Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Методика формирования ритмико-интонационной стороны устной речи (глухие) ID работы - 611553 психология (курсовая работа) количество страниц - 28 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3 1. Теоретический анализ этапов обучения ритмико-интонационной стороны речи 6 1.1 Этапы обучения ритмико-интонационной стороне устной речи 6 1.2 Особенности методики преподавания ритмико-интонационной стороны речи 8 2. Методика работы с отдельными сторонами ритмико-интонационной стороной речи 12 2.1 Работа над речевым дыханием и голосом 12 2.2 Использование фонетической ритмики при работе над звуками речи 13 2.3 Методика формирования интонации и ритмики в процессе формирования слов и словосочетаний 16 3. Методика работы с ритмикой и интонацией в процессе обучения формированию устной речи у глухих детей 21 Заключение 25 Список литературы 27 ВВЕДЕНИЕ: Введение Развитие ритмико-интонационной стороны устной речи играет ог-ромную роль в становлении и развитии личности, являясь одним из глав-ных факторов психического развития ребенка. Правильная устная речь яв-ляется средством общения, с помощью которого происходит обмен спосо-бами, навыками, умениями, результатами деятельности, воплощенными в материальных и духовных ценностях, расширяется индивидуальный опыт человека. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мо-тивов поведения человека, побуждающих его к совместной практической деятельности. Наиболее употребительным, удобным и экономичным спо-собом обучения устной речи как способа общения между людьми является общение построенное на правильных интонациях и использующей пра-вильную ритмику построения предложений. Ритмика устной речи служит одновременно носителем правильного литературного языка и важнейшим инструментом мышления. Понимая значимость фонетически правильной и грамотно-построенной устной речи, сурдопедагоги всегда стремились сформировать у детей с нарушениями слуха словесную речь не только в письменном и пальцевом виде, но обяза-тельно в виде устного слова. К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система формирования ритмико-интонационной стороны устной речи как одного из факторов полноценного развития личности глухих де-тей, наиболее полной их адаптации в обществе (Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина, И.Г. Багрова, В.И. Бель¬тю¬ков, К.А. Волкова, С.А. Зыков, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леон¬гард, Л.П. Нос¬ко¬ва, Т.В. Пелымская, Н.И. Шелгунова, Н.Д. Шмат¬ко, Е.З. Ях¬ни¬на и др.). Актуальность курсового проекта заключается в том, что процесс ов-ладения ритмикой и правильной интонацией устной коммуникации выпу-скниками специальных школ содействует более свободному выбору про-фессии или учебного заведения для профессионального обучения, включая ВУЗы, а также трудоустройству и профессиональной карьере, достижению определенного социального статуса. В то же время существенно ограни-ченные возможности у части глухих в устном общении со слышащими за-трудняют реализацию их прав и социальную адаптацию. Основными педагогическими условиями развития современной сис-темы формирования ритмико-интонационной устной речи у глухих школь-ников являются совершенствование обучения и воспитания детей с нару-шениями слуха (с первых месяцев жизни), разработка и внедрение новых продуктивных подходов к их речевому развитию в условиях коммуника-тивной системы обучения языку. Практическая значимость теоретического и методологического ма-териала, рассмотренного в этом курсовом проекте, состоит в анализе со-временных разработок конкретных технологических методов и приемов работы. Которые должны отражают конкретный и обобщенный опыт рабо-ты педагогов школ для неслышащих детей и форм организации учебной деятельности при осуществлении работы по развитию ритмико-интонационной стороны устной речи и выборе эффективных путей этого процесса. Обучение правильной ритмике и интонации устной речи глухих школьников базируется на создании единой системы слухозрительно-кинестетических связей в условиях интенсивной работы по развитию рече-вого слуха. Вследствие чего, новизна курсового проекта заключается в том, что в социальную адаптацию входит разработка и внедрение в прак-тику работы специальных системы развития слухового восприятия уча-щихся и формирования произносительной стороны речи, в том числе и с использованием различных типов специальной акустической аппаратуры. Проблемность работы, представляется в процессе развития системы помощи детям, которая позволяет части наиболее подготовленных неслы-шащих детей поступать в общеобразовательные школы общего типа и спе-циальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослы-шащих детей. Как показывает практика обучения глухих детей в специальных школах, развитие ритмико-интонационной устной речи (ее восприятия и воспроизведения) не у всех учеников происходит одинаково успешно: на-ряду с выпускниками, достаточно свободно и активно владеющими устной речью, имеются ученики, испытывающие существенные затруднения в устном общении и избегающие устных контактов со слышащими людьми. Одной из важных причин возникающих затруднений при обучении глухих устной речи является недостаточная разработанность дифференцированно-го подхода к ее формированию с учетом состояния слуховой функции учащихся, их речевого развития, уровня восприятия и воспроизведения устной речи, индивидуальных психофизических особенностей и др. Целью данной работы является теоретико-методологический анализ проблем дифференцированного обучения глухих детей ритмико-инто¬на¬цион¬ной стороной устной речи (ее восприятию и воспроизведению) с уче-том их речевого развития, состояния и резервов развития слуховой функ-ции, восприятия и воспроизведения устной речи на начало обучения в школе, психофизических особенностей детей. 1. Теоретический анализ этапов обучения ритмико-интонационной стороны речи 1.1 Этапы обучения ритмико-интонационной стороне уст-ной речи Формирование произносительных навыков у глухих младших школьников происходит на базе их развивающегося слуха и при участии зрения (т.е. при слухо-зрительном восприятии), что принципиально рас-ширяет возможности детей в усвоении произношения при подражании ре-чи взрослых. Исходной фонетической единицей в обучении произношению явля-ется слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализу-ются все сторо СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих – М.: Педагогика, 1983 2. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся – М.: Просвещение, 1991 3. Кузьмичева Е.П., Федосова И.Ф. Развитие слухового восприятия учащихся первого класса – М.: Просвещение, 1996 4. Кузьмичева Е.П., Яхнина E.З. Новые подходы к активизации устной коммуникации глухих школьников // Развитие и коррекция. 1998. №3 5. Королевская Т.К., Кукушкина О.И. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушенным слухом // Дефектология. 1995. № 1. 6. Миронова Э.В. Оценка навыка чтения с губ – М.: Педагогика, 1980 7. Пойман Л.В. Слуховая функция у глухих и тугоухих – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 8. Преемственность в работе специальных детских садов и школ для глухих детей по развитию слухового восприятия: Метод, рекомендации / Сост. Н.Д. Шматко – М., 1986. 9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида – М.: Просвещение, 1997 10. Развитие устной речи у глухих школьников // под ред. Кузьмичева Е.П., Янхина Е.З., Шевцова О.В. – М.: НЦ ЭНАС, 2001 11. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих – М.: Педагогика, 1973. 12. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981 13. Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников – М.: Просвещение, 1984 14. Словесная речь-основа формирования личности глухого школьника – М.: Чайка, 1994 15. Соколовскоя Т.Р. Развитие слухового восприятия глухих учащихся – М.: Просвещение, 1987 16. Стребелева Е.А. Ранняя коррекция нарушений и школьное воспитание глухих и слабослышащих детей // Альманах ИКП РАО Выпуск 1. 2000 17. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. №4 18. Яхнина Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи глухих школьников (части 1, 2) // Дефектология. 1994. №3; 1995. №1 19. Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов – М.: Российское педагогическое агентство, 1997 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru