www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей 4-5 лет с ОНР


ID работы - 614927
психология (дипломная работа)
количество страниц - 117
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию развития речи у детей 4-5 лет с ОНР 7
1.1. Возникновение и развитие речи у детей раннего возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР 14
1.3. Направления коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с общим недоразвитием речи 24
Глава 2. Практическая нейропсихологическая диагностика и коррекция детей 4-5 лет с ОНР 30
2.1. Программа исследования 30
2.2. Результаты исследования 34
2.3. Выводы 58
Заключение 59
Библиография 61
Приложения 66




ВВЕДЕНИЕ:



Введение


Актуальность исследования
Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы. Для того чтобы обучение в школе стало стартовой точкой нового этапа психического развития ребенка, оно должно быть основано на знании уровня готовности каждого школьника к усвоению общеобразовательных предметов. Современные требования к эффективности обучения становятся выше из года в год.
В рамках модернизации системы специальной помощи детям с отклонениями в развитии в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатываются принципиально новые подходы к коррекции детей с разными формами нарушений (А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина), в частности к обучению детей со сложной структурой дефекта (Е.Л. Гончарова).
Проблема нейропсихологической диагностики и коррекции детей с нарушениями речи является предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Значительный вклад в проблему у детей с общим недоразвитием речи внесли работы Р.Е. Левиной, О.Л. Жильцовой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой.
Нарушение речевой функции – это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды (Вайзман Н.П.,1984; Павлов И.П., 1951; Эльконин Б.Д., 2001).
Особую актуальность в связи с этим приобретает разработка методов раннего прогнозирования трудностей в обучении.
Несмотря на возросший в последние годы интерес исследователей в области психологии, общей и коррекционной педагогики к проблеме профилактики ОНР, на сегодняшний день не выделены основные параметры нейропсихологической диагностики детей 4-5 лет с ОНР.
В настоящее время активно развивается особая область превентивного воздействия, интенсивно используются методики, позволяющие своевременно выявить и скорректировать ранние признаки отклонения психического развития у детей (Е.Л. Гончарова, О.Е. Громова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева).
Вопрос об оптимальных сроках начала обучения детей с нарушениями речи, а также о возможности использования различных методов коррекции для стимуляции речевого развития в раннем возрасте слабо освещен в научных публикациях и является дискуссионным. В работах Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной основными критериями для определения начала обучения детей с различными нарушениями речи аналитико-синтетическим методом стали не возрастные показатели, а структура речевого недоразвития и сформированность психических процессов, обеспечивающих функциональный нейропсихологический базис развития.
Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема обеспечения дифференцированного подхода в процессе нейропсихологической диагностики и коррекции детей 4-5 лет с ОНР, а также выделения категории дошкольников с общим недоразвитием речи, для которых эти методы могут быть доступными и оказывать стимулирующее воздействие на развитие ребенка.
Цель исследования: разработать содержание и методы нейропсихологической диагностики и коррекции детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Предмет исследования: нейропсихологические методы исследования развития детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что нарушения всех компонентов речевой системы детей с ОНР 4-5 лет и своеобразие их психического развития в целом влияют на выбор методов использования методов нейропсихологической диагностики и коррекции. Раннее применение методов коррекционной работы у детей с ОНР может стать одним из средств активизации речевого развития, минимизировать отклонения в развитии неречевых психических функций и процессов. Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР определяется реальным уровнем развития, применением дифференцированного подхода на основе оценки состояния компонентов нейропсихологического развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
? проанализировать современные подходы к проблеме исследования;
? выделить методы, определяющие состояние высших корковых функций детей среднего дошкольного возраста с ОНР;
? определить готовность к обучению у детей среднего дошкольного возраста с ОНР и выявить категорию дошкольников, для которых раннее обучение является актуальным;
? разработать, апробировать и оценить эффективность системы коррекционно-методических приемов, направленных на коррекцию детей с ОНР 4-5 лет.
Методологической основой исследования являлись: теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной.
Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели использовались следующие методы: обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования; метод изучения психолого-педагогической и медицинской документации; метод индивидуального комплексного нейропсихологического обследования дошкольников; констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; статистический анализ результатов, количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.
Научная новизна исследования определяется тем, что обоснована целесообразность создания нейропсихологической модели обследования состояния речевых и неречевых предпосылок к обучению дошкольников 4-5 лет с ОНР. Разработана теоретическая модель коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом изученных стартовых возможностей дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: поставлена и исследована проблема нейропсихологической диагностики и коррекции дошкольников 4-5 лет с ОНР с учетом современных подходов. Полученные в ходе исследования результаты расширяют представление об образовательных возможностях коррекционной работы для коррекции речевого недоразвития, а также гармонизации всего психического развития дошкольников 4-5 лет с ОНР.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработана и реализована на практике целостная система нейропсихологического обследования; подтверждена эффективность уровневой системы оценки развития головного мозга дошкольников 4-5 лет с общим недоразвитием речи; создана и апробирована методическая система логопедического воздействия. Разработанная методика может быть рекомендована к использованию в логопедических группах для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи как средство эффективного воздействия на неречевые и речевые процессы.
База исследования: исследование проводилось с мая по сентябрь 2007 г на базе ДОУ компенсирующего вида №931 ЮВАО г. Москвы. Всего в констатирующем эксперименте принимало участие 24 ребенка среднего дошкольного возраста (8 дошкольников 4-5 лет с ОНР, 8 - с нормальным речевым развитием, 8 – занимающихся с логопедом, не имеющих логопедического диагноза); в обучающем эксперименте участвовали 8 дошкольников 4-5 лет с ОНР.
Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию развития речи у детей 4-5 лет с ОНР

1.1. Возникновение и развитие речи у детей раннего возраста

Проблема возникновения и развития речи у детей привлекает внимание многих исследователей. Появление речи имеет исключительно большое зна¬чение и для общего психического развития ребенка и, кроме того, овладевая речью, ребенок усваивает общественные достижения человеческой культуры (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.РЛурия, С.Л.Рубинштейн и мн.др.). Без речи невозможно и формирование взаимоотношений между людьми.
При решении вопросов, связанных со сроками возникновения речи, с темпом ее овладения, с ее качественными особенностями, разные исследова¬тели занимают различные позиции, которые определяют многие теоретиче¬ские и практические подходы к проблеме развития речи в онтогенезе.
Одним из первых, кто привлек внимание исследователей к речевому развитию ребенка, был В.Штерн . Согласно его взглядам, момент воз¬никновения речи связан с «величайшим открытием» в жизни ребенка, кото¬рый отрывает, что каждый предмет имеет свое название. Ребенок совершает открытие сначала в теоретическом плане, а затем применяет его на практике. Вторым «величайшим открытием» в жизни ребенка в процессе усвоения им языка и овладением грамматической структурой речи, по мнению К.Бюлера , является то, что ребенок, после того, как осознает наличие собственного названия для каждого предмета, в дальнейшем начинает «понимать основной принцип всех флективных языков, заключающийся в том, что отношения между словами могут выражаться посредством звуковых изменений слов» .
Несмотря на ошибочность такой точки зрения, работы В.Штерна и К.Бюлера по исследованию онтогенеза речи привлекли внимание других ис¬следователей, указали на роль детских вопросов, отметили активность детей в процессе овладения ими речью. Их точка зрения бы




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Библиография

1) Spitz RAnaclytic Depression: an Inquiry into the Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood //Psychoanal. Study of Child. - N.-Y. 1946, Vol. 2. P 217-234.
2) Абрамович-Лехтман Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем возрасте. М., 1949.
3) Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.
4) Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М.: Прогресс, 1979.
5) Брунер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. Исследование развития познаватель¬ной деятельности. М., 1971. Пер. с англ.
6) Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
7) Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Прогресс, 1967. - 195 с.
8) Величко Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-ю МГУ, 1982.
9) Выготский Л.С. Мышление и речь. //Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т.2.
10) Давыдов В.В. Личности надо "выделяться".. ./С чего начинается личность. М., 1979.
11) Елагина М.Г. Влияние ведущей деятельности на возникновение активной речи у детей раннего возраста. /Проблемы периодизации психики в онто¬генезе. М., 1976.
12) Елагина М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества с взрослым у детей раннего возраста. Автореф. канд. дис. - М., 1977. - 16 с.
13) Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1988
14) Из записных книжек Л.С.Выготского // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1977. № 2.
15) Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М., 1950. -121с.
16) Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970.-224 с.
17) Корницкая СВ. Влияние содержания общения с взрослыми на отношение к нему ребенка: Дис... канд. психол. наук. М., 1975.
18) Корницкая СВ. Возрастная динамика отношения ребенка к взрослому в зависимости от содержания общения между ними. /Проблема периодиза¬ции психики в онтогенезе. М., 1976. С 79 - 82.
19) Левина Р.Е. К построению педагогической классификации аномалий речевого развития: Седьмая научная сессия по дефектологии. М., 1975.
20) Левонтина Н. В. Психологические особенности системного мышления у детей 7-9 лет с общим недоразвитием речи с синдромом гиперактивности. М., 1998
21) Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
22) Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М., 1974. Пер. с англ.
23) Лисина М.И. Влияние общения со взрослым на развитие речи ребенка первого полугодия жизни. /Развитие общения у дошкольников. М., 1974.
24) Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. - Киев, 1983.
25) Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста. //Сов. педагогика, 1980, № 1.
26) Лисина М.И. Об избирательном отношении ребенка к речевым воздейст¬виям взрослого. /Общение как предмет теоретических и прикладных ис¬следований. Л., 1973
27) Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей. / Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985.
28) Лисина М.Л. Генезис форм общения у детей. /Принцип развития в психо¬логии. М., 1978.
29) Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978.
30) Лусканова Н.Г., Коробейников И.А. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста: Хрестоматия. М., 1996
31) Лямина Г.М. Развитие понимания речи у детей второго года жизни //Вопр. психологии. 1960, № 3. С. 119
32) Масарский М.В. Убеждающее слово. М., 1979.
33) Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: Хрестоматия. М., 1996.
34) Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психоло¬гии отношений человека. /Психологическая наука в СССР. В 2 т. Т.П. М., 1960.
35) Найссер У. Познание и реальность. - М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
36) Новоселова С.Н. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагоги¬ка 1978. - 160 с.
37) Обухов Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против – М., 1981.
38) Обуховский К. Психология влечений человека: Пер. с польск. /Под ред. Б.М.Сегала. - М.: Прогресс, 1971. - 248 с.
39) Общая психология – М., 1986.
40) Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1996.
41) Подготовка ребенка к школе. М.: Образование, 1997.
42) Поливанова Н.И., Ривина И. В. Диагностика системного мышления детей 6 – 9 лет // Психологическая наука и образование. 1996. № 2.
43) Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М.: Просвещение, 1964.
44) Психология-2000. Психологический словарь (мультимедийное издание), под ред. И.М. Кондакова, М.: Столичный гуманитарный институт, 2000.
45) Развитие и оценка компетентности: Материалы конференции. М., 1996.
46) Ривина И.В. Развитие учебно-познавательных действий у детей 6 – 10 лет: Автореферат канд. дис. М., 1988.
47) Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М. , 1970
48) Рубинштейн С.Л. Речь / Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989.
49) Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
50) Рузская А.Г. Особенности начального этапа общения с незнакомыми взрослыми у дошкольников. /Развитие общения у дошкольников. М., 1974.
51) Рузская А.Г. Особенности общения детей двух-семи лет с посторонним и близким взрослым. /Общение и его влияние на развитие психики до¬школьника. М., 1974. С. 41 - 58.
52) Сорокина Т.М. Исследование феномена "амбивалентного поведения" у детей раннего возраста: Автореф. канд. дис. М, 1977. - 20 с.
53) Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). /Под ред. Ф.А.Сохина. Изд. 5-е, исправ. - М: Просвещение, 1981.
54) Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей от ро¬ждения до одного года. М.-Л., 1949. - 101 с.
55) Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981, С. 77.
56) Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. № 2.
57) Шмидт Г.Д. Разработка методологических проблем психологического развития в ГДР./Принцип развития в психологии /Под ред.. Л.И.Анцыферовой. М, 1978.
58) Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. М., 1922.-280 с.
59) Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем воз¬расте //Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1978, № 3. С..3 - 12.
60) Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. /Избранные психологические труды /Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. М., 1989.
61) Эльконин Д.Б. Развитие речи. / Психология детей дошкольного возрас¬та. М., 1964. С. 115-182.

Приложения

Приложение 1

Протоколы обследования

Протокол обследования 1

ФИО Латыпов Ильшат Гумарович

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru