Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Организация психолого-педагогического образования родителей ID работы - 672876 психология (дипломная работа) количество страниц - 90 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ. 3 Глава 1: Основные направления развития систем обучения родителей, в мировом педагогическом процессе. 9 §1. Системы обучения родителей, основанные на психоаналитической модели. 9 § 2. Критический анализ бихевиористических концепций воспитания родителей. 15 §3. Система обучения родителей в парадигме гуманистической психологии. 18 §4. Модель, основанная на трансакциональном анализе. 28 Глава 2: Проблемы образования и воспитания родителей в отечественной педагогике. 34 §1. Развитие общих вопросов семейной педагогике (60-90х годов). 34 § 2. Сущность и содержание педагогического образования родителей в условиях дошкольного учреждения 39 ГЛАВА 3. ОПЫТ РАБОТЫ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 59 §1. Оценка уровня психолого-педагогической компетентности родителей 59 §2. Оценка успешности семейного воспитания детей 63 §3. Система работы воспитателя детского сада с родителями по повышению уровня их психолого-педагогической компетенции 66 § 4. Оценка результатов работы 80 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85 Библиография. 2 ПРИЛОЖЕНИЯ 6 ВВЕДЕНИЕ: «Семья - важнейший институт социализации, ибо она являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Такими как: социально-культурный параметр – участие членов семьи в жизни общества, социально-экономический параметр – имущественные характеристики и занятость членов семьи на работе, учёбе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, гигиенических особенностей образа жизни; демографический параметр определяется структурой семьи».1 Всеобъемлющее влияние семьи на ребёнка связано рядом психологических механизмов социализации ребёнка в семье. Механизм подкрепления – это система поощрений и наказаний, которая внедряет знания о том, какие нормы, правила и ценности семей одобряются, а какие нет. А так же механизм идентификации – подражания значимым взрослым, копирования (сознательно и неосознанно). Семья является важнейшим фактором социализации. Она определяет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека, являясь «экологической нишей» для членов семьи. Так её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях, на умении искать выходы в сложных жизненных ситуациях и адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, устоять в меняющихся социальных условиях. Современные социологи, педагоги, психологи выделяют следующие функции семьи: физическое и эмоциональное развитие человека; определяющая роль в формировании психологического пола ребёнка, в первые три года жизни; умственное развитие ребёнка; помощь в овладении человеком социальных ролей; фундаментальные ценностные ориентации в сферах семейных и межэтнических отношениях; социально- психологическая поддержка человека. Значение воспитания образно раскрыл известный русский педагог А. Н. Острогорский. «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления её _________ 1 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза,1994,с.95 постоянны, обыденны, что она незаметно, укрепляя или отравляя дух человеческий, как воздух, которым мы живы».1 Процесс социализации начинается в семье, с первых месяцев жизни ребёнка. Ошибки и просчёты воспитания в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребёнка, в трудностях его адаптации, различных отклонениях развития личности. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью. Многие социальные проблемы общества, например преступность, алкоголизм, наркомания, психические расстройства вырастают из проблем семьи. Воспитание родителей можно рассматривать, как стремление общества защитить себя, избежать появления таких проблем. С точки зрения социальной политики целью воспитания родителей является изменение качества жизни семьи, создание такого образа жизни, который помог бы каждой семье стать счастливой: «…если введено будет… педагогическое испытание перед браком; если народная школа будет готовить народ к семейной деятельности, а не отбивать от неё… - тогда организация семьи станет прочной».2 Семья – это первоначальная социальная среда, в которой начинается формирование личности, это стартовая площадка, с которой берёт начало сложная траектория жизненного пути человека. Родительская позиция по отношению к ребёнку, система ценностей в семье, наличие или отсутствие взаимопонимания между её членами, а также многое другое определяет умение справиться с трудностями, которые неизбежно возникают в процессе воспитания ребёнка. Успех семейного воспитания зависит от уровня психолго-педагогической культуры родителей. Чтобы проникнуться позитивным импульсом к воспитанию детей, родители должны сами осознавать возможность и необходимость своего внутреннего роста – с чего и начинается воспитание родителей. Термин «Воспитание родителей» наполнится положительным содержанием тогда, когда будет связан с развитием личности каждого из родителей, а через них - и их детей. «Воспитание родителей» – международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Корни проблемы, к которой мы обращаемся, уходят глубоко в историю человечества. Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, осознавалась очень давно. Многие педагоги, философы говорили о том, как много в воспитании детей _________________ 1 Острогорский А. Н. Семейные отношения и их воспитательное значение. СПб., 1898, с. 61. 2 Блонский П. П. Введение в дошкольное воспитание. М., 1915. с. 118. зависит от родителей.1 Так например А. Коменский подчёркивал, что «правильно построенная дидактика важна для родителей, которые до сих пор большей частью были осведомлены, чего им ждать от своих детей».2 Дж. Локк утверждал, что детскую душу так же легко направить по тому или иному пути, как и речную воду, и в этом основную роль признаны выполнять родители. Ж.Ж.Руссо в своих работах отмечал большую значимость родителей в воспитании детей и в частности матери. «К тебе обращаюсь я, нежная и предусмотрительная мать сумевшая … предохранить подрастающее деревце от столкновений с людскими мыслями».3 Т.е. влияние на процесс социализации ребёнка. В настоящее время многие учёные считают воспитание родителей важнейшим условием благоприятного развития ребёнка. К сожалению, ещё встречаются родители, которые считают главной своей обязанностью хорошо кормить ребёнка, красиво его одевать и выполнять все его требования, увлекаются чрезмерной опекой, либо игнорируют ребёнка, «превозносят его до небес», либо беспрестанно ругают, либо держат ребёнка в «ежовых рукавицах»… «Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их а, прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя.4 Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверите ваше собственное поведение.5 Мечтая о будущем своих детей, такие родители «строят» для них прекрасные, даже фантастические «замки». И каково же бывает удивление и разочарование, когда рушатся все их ___________ 1 Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения М.1982. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. М.,1982. т.1 Крупская Н.К. Пед. соч. М., 1968.т.2 Лесгафт П.Р. Семейное воспитание ребёнка и его значение Собр. пед. соч. М.,1956. т.3 Макаренко А.С. О воспитании М., 1988. т.3 Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей. Избр. пед. соч. М., 1959 Локк Д. Мысли о воспитании. Соч. М., 1988. т. 3 Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение. СПб.,1898 Руссо Ж.Ж. Избр. соч. М., 1961 т.3 Сухомлинский В.П. Родительская педагогика. М.,1978. 2 Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г., Педагогическое наследие. М.,Педагогика,1989. с.11. с.145. с.202. 3 СМ. т.ж. 4 Острогорский А.И. Семейные отношения и их воспитательное значение. Спб.,1989 с.61 5 Макаренко А.С. О воспитании М. 1988 с.54 надежды… Чтобы подобных потерь в жизни было как можно меньше, родителям необходимо понимать психологию детей в каждом возрастном периоде и серьёзно осмысливать педагогические методы семейного воспитания. В частности Р. Дрейкурс отмечает, что успех семейного воспитания зависит от уровня психолого-педагогической культуры родителей, от их умения оценивать отдельные ситуации и поведение ребёнка на основе понимания целостного процесса развития юной личности. Проблемы, возникающие у родителей в процессе воспитания детей, порой растут, как снежный ком. Родители приходят в замешательство, теряются, пасуют, винят себя… И, конечно, им необходимо помочь. Уже существует множество программ по воспитанию родителей, которое помогают им найти ответы на многие волнующие вопросы: Как поступить в той или иной конкретной педагогической ситуации? Как отреагировать на конкретный поступок ребёнка? Как понять мотивацию поведения ребёнка? Правильные ли методы воспитания используются в семье? Эти и многие другие вопросы часто возникают у родителей в их повседневной жизни. Дать ответ на них может, как правило, только хорошо продуманная система психолого-педагогического просвещения родителей. Актуальность просвещения родителей заключается в том, что специальные исследования констатируют факты ослабления современной семьи, с одной стороны, и факты усиления семьи с помощью семейного воспитания родителей – с другой. Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на потребности родителей в поддержке. Многие молодые родители не могут получить необходимую помощь от родственников, по неофициальным каналам. Такие родители чувствуют себя очень неуверенно и считают себя плохими воспитателями. Если получения по неофициальным каналам помощь оказывается недостаточной, важным источником знаний для родителей может оказаться организованное обществом воспитание родителей. Неуверенность взрослых, их пренебрежительное отношение к детям и своим воспитательным обязанностям, непонимание детской души отражается на развитии и их благополучии. Необходимость воспитывать и обучать родителей можно обосновать, во-вторых, ещё и тем, что в педагогически образованных родителях нуждается сам ребёнок. Ведь сколько семей страдает от постоянных конфликтов «отцов и детей», сколько детских судеб искалечено в результате неадекватного обращения с ними родителей, сколько «невидимых миру слез» пролито и теми, и другими. Литература, квалифицированная помощь специалистов, психокоррекционная работа помогает по-другому взглянуть родителям на проблемы воспитания, отказаться от ложных выводов и принципов, изменить подходы и способы воспитания собственных детей, что благоприятно сказывается на детях, да и на самих родителях. Необходимость воспитания родителей продиктована, в-третьих, существованием бесспорной связи между качеством семейного воспитания и социальными проблемами общества. Благополучие семьи связано с её системой ценностей, с тем, к чему семья стремится и на какой основе складывается её образ жизни. Воспитание родителей также всегда связано с определённой системой ценностей, которая, в конечном счете, определяет его цели, содержание и методы. Поэтому проблема воспитания родителей состоит в том: кто, когда, где и с какой целью его осуществляет. Это касается морали, этической стороны дела, и связано с правами родителей и детей, с характером взаимоотношений между семьёй и обществом, с проблемой власти и нечёткости критериев, позволяющих определить, кто есть «хороший родитель» и что такое «правильное воспитание ребёнка». Анализируя основы воспитания родителей, необходимо обратить внимание на базовые ценности мировоззрения родителей. Официальные программы воспитания родителей обычно следует характеру общественно-политичекого мышления, свойственного данному обществу в настоящий момент, и подводят родителей к характерной для него системе ценностей. В данной дипломной работе предпринята попытка разрешения противоречия между назревшей необходимостью в систематизированном обучении родителей и неспособностью существующих в сегодняшней практике форм организации родительского всеобуча для решения актуальных задач повышения педагогической культуры родителей. Поэтому целью дипломной работы является анализ и поиск наиболее эффективной, позитивной и адаптированной программы воспитания родителей в российской семье в условиях нестабильного социума. В процессе исследования мы гипотетически предложили, что оптимальной формой организации обучения родителей является система, включающая в себя не только овладение теми или иными теоретическими знаниями, но и процесс совместной деятельности родителей, педагогов и ребёнка. Объектов исследования – модели воспитания родителей, обобщённые в мировом педагогическом процессе. Предмет исследования – процесс обучения родителей в современных условиях. В соответствии с проблемой гипотезой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: - проанализировать литературу в области воспитания родителей и их подготовки к функции воспитателя; - вскрыть и обосновать философские подходы имеющихся моделей воспитания родителей; - разработать психолого-педагогические основы и содержание программы обучения родителей в условиях современной российской действительности; - определить оптимальную организационно-педагогическую форму организации обучения родителей. Научная новизна и теоретическая значимость дипломной работы определяется тем, что в работе осуществлён анализ теоретических основ и концептуальных построений систем обучения и воспитания родителей, реализованных в мировом педагогическом процессе, предпринята попытка разработки системы образования родителей, адаптированной к условиям инновационных учебных заведений. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный в работе вариант обучения родителей в условиях современного российского социума может быть успешно использован в практике инновационных образовательных учреждений. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Амосов Н.М., Никитина Л.А., Воронцов Д.Д. Страна детства./Сб. Н.М. Амосов, Л.А. Никитина, Д.Д. Воронцов. -М., 1991.-288с. 2. Антоненко В.В., Третьяк А.М. Педагогика для всех: Взрослые и дети: /Сост.: Антоненко В.В., Третьяк А.М.- М., книга, 2001.-47с. 3. Арутюнян М., Зеленов М. Легко ли быть родителем? : Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс. -М., МП Велес, 2001.-191с. 4. Байярд Р., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей /Пер. с англ. А.Б.Орлова. -М.,Просвещение, 2003.-223с. 5. Бениаминова М.Вл. Воспитание детей.- М., Медицина 2000-286 с.6.Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., Просвещение, 1992.-254 с. 7. Бютнер К. Жизнь с агрессивными детьми. - М., Педагогика, 1993 -180 с. 8. Валлон А. Психическое развитие ребёнка.- М., Просвещение, 1967. -194 с. 9. Виноградова М.Д. Значение авторитета родителей в воспитании /Сб. Беседы с родителями о воспитании детей в семье. - АПН РСФСР, 1954. 10. Владиславский В.З. Все начинается с детства /Вступ.ст. Я.Коломинского. - Минск, 1999. - 188 с. 11. Волкова Е.И. Отец и мать как воспитатели. - изд. АПН РСФСР,1956. - 207 с. 12. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. - М., Произдат, 1999.-95 с. 13. Воспитание и обучение детей раннего возраста: кн. Для воспитателя дет.сада: Метод. пособие /А.М.Фонарёв и др.:, Под ред. Л.Н.Павловой. - М., Просвещение, 2000. - 175 с. 14. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.- М., Знание. 1986.- 96 с. 15. Джеймс М., Джорвард Д. Рожденные выигрывать, - М., прогресс,1999.-336 с. 16. Диалоги о воспитании: Кн. Для родителей /Под ред. В.Н. Столетова. - М., Педагогика, 2001. -335 с. 17. Добсон Дж. Непослушный ребёнок /Пер. с англ. Непомнящего В., общ. Ред. Коршуновой Н.Т. 1992. -208 с. 18. Дрейкус Р., Заяц В. Счастье вашего ребёнка. - М., Прогресс,1999. -240 с. 19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. - М., Медицина, 1999. -112 с. 20. Захарова Л.Н. Дитя в очереди за лаской. -М., Политиздат, 1994.-219 с. 21. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребёнка: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей. - М., Просвещение, 1994. -191 с. 22. Календарь для родителей /Сост. М.В. Ревенко -М., Педагогика, 2000.- 157 с. 23. Кащенко В.Г. Педагогическая коррекция. - М., Просвещение, 1994. - 224 с. 24. Колбановский В.Н. Любовь, брак и семья в социалистическом обществе. - М., Правда, 1948. - 180 с. 25. Коменский Я. А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.- М., Педагогика, 1989. -416 с. 26. Корнилов К.Н. Что такое счастливое детство? /Журн. «Семья и школа», 1995, № 4, 9-12 27. Корчак Я. Как льбить ребёнка: Кн. О воспитании /Сборник: пер. с польского - М., Политиздат, 1994. - 492 с. 28. Корчак Я. Педагогическое наследие. - М., Педагогика, 1995. -272 с. 29. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь.- М., Знание, 2001. 30. Леви В. Нестандартный ребёнок.- Спб, Питер, 2003. - 256 с. 31. Лесгафт П.Р. Семейное воспитание ребёнка и его значение. -М., Педагогика 2002. 32. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. /Пер. с англ. - М., Педагогика, 2002. - 267 с. 33. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. для воспитателя дет.сада. - М., Просвещение, 1994. -220 с. 34. Лич П. Младенец и ребёнок: От рождения до пяти лет (Перевод. - М., Педагогика, 1985. - 285 с. 35. Лупан С. Поверь в своё дитя. - М., Эллислак, 1993. - 256 с. 36. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребёнка /Моск.гос.заоч.пед.ин-т. - М., Просвещение, 1965. -361 с. 37. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., Учпедгиз, 1950. -359 с. 38. Масару И. После трёх уже поздно. - М., Знание, 2000. -93 с. 39. Махова К.В. О воспитании в семье. Записки матери. - М., Учпедгиз, 1954. 40. Медведева И., Шитова Т. Книга для трудных родителе. - М., Звонница-МГ, Роман-газета, 1996. -271с. 41. Мир детства: Дошкольник /Под ред. А.Г.Хринковой, отв. ред. А.В.Запорожец. -М., Педагогика, 1989.-256 с. 42. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. -Пенза, 1994. 43. Наши дети. /Сост.: И.В. Гребенников, Ю.Ф. Змановский. - М., Финансы и статистика, 1999. -383 с. 44. Никитина Л.А. Мама или детский сад: Кн. для воспитателей дет.сада. - М., Просвещение, 2000. -93 с. 45. Никитин Б.Н. Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. - М., Молодая гвардия, 1999. 46. Островская Л.Ф. Почему ребёнок не слушается: Пособие для воспитателей дет.сада. - М., Просвещение, 2001. -111 с. 47. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение. -Спб., 1898. 48. Паркисон К.Н. Дети, как их воспитывать. - Спб, Макет, 1992. 49. Петровский В.А. и др. Учимся общаться с ребёнком. - М., Просвещение, 1993. -191 с. 50. Плотниекс И.Э. Психология семье /Пер. с латыш.- М., Педагогика 2001. -206 с. 51. Помощь родителям в воспитании детей /Пер.под общ. ред. Пилиновского В.Я. - М., Прогресс, 2002. 52. Популярная психология для родителей /Сост.: А.С. Спиваковская, Г.А.Ковалёв, Под ред. А.А. Бодалева. -М., Педагогика, 1998. -253 с. 53. Пэрпу Л.Я. Воспитываю ребёнка: Практические советы. - М., Панорама, 2003. -63 с. 54. Развитие личности ребёнка. /Пер. с англ., Общ. ред. Фонарёва А.М. - М., Прогресс 1999. 55. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., Прогресс 1998. 56. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Кн.для будущих родителей: Для старшего возраста. – М., Дет.лит., 1997. -395 с. 57. Спиваковская А.С. Как быть родителеми. – М., Педагогика, 1986. 58. Спок Б. Разговор с матерью: Кн. о воспитании /Пер. с англ. Н.А.Перовой, Д.Ю Азарова. –М., Политиздат, 1990. – 588 с. 59. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир: Кн.для воспитателя дет.сада. – М., Просвещение, 1999. – 205 с. 60. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., Педагогика, 1989. -288 с. 61. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. – М., Молодая гвардия, 1998. -304 с. 62. Усов И.Н. Здоровый ребёнок. – Минск, Беларусь, 2004.- 448 с. 63. Фадеева Е.И Взрослые и дети.- М., Книга,2001. – 46 с. 64. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., Педагогика, - Пресс, 1995. – 144 с. 65. Фромм А. Азбука для родителей /Перевод, предисл. И.М.Воронцова, - Лениздат, 1995 – 319 с. 66. Ханхасаева И Растёт дочка, растёт сын. – М., Педагогика 2000.- 238 с. 67. Харрис Т.Я. Я благополучен – ты благополучен /Пер.с англ. Под ред. В.В. Макарова и Б.И. Хасана. – Красноярск, 1998.- 288 с. 68. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. – М., Педагогика,2004. 69. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей/Пер. с фин. – М., Просвещение, 2000. – 109 с. 70. Шульц-Вильд Л. Наш ребёнок: попул. справ. для родителей/Пер. с нем.- М., Республика, 2000.- 240 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru