Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Организация работы по развитию навыков общения ID работы - 711085 психология (дипломная работа) количество страниц - 78 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 4 1. Психолого-педагогические основы развития навыков общения младших школьников. 7 1.1. Общение как категория психологии 7 1. 2. Особенности общения младших школьников 17 1. 3. Внеурочная деятельность и ее влияние на развитие общения младших школьников 28 1. 4. Средства изучения навыков общения младших школьников. 36 2. Организация работы по развитию навыков общения………….37 2.1.Диагностика по определению навыков общения…………….37 2.2. Формирующая работа навыков общения……………………42 2.3. Определение влияния внеурочной деятельности на развитие общения………………………………………………………………68 Список литературы………………………………………………………....76 ВВЕДЕНИЕ: Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников. Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства младших школьников, А.В. Мудрика - о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. [20, с. 15 ]. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту, поэтому актуальность выбранной нами темы очевидна и не вызывает сомнений. Основная цель обучения учащихся культуре общения - формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека - это совокупность норм и традиций общения.[17, с. 56] Адекватное коммуникативное поведение - это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?). Основные задачи, стоящие перед учителем следующие: - сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности; - научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи; - сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения: - вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи; - обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях. Адекватное коммуникативное поведение основывается на определенных коммуникативных знаниях, умениях и навыках. Основная задача - дать учащимся навыки в сфере культуры поведения и общения. Как показывает практика, дети, да и взрослые, сегодня не владеют основными знаниями в области общения, они не знают, что надо говорить в той или иной ситуации. Необходимо иметь в виду, что в рамках только уроков умения и особенно навыки общения надежно сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков - это в большей степени задача внеклассной работы. Это и проведение различных конкурсов, КВН, фестивалей, посещение театров, музеев, выставок и т.д. Необходимо дать учащимся правила, нормы, эталоны общения, выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны понять, что надо делать и говорить и как. Объектом нашего исследования являются младшие школьники. Предмет работы - процесс развития коммуникативных умений у младших школьников. Цель данной работы - исследовать этапы развития навыков общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Этой цели подчинены следующие задачи: 1. Рассмотреть общение как категорию психологии. 2. Изучить особенности общения младших школьников. 3. Исследовать влияние внеурочной деятельности на развитие общения младших школьников. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1984. 2. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск, 1989. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. - М., 1984. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1989. 4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 2006. 5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. 6. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Начальная школа, 2005. - № 10. С. 7. 7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981. 8. Клянченко Е. А. Учим детей общаться.// Начальная школа, 2006. - № 6. С. 63-68. 9. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984. 10. Максимова А. А. Развитие коммуникативных способностей младших школьников. // Начальная школа плюс до и после, 2005. - № 1. С. 3-7. 11. Мир детства: младший школьник. - М., 1988. 12. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981. 13. Озерова И. Н. Формирование коммуникативной культуры детей. // Начальная школа, 2004. - № 11. С. 65-70. 14. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 1984. 15. Исследование развития познавательной деятельности. - М., 1971. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. -М., 2005. 16. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: Уч. пос. для студентов пед. уч. заведений. - М.: Наука, 1998. 17. Леонтьев А.А. Психология общения. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 1997. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. 19. Методика преподавания культуры общения в средней школе / Стернин И.А., Новичихина М. Е. и др. Воронеж, 1995. 20. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Прсвещение, 1984. 21. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. - М., 2001. 22. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989 23. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987. 24. Рогов Е. М. Настольная книга практического психолога: Уч. пос. в 2 кн. - 3-е изд. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - Гуманитарный изд. центр ВЛА-ДОС, 2001. 25. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Проблемы общей психологии. - М., 1998. 26. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1987. 27. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1998. 28. Стернин И.А. Коммуникативное поведение и национальная культура народа//Филологические записки. - 1993. № 3. с. 182. 29. Учимся общаться с ребенком: Руководство для учителей начальных классов/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993. 30. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Основные психологические теории в психоанализе. - М., 1978. 31. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М., 1993. 32. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 37 - 44. 33. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1984. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru