www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Методика адаптации детей с нарушениями зрения к ДОУ


ID работы - 729625
психология (курсовая работа)
количество страниц - 40
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей к детскому саду 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения 10
1.3. Условия, обеспечивающие правильную адаптацию к детскому саду детей с нарушениями зрения 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Диагностика готовности детей к поступлению в детский сад 20
2.2. Методика работы по адаптации детей к детскому саду 24
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 39





ВВЕДЕНИЕ:



Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, т.к. адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого "адаптационного синдрома" является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Особенность раннего возраста является взаимосвязь психофизического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать "открытым" по всем вопросам развития и воспитания.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику адаптации детей с нарушениями зрения к ДОУ.
Объектом исследования выступает процесс адаптации детей к ДОУ.
Предметом исследования является условия адаптации к ДОУ детей с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей к детскому саду.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями зрения.
3. Выделить условия успешной адаптации к ДОУ детей с нарушениями зрения.
4. Провести диагностику готовности к поступлению к ДОУ.
5. Провести методику адаптации к ДОУ.
6. Определить степень адаптации детей после проведенной экспериментальной работы.
Методологической и теоретической основой исследования являются социальные т психолого-педагогические исследования о теоретических основах процесса адаптации (Н.М.Аксарина, И.А.Милославова, А.В.Петровский, Л.М.Растова, Р.В.Тонкова-Ямпольская).
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53. 2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1981. 3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976. - 157 с. 4. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 2000. 5. Ануфриева В.Г. Профилактика социальной дезадаптации детей. // Управление ДОУ. - 2003. - №4. - С.97-103. 6. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений / Ред.-сост. Р.Б. Стеркина. - М.: ACT, 1997. 7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.57-64. 8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. 9. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - М.: Учитель, 2004. 10. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001. 11. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 248 с. 12. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 2000. 13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998. 14. Бутузова О.Г., Уварова Н.М. Основные критерии оценки деятельности методиста дошкольного и начального образовательного учреждения. Методические рекомендации. - М.: ИРПО, 2001. 15. В помощь методическому работнику дошкольного и начального образования (справочные материалы) / Сост. О.А.Бутузова. - М., 2002. 16. Варпаховская О. "Зеленая дверца": первые шаги в общество // Ребенок в детском саду. - 2005. - №1. - С.30-35. 17. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2001. 18. Внешняя среда и психологическое развитие ребенка / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. - М.: Медицина, 1984. - 207 с. 19. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с. 20. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 2001. 21. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л.И.Солнцевой. - М., Просвещение, 1967. 22. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб., Лань, 2003. 23. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - Л., 1976. - 324 с. 24. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ "Сфера", 2005.. 25. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевиной. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. 26. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Смирнова Е.О., Галигузова Т.В., Ермалова Л.Н., Мещерякова С.Ю. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. 27. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192 с. 28. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М., 1973. 29. Земцова М.И. Некоторые особенности детей дошкольного возраста при нарушении зрения // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. М.И.Земцовой. - М.: Просвещение, 1978. 30. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С.66-77. 31. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Губанова. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с. 32. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. 33. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 2001. 34. Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. - СПб.: ИНФРО-М, 2002. 35. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37. 36. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с. 37. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2001. - 253 с. 38. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М., 2002. 39. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб, 2006. 40. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ИнтелТех, 2004. 41. Материал и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. - М.: Линка-Пресс, 2004. 42. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - СПб.: Речь, 2002. 43. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - С.10-14. 44. Мухина В.С. Возрастная психология: феноментология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. 45. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996. 46. Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. - М., 2005. 47. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. - 2000. - №3. - С.16-18. 48. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. - 1999. - №2. - С.17-22. 49. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие - М.: Мозаика Синтез, 2004. 50. Петрова Т.И., Ядешко В.И., Сохин В.А. Дошкольная педагогика. - М., 2002. 51. Печора К.Л., Патюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 172 с. 52. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н.Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева, Л.М.Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л.Неймерова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 640 с. 53. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С.14-16. 54. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2005. 55. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: Сфера, 2006. - 128 с. 56. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРКТИ, 2006. 57. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. - Тамбов, 1993. 58. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.46-51. 59. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 1999. 60. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994. 61. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 2001. 62. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. 63. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. - CПб: Речь, 2005.
Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru