Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста ID работы - 611538 психология (курсовая работа) количество страниц - 43 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ 5 1.1. Агрессивность как психологическая проблема 5 1.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста 9 1.3. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технологии 12 Вывод по первой главе 16 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17 2.1. Организация, методы, этапы и характеристика выборки исследования 17 2.2. Коррекционная работа с агрессивными детьми 26 2.3. Анализ и оценка опытно-экспериментальной работы 35 Выводы по второй главе 39 Заключение 40 Литература 43 Приложение ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей яв¬ляется одной из наиболее острых про¬блем не только для педагогов и психо¬логов, ho и для общества в целом. На¬растающая волна детской преступно¬сти и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, вы¬двигают на первый план задачу изуче¬ния психологических условий, вызываю¬щих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности явля¬ется в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего станов¬ления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии ха¬рактерны для большинства детей. Од¬нако известно, что у определенной ка¬тегории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняет¬ся, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ре¬бенка, сужаются возможности полно¬ценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности су¬щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема¬тике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, ос¬таются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные под¬ходы к определению сущности агрес¬сивного поведения, его психологичес¬ких механизмов. При всем многообра¬зии трактовок этого явления, агрессив¬ность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – агрессивность дошкольников. Предмет исследования – методы диагностики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Организация и проведение диагностического эксперимента; 3. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста; 4. Оценка и анализ эмпирического исследования; Гипотеза: Своевременная диагностика агрессивного поведения детей и опора на её результаты в коррекционной работе, а так же систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста. База исследования: ДОУ №29 «Дюймовочка» г. Белебея Р. Башкортостан. Методы исследования: Теоретические: - анализ литературы. Эмпирические: - педагогическое наблюдение; - анкетирование; - тестирование: - методы математической статистики. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ 1.1. Агрессивность как психологическая проблема Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), прино¬сящее физический ущерб людям (отрицательные пере¬живания, состояния напряженности, страха, подавлен¬ности и т. д.) [21]. Реан А. А. предлагает не идентифицировать поня¬тия «агрессия» и «агрессивность». Давая определе¬ние данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направлен¬ные „на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному" [26, с. 218]. Агрессивность — это свойство личности, «выража¬ющееся в готовности к агрессии» [26, с. 218]. Таким образом, можно сделать вывод: если агрес¬сия — это действие, то агрессивность — готовность к совершению таких действий. Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустра¬ция, вербальное и физическое нападение, подстрекатель¬ство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воз¬дух), индивидуальные (личность, установки, тендер) [6]. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межлич¬ностных взаимодействий, провокаций. Причем и вер¬бальная, и невербальная провокации могут в ответ вы¬звать физические действия (напа СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Литература 1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6. 2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001. 3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2000. 4. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. 5. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19. 6. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996. 7. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua 8. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 1997. 9. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6. 10. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991. 11. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994. 12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. 13. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001. 14. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997. 15. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997. 16. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. 17. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. 18. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999. 19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1. 20. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. 21. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1. 22. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. 23. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996. 24. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. 25. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 26. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru