Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости ID работы - 614929 психология (курсовая работа) количество страниц - 25 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение 3 1. Понятие неуспеваемости. 6 2. Особенности психического развития детей школьного возраста как предпосылки неуспеваемости в школе. 7 3. Нейропсихологические причины неуспеваемости школьника 15 Заключение. 23 Список литературы 25 ВВЕДЕНИЕ: Введение Актуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха. Наблюдаемые в последнее время интенсификация школьного образования и ухудшение здоровья детей способствуют увеличению числа плохо успевающих учеников. По данным разных авторов (Шевченко, 1995; Корсакова и др., 1997), они составляют около 25-30% учащихся, при этом половина из них имеет задержку развития. Начало обучения создает сложные условия для психики ребенка, на фоне которых могут выявиться ранее незамеченные дисфункции (Дробинская, Фишман, 1996; Корсакова и др., 1997). Одним из распространенных механизмов школьной неуспеваемости является парциальное отставание развития психических функций. «Отставание в развитии определенного функционального компонента выглядит как его частичное выпадение на фоне остальных и ведет за собой перестройки других функций или дискоординацию их работы» (Ахутина, 1997). Недостаточная способность к компенсации слабых сторон развития ВПФ может привести к школьной неуспешности (Ахутина, 1997). Возникновение более выраженных и стойких отставаний в развитии ВПФ, чаще всего обусловленных отставанием в структурно-функциональном созревании центральной нервной системы, позволяет говорить о ЗПР (Актуальные проблемы, 1982; Переслени, Мастюкова, 1989; Фишман, 1989, 1996; Дробинская, Фишман, 1996; Мачинская, 2001). Неравномерность развития психических функций, отчетливо проявляющаяся в детском возрасте, сочетается с неравномерностью темпов морфо-функционального созревания отдельных мозговых зон, что и обусловливает неоднородность детской популяции. У неуспевающих детей неравномерность развития ВПФ выражена наиболее отчетливо, вследствие чего слабые звенья с трудом поддаются компенсации (Бадалян, 1982; Актуальные проблемы, 1982; Марютина, 1994). Особенности ВПФ у неуспевающих детей изучались в психологических, нейропсихологических и психофизиологических исследованиях. Многими авторами подчеркивается неоднородность этой группы детей и выделяются разные типологические подгруппы (Переслени, Мастюкова, 1989). Цель реферата: нейропсихологический анализ проблем школьной неуспеваемости. 1. Понятие неуспеваемости. При рассмотрении понятия «неуспеваемости» очень часто упоминаются термины «недостаток», «отклонение», «трудности». Некоторые авторы рассматривают их как синонимы. Однако, по мнению Ю.З. Гильбуха , данные понятия носят различный смысл. Под СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Ахутина Т.В. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6 — 8 лет // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2. С. 51 — 58. 2. Леушина Л.И., Невская А.А., Павловская М.Б. Сравнительное исследование закономерностей зрительного опознания в правом и левом полушариях // Сенсорные системы: сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л.: Наука, 1985. – С. 21-36. 3. Максименко М.Ю. Особенности направленной и ненаправленной нейропсихологической коррекции школьной неуспеваемости детей младшего и школьного возраста // Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 4. С. 42 — 43. 4. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология 1996. № 2. С. 46 — 52. 5. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994. 6. Нейропсихологическая диагностика: В 2 ч. / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1994. 7. Николаев А.Р. Спектральные характеристики ЭЭГ на первом этапе решения различных пространственных задач // Психологический журнал. – 1994. - Т. 15, № 6. - С. 100-106. 8. Новые методы нейропсихологического исследования / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1989. 9. Развивающийся мозг. - М.: Наука, 1984. – 272 с. 10. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., «Просвещение, 1989 11. Сантана Р.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости в начальных классах: Автореф. канд. дис. М., 1991. 12. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии (методические рекомендации к нейропсихологической диагностике). – М. – 1998. – 50 с. 13. Семенович А.В., Умрихин С.О., Цыганок А.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости // Журн. высшей нервной деятельности человека. 1992. № 1. С. 27 — 31. 14. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М. Изд-во МГУ, 1985. - 190с. 15. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. М., «Просвещение», 1988, С.175 16. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Регионарная и полушарная специализация операций зрительного опознания. Возрастной аспект // Физиология человека. - 1999. - № 1. - С. 15-23. 17. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Формирование зрительного восприятия в раннем детском возрасте // Физиология человека. – 1995. - Т. 21, № 5. - С. 162-171. 18. Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии: Электрофизиологическое исследование. - М.: Педагогика, 1989. - 143с. 19. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1997. 20. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников: разработка критериев оценки: Дис. …канд. психол. наук. – Москва, 1998. - 122 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru