www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Оптимизация познавательной деятельности учащихся с использованием мышления


ID работы - 685616
психология (дипломная работа)
количество страниц - 86
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение………………………………………………………… 2
Раздел 1. Сущность мышления как психического познавательного процесса……………………………………. 4
1.1. Теоретический анализ проблемы………………………………… 4
1.2. Стадии и виды мышления………………………………………... 6
Виды мышления………………………………………………………. .7
Стадии творческого мышления…………………………………….. 8
1.3.два уровня абстракции……………………………………………. 11
Раздел 2. Психический процесс как объект научного исследования………………………………………………….. 22
2.1. Процесс и деятельность. Проблема субъективного………….. 22
2.2. Различные виды процессов в свете трех принципов детерминизма………………………………………………………….. 25
2.3. Процесс и его развитие…………………………………………... 29
2.4. Эвристическое мышление как признак одаренности………... 32
Развитие эвристического мышления: стадии, виды, методы развития……………………………………………………………… 33
Вводная матрица для выявления признаков одаренности……... 34
2.5. Развитие дивергентного мышления……………………………. 37
Раздел 3. Экспериментальная работа по изучению мышления у школьника среднего возраста……………… 40

Заключение…………………………………………………… 46
Список использованной литературы.




ВВЕДЕНИЕ:



Спроси у любого из нас, как мы решаем ту или иную задачу, находим правильные ответы на невероятно трудные вопросы, и каждый непременно растеряется: ну как такое объяснить вот так сразу!.. Между тем мы упрямо требуем того же (прямо или косвенно) от своих питомцев. Мол, при выполнении учительского задания вы должны анализировать, систематизировать, абстрагироваться и так далее. И вроде запамятовали при этом, что за нашими плечами - житейский опыт (он всему научит!), институтские преподаватели (может, как следует и не научили, так хоть ориентир нужный дают), каждодневная школьная практика (а она - как лаборатория: всегда отличит драгоценную руду от пустой породы). А какой запас у наших ребят, умеющих лишь читать да слушать, и то с неохотой?
Мышление - сложный и многосторонний психический процесс. Его нередко образно называют "вселенной внутри нас". Мышление - это обобщенное опосредованное отражение действительности. Оно отражает ее свойства с помощью понятий, которые отвлекаются от конкретных предметов, явлений - носителей этих свойств. Задача мышления - обнаружение новых, неизвестных объектов и их особенностей, отношений, которые нельзя изучить с помощью ощущения, восприятия и других психических процессов.
Существует несколько видов мышления, и разные его виды неравнозначны.
Сущность материального способа мышления детально будет рассмотрена в дальнейшем. Хотелось бы обратить внимание на одну из особенностей материального мышления, его коренное отличие от мышления логического. Если в ходе логического мышления необходимым условием является строгая последовательность развития этапов мышления от начальной стадии - развития психических процессов, до конечной стадии -эвристическое мышление.
Развитие эвристического мышления - это проблема сегодняшнего дня, латеральное мышление помогает усовершенствовать процесс логического мышления.
Точкой отсчета, началом формирования советской, а теперь уже российской психологии, бесспорно, является теория Выготского "О высших нервных процессах". В ней оно подробно изложил сущность каждой из функций мышления, определил роль каждой функции в формировании мышления, как целостного процесса.
Бесспорно, одно из первых мест в отечественной психологии по праву принадлежит Выготскому Льву Семеновичу, разработавшему культурно-историческую теорию, которая положила начало школы в советской психологии. И все же основным его произведением в психологии является "Учение о развитии высших психических функций: мышления, речи, психологии искусства".
Нельзя переоценивать и вклад Рубинштейна Сергея Леонтьевича в советскую психологию. Его перу принадлежит основополагающий трактат по философским проблемам психологии, исследования памяти, восприятия, речи, мышления. Главное сочинение С.Л. Рубинштейна - "Основы общей психологии" (1940 г.).
Учение Выготского Л.С. получило дальнейшее развитие как в современной психологии, так и в педагогике и медицине. В современной психологии разработаны теории творческого и эвристического мышления, а
также методики, способствующие выявлению наличия навыков данных видов мышления.
"Вершиной" развития данных типов мышления является гениальность. Разработка проблемы гениальности имеет несколько аспектов:
дидактический, исследующий последовательность, закономерность формирования операций мышления, психологический, исследующий основные аспекты мышления, медицинский, исследующий психо-физические параметры здоровья человека.
Относительно последнего аспекта мышления можно сказать следующее: В результате последних исследований, сотрудники Научно-исследовательского института мозга во главе с Наталией Михайловной Бехтеревой пришли к следующим выводам:
1. Гениальность человека зависит от уровня содержания в крови
мочевинной кислоты. То есть, чем выше уровень содержания в крови мочевинной кислоты, тем больше шансов у человека, и у ребенка в том числе, развить гениальность.
Таким образом, совершен большой прорыв как в отечественной медицине, так и в педагогике, и психологии. Так как теперь, становится возможным даже при наличии структурного анализа крови ребенка, можно предположить успешность развития гениальности, даже в столь раннем возрасте. А это в свою очередь означает, что для детей такого склада ума следует создавать особые условия. Правда, в данном аспекте существует и негативная сторона: некоторые из таких детей впоследствии заболевают подагрой, вследствие усиленной работы печении.
Разработкой программ для обучения детей, обладающих эвристическим мышлением ведет Научно-исследовательский педагогический центр имени В.В.Венгера.
Работа с детьми по данной программе, возможно, позволит раскрыть потенциально высокий уровень развития интеллекта сначала дошкольника, а затем и детей в процессе школьного обучения.
Мыслящий человек становится не только субъектом, но и объектом познавательной деятельности. Заметим при этом, что разные типы деятельности всегда осуществляются на соответственно различных уровнях общения.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Брушлинский А.В. "Математика и психология мышления", с.269
2. Божович Л.И. "Личность и ее формирование в детском возрасте". - М., 1968г,с.134
3. Бор Н. "Атомная физика и человеческое познание". - М., 1961 г.;
4. Варшава Б.Е., Выготский Л.С. "Психологический словарь". - М., 1931 г., с.205
5. Виленкин Н.Я., Шрейдер Ю.А. "Понятие математики и объекты науки". М-"Вопросы философии", 1974 г., № 2, с. 119
6.Гейзенберг В. "Физика и философия". - М., 1963 г., с.29. 1975 г.,
7.Гурова Л. Л. Развитие мышления учащихся в процессе овладения компьютерной грамотностью // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985.
8. Дубровский Д.И. "Психические явления и мозг" - М., 1971 г., стр. 93-94
9. Дубровский Д.И. "Психические явления " - М., 1971 г.
10.Давыдов Д.Б. "Виды обобщения в обучении"
11.Давыдов В. В. Виды обобщения и обучения. М., 1972.
12.Давыдов 8 В.. Варданян Л. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981.
13. А.И.Доровский "Сто советов по развитию одаренности". - Российское педагогическое агентство, 1997 г., 258 с.
14. Ю.Дьяченко О.М. "Об основных направлениях развития воображения у
детей". // "Вопросы психологии". -1988 г., № 16
15.Ильенков Э.В. "Диалектическая логика". - М., 1974 г., с.22-29
16. Заде Л.А. "Основы подхода к анализу сложных систем и процессов
принятия решения", - Математика сегодня, с.7.
17. Леонтьев А.Н. "Проблема деятельности в психологии". - "Вопросы
психологии", 1972 г., № 9, с. 100
18. Леонтьев А.Н. "Проблемы развития психики". - М., 1972 г., с. 153
19. Леонтьев А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность". - М., 1975 г.,с.112-113
20. Лекторский В.А. "Культурно-историческая теория мышления". - Изд-во "Москва", 1968 г., с.80
21. Матюшкин А.М. "Проблемные ситуации в мышлении и обучении". - М., 1972 г.
22."Материалистическая диалектика и концепция дополнительности". - Киев, 1975 г.;
23."Принцип дополнительности и материалистическая диалектика". -М., 1976 г.
24."Материалистическая диалектика и концепция дополнительности", Киев, 1983 г.
25.Методологические принципы физики. История и современность". - М.,1975г.
26.Поддъяков Н.Н. "К вопросу о развитии мышления школьников". // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Изд-во "Москва", 1981 г.
27.Рубинштейн С.Л. "Бытие и сознание". - М., 1957 г., с. 13
28.Рузавин Г.И. "О природе математического знания". - М., 1974 г.,с.185
29. П.Теплов Б.М. "Об объективном методе в психологии". - Известия
Академии педагогических наук РСФСР, выпуск 45, 1953 г.
30.Д.Столяренко "Основы психологии". - Феникс, 1997 г., 730 с.
31. Швырев В.С., Юдин Э.Г. "Мировоззренческая оценка науки: критика буржуазных концепций сциентизма и антисциентизма". - М., 1973 г.
32. Фресс П., Пиате Ж. "Экспериментальная психология". - с. 185-189.


Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru