Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Я - КОНЦЕПЦИИ ID работы - 600925 психология (курсовая работа) количество страниц - 40 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1.САМОСОЗНАНИЕ И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ 6 1.1.СТРУКТУРА И ФОРМЫ САМОСОЗНАНИЯ 6 1.2.ПРЕДМЕТНОСТЬ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ САМОСОЗНАНИЯ 14 2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Я - КОНЦЕПЦИИ 22 2.1.Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ УСТАНОВОК "НА СЕБЯ" 22 2.2.КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41 ВВЕДЕНИЕ: Введение Актуальность исследования. Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева , Л.И.Божович , А.Н.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна , И.И.Чесноковой , А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона , в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса , К.Роджерса , Р.Бернса и многих других выдающихся ученых. Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения , вызванные собственным телом, сознание "я" - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. А.Г.Спиркин дает следующее определение : " самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней ". Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода "духовный свет, обнаруживающий и себя и другое ". Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать "просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "я". Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как проблему "высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности ", расценивал в целом как "нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа". В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или "Я-концепции". Что же означает термин "Я-концепция" , какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Цель работы - проанализировать современные подходы в психологии к проблеме самосознания личности и рассмотреть категорию "Я". Задачи исследования: " Рассмотреть самосознание и уровень притязаний личности, а также структуру и формы самосознания ,предметность и рефлексивность самосознания; " Проанализировать основные положения Я - концепции; " Сделать выводы в заключении. Объект исследования - объектом исследования в данной работе выступает такая категория как самосознание личности, а также образ "Я". Предмет исследования. Восприятие личности, то есть процессы отбора, организации и интерпретации воспринимаемых явлений, приводящие к возникновению у индивида целостной картины психологического окружения и к определению своего места в этом окружении. 1.Самосознание и уровень притязаний 1.1.Структура и формы самосознания Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: "Совокупность психических процессов , посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный "образ "Я" . "Образ "Я" - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе "Я" можно выделить три компонента: 1) познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание; 2) эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе; 3) поведенческий - особенности регуляции поведения. Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый ви СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. 2. Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. //Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В.Шороховой. - М.: Наука, 1969. 3. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. - Т.3, Л.: ЛГУ, 1974-1981. 4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. 5. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994. 6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. 7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М., 1980. 8. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии - 1990. - № 10. 9. Налимов В. В. Спонтанность сознания. - М., 1980. 10. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. 11. Платонов К. К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972. 12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М., 1957. 13. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. 14. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. - СПб., 1992. 15. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989 16. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru