Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Мотивация как личностное качество детей дошкольного возраста ID работы - 710213 психология (дипломная работа) количество страниц - 101 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава I. Внутренние процессы семьи и их влияние на развитие мотивации детей дошкольного возраста 6 1.1. Социально-психологический анализ семьи как малой группы 6 1.2. Типология современной семьи 10 1.3. Психология семейных взаимоотношений 12 Глава II. Мотивация как личностное качество детей дошкольного возраста. 22 2.1. Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотив дошкольников 22 2.2. Особенности развития мотивации детей дошкольного возраста 25 2.3. Самоорганизация детей как следствие высокой мотивированности ребенка 30 2.4. Влияние внутрисемейных отношений на развитие мотивации дошкольников 37 Глава III. Исследование влияния внутрисемейных отношений на особенности развития мотивационной сферы детей дошкольного возраста. 47 3.1. Изучение характера внутрисемейных взаимоотношений 47 3.2. Изучение мотивации как личностного качества и фактора позитивных взаимоотношений в семье. 55 3.3. Определение коррелируемости внутрисемейных взаимоотношений и уровня развитости мотивации дошкольников 58 Заключение 61 Литература 63 Приложение 68 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность темы. Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. Распад нормативной системы многодетного родительства привело к широкому распространению норм малодетности. В современных условиях семья, имеющая трех и более детей, относится к многодетным семьям. На первый взгляд, самой актуальной проблемой семьи является проблема экономического плана, бюджета семьи. Но существуют не менее важные вопросы, относящиеся к проблеме взаимоотношений в семье. Психологи и педагоги напоминают, что для ребенка лучше, если он в семье не одинок, а окружен братьями и сестрами - у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе. Но вместе с тем, нужно отметить, что многодетность может быть и фактором риска психического здоровья детей в семье, так как между ними может развиться соперничество, негативные отношения друг к другу, последствия которых отрицательно влияет на личность детей. В семье, где возникают проблемы взаимоотношений родители по своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания общения между детьми и взрослыми. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями (Г.Т. Хоментаускас, Адель Фабер, Элен Мазлин, А.Я. Варга, В.Н. Котырло, В.Г. Нечаева и т.д.), основной причиной негативных внутрисемейных отношений является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье. Методологической основой исследования является - учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие мотивационной сферы детей; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка. Практическая значимость исследовательской работы заключается в оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей; в выяснении взаимосвязи внутрисемейных отношений с личностными и мотивационными качествами детей. Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе взаимоотношений в семьях, в установлении детерминанты негативных отношений в семье. Объектом исследования определили мотивационную сферу. Предметом исследования - Влияние внутрисемейных отношений на особенности развития мотивационной сферы детей дошкольников. Гипотеза - внутрисемейные отношения влияют на особенности развития мотивационной сферы детей. Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания, характер системы отношений и "родители - ребенок", эта система, в свою очередь, определяет особенности другой системы отношений в семье - "ребенок - ребенок". Следующей причиной, детерминирующей позитивные взаимоотношения детей мы считаем субъективную активность личности ребенка, представленную в виде мотива самостоятельности. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные отношения. Самостоятельность позволяет человеку устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. White впечатляюще продемонстрировал, как детское развитие продвигается благодаря "действующей мотивации": потребности взаимодействовать с окружающей средой, влиять на деятельность, а таким образом и на опыт, чтобы развить и максимизировать собственную эффективность и способности. Парадоксально, но очевидность данного феномена стала, по всей видимости, причиной запоздалого изучения, поскольку властное очарование психоаналитической теории приводило ко все большей убежденности в том, что действительно важные мотивы непременно должны брать свое начало в раннем детстве. Исходя из данной гипотезы мы определили цель исследования - выявить влияние внутрисемейных взаимоотношений на особенности развития мотивационной сферы детей дошкольников. Задачи исследования: 1. Обзор научной литературы по данной проблеме. 2. Подборка и апробация психодиагностических методик. 3. Провести исследование с помощью выделенных методов. 4. Изучить внутрисемейные отношения. 5. Изучить мотивационную сферу детей. 6. Выявить влияние внутрисемейных отношений на особенности развития мотивационной сферы детей дошкольников Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогических, социально-психологических трудов по теме исследования. 2. Беседы. 3. Наблюдение. 4. Тестирование. 5. Проективный метод рисуночного теста. 6. Метод статистического анализа. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1982. - 223 с. 2. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. - М., 1976. - 202 с. 3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.М.: Изд-во МГУ, 1996. - 304 с. 4. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск, 1995. - 102 с. 5. Аргунова В.Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной среде. /Автореферат диссертации на соискание кандидата пед. наук. М., 1997. 6. Афанасьева Т.М. Семья: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1985. - 224 с. 7. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. - М., 1972. - 236 с. 8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 296 с. 9. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). - М., 1987. - 164 с. 10. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. - М.: Педагогика, 1986. - 160 с. 11. Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М., 1995. - 186 с. 12. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. Сада /Л.В.Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с. 13. Выготский Л.С. Избранные труды. т. 6., 1974. 14. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с. 15. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 1995, №10. С. 10-13. 16. Донцов И.А. Самосовершенствование личности. - М., 1967. - 356 с. 17. Захарова О.Д. Демографический кризис в России. //Социологические исследования. 1995, №9. С.21 18. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. - М., 1991. - 128 с. 19. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой; Московский департамент образования, центр "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца. - М., 1995. - 168 с. 20. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: испр. Недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е издание, - М. - Просвещение, 1994. - 223 с. 21. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1983. 22. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. - М., 1981. 23. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с. 24. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1986. 25. Коллектив и личность. /Сб. научных трудов. - М. 1975. 26. Колодезникова Н.Г., Омукова Л.И. Актуальные проблемы семейного воспитания. - Якутск, 1997. - 48 с. 27. Коломинский Я. А. Психология общения. - М., 1974. - 408 с. 28. Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. - 238 с. 29. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сб. статьей и речей. Изд. 2-е. доп. М.: Просвещение, 1973. - 288 с. 30. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. - Иркутск, 1993. - 108 с. 31. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. - Киев, 1983. - 202 с. 32. Лаптева И. Деловые люди. //Дошкольное воспитание. 1997, №9. С.18. 33. Леонтьев А.Н. К теории развития личности. - М., 1982. - 402 с. 34. Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками. //Дошкольное воспитание. 1985, №3, - С.22. 35. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. №1, С.73. 36. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 486 с. 37. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1979. - 318 с. 38. Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чешского. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с. 39. Матушкин С.Е. У вас растут дети. - М., 1974. - 134 с. 40. Медведев Г.П., Надъярный А.В. В семье растут дети. - М., 1986. - 146 с. 41. Межличностные отношения, их роль в совершенствовании учебной деятельности. Сб. науч. трудов. Ташкент, 1985. - 224 с. 42. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. 43. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 576 с. 44. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 496 с. 45. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с. 46. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 223 с. 47. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под. ред. А.В. Петровского - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с. 48. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1996. - 352 с. 49. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей: Пермь, 1996. - 152 с. 50. Организация работ сельского детского сада: Условия организации дошк. воспитания в сел. местности /Л.В. Поздняк, А.К. Бондаренко, Л.В. Дружинина и др., Сост. Н.А. Реуцкая, Н.А. Петрова; Под ред. Р.А. Курбатова. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с. 51. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности. //Вопрос психологии. 1996, №1, С.4. 52. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьников и формирование активной личности. - М.: Знание, 1986. - 158 с. 53. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/у. - М.: Просвещение, 1983. - 176 с. 54. Островская Л.Ф. Характер формируется с детства. //Дошкольное воспитание. 1988, №5, С.76. 55. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. - 216 с. 56. Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии: Учеб. пособия для учащихся школ и студентов ВУЗа. Якутск, 1994. - 140 с. 57. Психология воспитания. - М., 1995. - 132 с. 58. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека: Сб. научных трудов. - Свердловск, 1987. - 126 с. 59. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 1965.. - 156 с. 60. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. /Сб. научных трудов. - М., 1977. - 412 с. 61. Рувинский Л.И., Соколова А.Е. Психология самовоспитания. - М., 1982. - 286 с. 62. Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. - М., 1973. - 368 с. 63. Рутман Э.М., Исподольский И.В. Истоки радости. - М., 1987. - 224 с. 64. Рутман Э.М. От соперничества к сотрудничеству. //Семья и школа. 1997, №5, С.41 65. Салион Н. Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе управлении в практической жизни. //Дошкольное воспитание. 1997, №5, С.41. 66. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с. 67. Семья у народов у народов Северо-Востока СССР: Сб. научных трудов. - Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1988. - 108 с. 68. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 1986. - 160 с. 69. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя д/с. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с. 70. Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991, №7, С.67. 71. Федорова Е.Н., Мостахова Т.С. Демографическая ситуация в Республике Саха (Якутия). //Социологические исследования. 1996, №1, С.25. 72. Флоренская Т.А. Я - против я. (индивидуальность в борьбе с эгоизмом). М., 1985. - 320 с. 73. Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. - 342 с. 74. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989. - 322 с. 75. Хорицкая Ю.Г., Щевченко С.М. У одиночества характер крут. - М., 1990. - 238 с. 76. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. //Вопросы психологии. 1997, №3, С.102. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru