориентаций личности (Д.А. Леонтьев, Л.Н Гусейнова, М.С. Яницкий). Методическая база исследования: 1. Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича. [21] 2. Определение направленности личности Б. Басcа [23] Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались: - Теоретические методы - анализ литературных источников по проблемам ценностных ориентаций, анализ состава, структуры и формы существования ценностей, анализ динамики ценностных ориентаций и их роли в профессиональной деятельности женщин-руководителей. - Практические методы. Для исследования индивидуальной иерархии ценностных ориентаций нами была использована методика М. Рокича, модифицированная Д. А. Леонтьевым [21]. Поскольку в центре отдельных компонентов системы ценностных ориентации находятся, прежде всего, те или иные терминальные ценности, в качестве основания для группировки испытуемых использовались выставленные ими ранги значимости 18 терминальных ценностей (т. е. ценностей-целей) теста М. Рокича. Для выявления направленности личности как выражения ценностных ориентаций в активной деятельности человека была использована методика "Определение направленности личности" Б. Басса. Все методики апробированы и валидны. Базой для проведения исследования стали: 1. ООО "Информ-Центр". 2. ООО "Мир-Информ". 3. ООО "Арт-Информ". Выборка: в исследовании приняли участие 18 женщин, занимающих руководящие должности. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивались научной основательностью методологических и теоретических позиций, совокупность методов, адекватных целям, задачам и гипотезе исследования. Практическая значимость работы. Работа представляет практическую значимость, прежде всего, для руководителей разного уровня, для менеджеров по персоналу, в целях набора высококвалифицированной (производительной) команды, способной решать задачи любой сложности. Структура курсовой работы отражает логику исследования и его результаты. Работа состоит из: введения, двух глав, заключения (всего - 37 страниц), списка литературы (36 наименований). СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Адамянц С. Женское лицо российской дипломатии. // Эхо планеты. - 2004. - № 10. - с. 5-9 2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с англ. / Фонд "За экономическую грамотность". - М., 1995. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 1996. 4. Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями. // Социологические исследования. - 2002. - №11. - с. 26-35. 5. Балибалова Д. И. Женщина в условиях перехода к рыночной экономике. Феминизм и российская культура. - СПб.: Питер, 2002. 6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект-Пресс, 2001. 7. Войтюк А. К вопросу о гендерных различиях. // Персонал. - 2001. 8. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины. // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - с. 64-72. 9. Гобл Ф. Третья сила: Пер. с англ. // Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - с. 334-394. 10. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. 11. Гусейнова Л.Н. Ценностные ориентации: тендерный аспект. // Социологические исследования. - 1999. - № 5. - с. 140-152. 12. Долгопятова Т. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: Дело ЛТД., 1995. 13. Дубовская И.Н. Женский портрет на фоне рекламы. // Вестник Московского университета. Сер.19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2002. - №2. - с. 98-106. 14. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология". - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2002. 15. Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне. - М.: Аспект-Пресс, 1998. 16. Кисилева Т.Г. Социальный образ женщины в культурах мира. // Общественные науки и современность. - 2003. - №3. - с.162-172. 17. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии. // Общественные науки и современность. - 2002. - №3. - с.181-192. 18. Куликова Л.Г. Профессиональная деятельность как путь личностного совершенствования современной женщины. // Актуальные проблемы современной науки. - 2004. - № 6. 19. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002. 20. Кутузова Е.Е. Личные качества и професиональные навыки. // Бухгалтерский учет. - 2002. - №10. - с.61-62. 21. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. - М., 1992. 22. Мещеркина Е.Ю. "Зазеркалье" тендерных стереотипов. //Альманах "Вы и мы". - 1997. - №1. - с. 20-26. 23. Маничев С. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии - СПб.: Питер, 2005. 24. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. 25. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1999. 26. Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. Учебное пособие для вузов / О.В. Ромашов, Л.О. Ромашова. - М.: Издательство "Экзамен", 2002. 27. Сафонов А. Мужчина и женщина - кто лучше? Кому что светит // Природа и человек (Свет). - 2002. - №3. - с.39. 28. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007.27. Рыбцова Л.Л. Общественно-политическая активность женщин. // Социологические исследования. - 2001. - №4. - с.78-80. 29. Стукен Т.Ю. К вопросу о положении женщин на рынке труда. // Известия Академии труда и занятости. - 2003. - №3. - с.86-89. 30. Суковатая В.А. Бизнес-леди: мифы и реальность. // Социологические исследования. - 2002. - №11. - с.69-76. 31. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - с. 87-91. 32. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002. 33. Фрейд 3. Я и ОНО: труды разных лет: В 2 т.-Тбилиси., 1991.- Т. 2. 34. Чирикова А. Женщина - менеджер в современном бизнесе. Гендерный калейдоскоп. - М.: Академия, 2001. 35. Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии феминистской мысли. // Вопросы философии. - 1994. - № 9. - с. 123-135. 36. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru