Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Оптимизация познавательной деятельности учащихся с использованием мышления ID работы - 685616 психология (дипломная работа) количество страниц - 86 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение………………………………………………………… 2 Раздел 1. Сущность мышления как психического познавательного процесса……………………………………. 4 1.1. Теоретический анализ проблемы………………………………… 4 1.2. Стадии и виды мышления………………………………………... 6 Виды мышления………………………………………………………. .7 Стадии творческого мышления…………………………………….. 8 1.3.два уровня абстракции……………………………………………. 11 Раздел 2. Психический процесс как объект научного исследования………………………………………………….. 22 2.1. Процесс и деятельность. Проблема субъективного………….. 22 2.2. Различные виды процессов в свете трех принципов детерминизма………………………………………………………….. 25 2.3. Процесс и его развитие…………………………………………... 29 2.4. Эвристическое мышление как признак одаренности………... 32 Развитие эвристического мышления: стадии, виды, методы развития……………………………………………………………… 33 Вводная матрица для выявления признаков одаренности……... 34 2.5. Развитие дивергентного мышления……………………………. 37 Раздел 3. Экспериментальная работа по изучению мышления у школьника среднего возраста……………… 40 Заключение…………………………………………………… 46 Список использованной литературы. ВВЕДЕНИЕ: Спроси у любого из нас, как мы решаем ту или иную задачу, находим правильные ответы на невероятно трудные вопросы, и каждый непременно растеряется: ну как такое объяснить вот так сразу!.. Между тем мы упрямо требуем того же (прямо или косвенно) от своих питомцев. Мол, при выполнении учительского задания вы должны анализировать, систематизировать, абстрагироваться и так далее. И вроде запамятовали при этом, что за нашими плечами - житейский опыт (он всему научит!), институтские преподаватели (может, как следует и не научили, так хоть ориентир нужный дают), каждодневная школьная практика (а она - как лаборатория: всегда отличит драгоценную руду от пустой породы). А какой запас у наших ребят, умеющих лишь читать да слушать, и то с неохотой? Мышление - сложный и многосторонний психический процесс. Его нередко образно называют "вселенной внутри нас". Мышление - это обобщенное опосредованное отражение действительности. Оно отражает ее свойства с помощью понятий, которые отвлекаются от конкретных предметов, явлений - носителей этих свойств. Задача мышления - обнаружение новых, неизвестных объектов и их особенностей, отношений, которые нельзя изучить с помощью ощущения, восприятия и других психических процессов. Существует несколько видов мышления, и разные его виды неравнозначны. Сущность материального способа мышления детально будет рассмотрена в дальнейшем. Хотелось бы обратить внимание на одну из особенностей материального мышления, его коренное отличие от мышления логического. Если в ходе логического мышления необходимым условием является строгая последовательность развития этапов мышления от начальной стадии - развития психических процессов, до конечной стадии -эвристическое мышление. Развитие эвристического мышления - это проблема сегодняшнего дня, латеральное мышление помогает усовершенствовать процесс логического мышления. Точкой отсчета, началом формирования советской, а теперь уже российской психологии, бесспорно, является теория Выготского "О высших нервных процессах". В ней оно подробно изложил сущность каждой из функций мышления, определил роль каждой функции в формировании мышления, как целостного процесса. Бесспорно, одно из первых мест в отечественной психологии по праву принадлежит Выготскому Льву Семеновичу, разработавшему культурно-историческую теорию, которая положила начало школы в советской психологии. И все же основным его произведением в психологии является "Учение о развитии высших психических функций: мышления, речи, психологии искусства". Нельзя переоценивать и вклад Рубинштейна Сергея Леонтьевича в советскую психологию. Его перу принадлежит основополагающий трактат по философским проблемам психологии, исследования памяти, восприятия, речи, мышления. Главное сочинение С.Л. Рубинштейна - "Основы общей психологии" (1940 г.). Учение Выготского Л.С. получило дальнейшее развитие как в современной психологии, так и в педагогике и медицине. В современной психологии разработаны теории творческого и эвристического мышления, а также методики, способствующие выявлению наличия навыков данных видов мышления. "Вершиной" развития данных типов мышления является гениальность. Разработка проблемы гениальности имеет несколько аспектов: дидактический, исследующий последовательность, закономерность формирования операций мышления, психологический, исследующий основные аспекты мышления, медицинский, исследующий психо-физические параметры здоровья человека. Относительно последнего аспекта мышления можно сказать следующее: В результате последних исследований, сотрудники Научно-исследовательского института мозга во главе с Наталией Михайловной Бехтеревой пришли к следующим выводам: 1. Гениальность человека зависит от уровня содержания в крови мочевинной кислоты. То есть, чем выше уровень содержания в крови мочевинной кислоты, тем больше шансов у человека, и у ребенка в том числе, развить гениальность. Таким образом, совершен большой прорыв как в отечественной медицине, так и в педагогике, и психологии. Так как теперь, становится возможным даже при наличии структурного анализа крови ребенка, можно предположить успешность развития гениальности, даже в столь раннем возрасте. А это в свою очередь означает, что для детей такого склада ума следует создавать особые условия. Правда, в данном аспекте существует и негативная сторона: некоторые из таких детей впоследствии заболевают подагрой, вследствие усиленной работы печении. Разработкой программ для обучения детей, обладающих эвристическим мышлением ведет Научно-исследовательский педагогический центр имени В.В.Венгера. Работа с детьми по данной программе, возможно, позволит раскрыть потенциально высокий уровень развития интеллекта сначала дошкольника, а затем и детей в процессе школьного обучения. Мыслящий человек становится не только субъектом, но и объектом познавательной деятельности. Заметим при этом, что разные типы деятельности всегда осуществляются на соответственно различных уровнях общения. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Брушлинский А.В. "Математика и психология мышления", с.269 2. Божович Л.И. "Личность и ее формирование в детском возрасте". - М., 1968г,с.134 3. Бор Н. "Атомная физика и человеческое познание". - М., 1961 г.; 4. Варшава Б.Е., Выготский Л.С. "Психологический словарь". - М., 1931 г., с.205 5. Виленкин Н.Я., Шрейдер Ю.А. "Понятие математики и объекты науки". М-"Вопросы философии", 1974 г., № 2, с. 119 6.Гейзенберг В. "Физика и философия". - М., 1963 г., с.29. 1975 г., 7.Гурова Л. Л. Развитие мышления учащихся в процессе овладения компьютерной грамотностью // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985. 8. Дубровский Д.И. "Психические явления и мозг" - М., 1971 г., стр. 93-94 9. Дубровский Д.И. "Психические явления " - М., 1971 г. 10.Давыдов Д.Б. "Виды обобщения в обучении" 11.Давыдов В. В. Виды обобщения и обучения. М., 1972. 12.Давыдов 8 В.. Варданян Л. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981. 13. А.И.Доровский "Сто советов по развитию одаренности". - Российское педагогическое агентство, 1997 г., 258 с. 14. Ю.Дьяченко О.М. "Об основных направлениях развития воображения у детей". // "Вопросы психологии". -1988 г., № 16 15.Ильенков Э.В. "Диалектическая логика". - М., 1974 г., с.22-29 16. Заде Л.А. "Основы подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решения", - Математика сегодня, с.7. 17. Леонтьев А.Н. "Проблема деятельности в психологии". - "Вопросы психологии", 1972 г., № 9, с. 100 18. Леонтьев А.Н. "Проблемы развития психики". - М., 1972 г., с. 153 19. Леонтьев А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность". - М., 1975 г.,с.112-113 20. Лекторский В.А. "Культурно-историческая теория мышления". - Изд-во "Москва", 1968 г., с.80 21. Матюшкин А.М. "Проблемные ситуации в мышлении и обучении". - М., 1972 г. 22."Материалистическая диалектика и концепция дополнительности". - Киев, 1975 г.; 23."Принцип дополнительности и материалистическая диалектика". -М., 1976 г. 24."Материалистическая диалектика и концепция дополнительности", Киев, 1983 г. 25.Методологические принципы физики. История и современность". - М.,1975г. 26.Поддъяков Н.Н. "К вопросу о развитии мышления школьников". // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Изд-во "Москва", 1981 г. 27.Рубинштейн С.Л. "Бытие и сознание". - М., 1957 г., с. 13 28.Рузавин Г.И. "О природе математического знания". - М., 1974 г.,с.185 29. П.Теплов Б.М. "Об объективном методе в психологии". - Известия Академии педагогических наук РСФСР, выпуск 45, 1953 г. 30.Д.Столяренко "Основы психологии". - Феникс, 1997 г., 730 с. 31. Швырев В.С., Юдин Э.Г. "Мировоззренческая оценка науки: критика буржуазных концепций сциентизма и антисциентизма". - М., 1973 г. 32. Фресс П., Пиате Ж. "Экспериментальная психология". - с. 185-189. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru