www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Определение условий, способствующих развитию самосознания подростков


ID работы - 689555
психология (курсовая работа)
количество страниц - 50
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение…………………………………………………………………..2
1. Проблема отношения к себе в структуре самосознания личности подростка………………………………………………………………………..6
1.1. Особенности внутренней динамики самосознания личности……6
1.2. Структура самосознания личности………………………………..8
1.3. Проявления самосознания в поведении личности подростка…..12
2. Исследование развития самосознания у подростков……………….15
2.1. Организация исследования и выбор методик……………………..15
2.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………….18
2.3. Формирование самосознания в подростковом возрасте………….30
2.4. Оценка эффективности реализации программы субъективно-отчетными методами……………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………43
Приложения……………………………………………………………….45





ВВЕДЕНИЕ:



Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подрост-ка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объек-том самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целост-ность, способствует образованию и стабилизации личности [1. с. 89]
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется са-мосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов са-мооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности про-никновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенно-сти и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подро-стка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадап-тации [22. с. 212].
Актуальность исследования состоит в том, что подростковый период - это период становления личности и формирования самосознания.
Гипотеза исследования заключается в том, что в процессе личностного роста можно создать определенные психологические условия, которые будут способствовать развитию у подростков позитивного самосознания.
Цель исследования - определение условий, способствующих развитию самосознания подростков.
Задачи исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме ис-следования;
- изучение особенностей структурных компонентов самосознания;
- исследование самосознания учащихся подросткового возраста;
- выработка необходимых условий, способствующих развитию само-сознания у подростков;
- создание программы тренинга личностного роста;
- апробация программы и оценка эффективности проведённой тренин-говой работы.
Объект нашего исследования - самосознание подростков.
Предмет исследования - развитие самосознания подростков.
Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 4 с подростками в возрасте 14 - 15 лет. Экспериментальная группа состояла из шести человек, что составило 21% от общей совокупности. Выборка опреде-лялась случайным образом. Чем была достигнута ее репрезентативность.
В работе были использованы следующие методики:
1. Тест - опросник "Шкала самоуважения Розенберга".
2. Шкала Шварцландера "Уровень притязаний".
3. "Тест двадцати утверждений на самоотношение", разработанный М.Куном и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан.
4. Метод самоотчёта.
Методологической основой нашего исследования являются работы Р. Бернса о структурных компонентах самосознания и факторах, влияющих на её формирование; концепция психологического развития личности Э. Эрик-сона, работы отечественных психологов Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, А. А. Реана о психологических особенностях развития Я-концепции у подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его ре-зультаты позволяют сформулировать методологические обоснованные поло-жения о строении интегральной структуры самосознания подростка.
Практическая направленность определяется возможностью использо-вания полученных в результате проведенного экспериментального исследо-вания данных для дальнейшей работы по развитию самосознания у подрост-ков.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Ананьев Б.Г. Возрастная психология. - М., 1980.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М., 1994.
5. Бодалев А. А., Столин В.В. Практическая психология. М., 1987.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Практические рекомендации и мето-дики по возрастной психологии. М, 2000.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996., стр. 35-37.
9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.
10. Гримак Л. П. Возрастная психология - М., 1991
11. Кваде В., Трусов В.П. Развитие Я-концепции в подростковом пе-риоде. М, 1980.
12. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М., 1988.
13. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2002.
14. Крутецкий В.А. Лукин Н.С. Психология подростка. - М., 1965.
15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2001.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, дет-ство, отрочество. - М., 1999.
17. Немов Общая психология. В 3 т. - Т.3. - М., 1991.
18. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.
19. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.
20. Реан А.А. Психология развития. - М., 2001
21. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы ста-новления личности. - М., 1994.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - Т.1. - М., 1989.
Хрестоматия по возрастной психологии - М., 1998.


Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru