www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Механизм смещения в работе сновидения


ID работы - 617791
психология (курсовая работа)
количество страниц - 31
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



План
Введение 3
1. Механизм смещения в работе сновидения 6
1.1. Смещение, сгущение и символизация как три основных процесса переработки информации в сновидении 6
1.2. Значение психической силы в процессе смещения 7
1.3. Смещение как одно из проявлений элементов цензуры в работе сновидения 7
1.4. «Другой» процесс смещения или перенесение акцента как «ошибка» мышления 9
1.5. Значение коллатеральных мыслей в процессе смещения от первостепенного к второстепенному 10
1.6. Первый и второй род смещения в работе сновидения 11
1.7. Обсессивные структуры и процесс смещения в работе сновидений обсессивных невротиков 13
2. Механизм смещения в работе сновидения на примере сновидений 18
2.1. Осуществление процесса смещения на примере сновидений 18
2.2. Сновидение Ирмы и процесс смещения в нем 20
2.3. Процесс смещения на примере ряда сновидений Доктора Лоренца 21
2.4. Сон под названием «1 флорин 50 крейцеров» и процесс смещения в данном сновидении 24
2.5. «Поход на рынок» и работа смещения в этом сновидении 27
Заключение 31
Список литературы 32




ВВЕДЕНИЕ:



Введение
Сновидения с точки зрения психологии замечательны тем, что приоткрывают некоторые закономерности менее очевидные в реальной жизни. Это в первую очередь относится к феномену смещения. Впервые на это обратил внимание З. Фрейд (теория психоанализа), отведя смещению основную роль в работе сновидения. В результате смещения акцент в сновидении перемещается с главного на второстепенное, основное переживание начинает выражаться в символической форме. Аналогичные процессы мы наблюдаем и наяву. Например, явление переноса (смещение чувств), когда чувства-эмоции, относящиеся к одному человеку, переживаются по отношению к другому (в данном случае психоаналитику). Нечто подобное происходит и при психической защите по типу проекции. Заметим, однако, что нельзя исключить и участия механизмов сновидения в этих феноменах. Тем более, развиваются эти процессы медленно (иногда — годы).
В качестве альтернативы сказанному, можно привести пример смещения без явного участия сновидения. Это смещенная агрессия, когда события развиваются в течение светового дня. Пострадавшая сторона в качестве ответной меры выбирает нападение не на источник опасности, а на более доступный, безопасный объект. Однако, эффективность (адаптивность) такого поведения, казалось бы, для поверхностного взгляда, — не выдерживает никакой критики. Еще более срочные реакции с элементами смещения возникают при сильных эмоциональных состояниях (аффектах), при внезапном появлении источника опасности. Реакция на боль или психоэмоциональное состояние ожидания боли в результате смещения трансформируются в состояние страха, и далее, в зависимости от особенностей организма, следует одна из трёх возможных ответных реакций: оцепенение, бегство или агрессия. Таким образом, важные для организма реакции всегда содержат элементы смещений, что обусловлено предыдущим опытом.
Смещение в сновидении может иметь и предупредительную функцию. Например, кошмары падений усиливают и поддерживают страх высоты на необходимом уровне. В данном случае реакция боли, ранее возникавшая при падениях, оказывается вытесненной из сознания (она отсутствует и в сюжете сновидения), но символически представлена в сновидении в виде страха при падении. Не вызывает сомнения адаптивный характер подобных вытеснений. Если животные или человек будут постоянно, в любой ситуации опасаться возможных повреждений и болевых реакций, — это будет сковывать движения и снизит поисковую активность. Кошмары типа "падений", а также смещенные образы в более мягкой форме (символы) предназначены именно для того, чтобы поставить "метки" на действительно опасные ситуации в виде страха высоты, падающих предметов, или в других более сложных жизненных ситуациях. [3]
Состояние психической травмы (душевной боли), когда нет физического повреждения, нет явной угрозы повреждения, смещенных страхов, связанных с возможностью повреждения, — можно по аналогии, с некоторыми допущениями рассматривать, как безусловную реакцию. Безусловным раздражителем в этом случае может быть какой-либо фактор окружающей обстановки, чаще социального характера. Последующая острая психическая реакция (безусловный ответ) протекает при значительном участии мыслительных (когнитивных) процессов — воспоминаний, умозаключений и т.д. По мере изживания психической травмы включаются механизмы вытеснения и смещения, что равнозначно формированию условной реакции. Условный стимул здесь входит, как правило, в состав безусловного стимула, как часть в целое. В этом случае условная реакция, ранее являвшаяся составной частью безусловной реакции, в результате смещения как бы принимает на себя весь её "отрицательный эмоциональный заряд". То есть второстепенная проблема в какой-то момент начинает восприниматься как более актуальная, чем вытесненная главная проблема (оценка ситуации в целом), включавшая в себя до вытеснения эту второстепенную проблему. В результате этого снижается острота (актуальность) основной проблемы.
Объектом смещения (то есть условным сигналом, который вызывает, например, реакцию раздражения) в зависимости от ситуации может быть всё что угодно: деталь одежды, черта характера, человек в целом, группа людей, зрительный образ и т.д. То есть при некотором напряжении во взаимоотношениях, например, с одним человеком, смещение может произойти на его внешний вид, манеру поведения. При взаимодействии в группе — на кого-либо из членов этой группы (феномен "козла отпущения").[3]
Объектом данной работы выступает работа сновидения.
Предметом данной работы является смещение как один из основных элементов (механизмов) в сновидении.
Целью работы является рассмотрение механизма смещения как одного из основных элементов в работе сновидения.
В связи с поставленной целью, задачи следующие:
1. Изучить литературу по вопросам сновидений.
2. Описать процесс смещения и его участие в сновидении
3. На примере конкретных сновидений показать, как происходит процесс смещения




1. Механизм смещения в работе сновидения
1.1. Смещение, сгущение и символизация как три основных процесса переработки информации в сновидении
Переработка информации в сновидении сводится в основном к трем процессам.
Первый процесс — сгущение (концентрация) образов вплоть до их "контаминации" (наложения друг на друга). Литературоведческий термин "собирательный образ" показывает общность этого механизма с некоторыми особенностями художественного творчества. Сходный со "сгущением" процесс описан Зигмундом Фрейдом и при формировании "эффекта смешного". З. Фрейд писал, что "сгущение происходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообще опускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое". [23,24,25] При строгом подходе лишь третий механизм заслуживает названия "сгущение". По сути, речь идет об отождествлении различных, зачастую весьма далеко стоящих друг от друга образов и представлений. Любопытная параллель этому механизму "работы сновидения" может быть найдена в особенностях первобытного "магического" мышления. Л. Леви-Брюль называет этот механизм "магическим обобщением" и говорит, что "магическое обобще- ние — есть отождествление".[4] Наиболее поучительный пример: индейцы Гуачоло отождествляют пшеницу, оленя и траву гукули. Другие примеры магических отождествлений: хлопок — облако (здесь имеет значение внешнее сходство); рога оленя и олень (часть сохраняет свойство целого), перо сокола в головном уборе тождественно соколиному зрению.
Второй процесс искажающей деятельности сновидения — смещение (передвигание). Скрытый элемент




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы
1. Гуревич П.С. "Величайшее доступное нам наслаждение…" // Фрейд З.
Либидо. М., 1996.
2. Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа. Программа и учебное пособие к изучению курса. Вып. 1. М., 1997. – 50 с.
3. Иванов В.А. Статья «Психология, сновидения, рефлексы». 2003.
4. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - М. 1930. - с.141.
5. Психоанализ. Популярная энциклопедия. / Сост., науч. ред. П.С.Гуревич.
М.: Олимп, 1998.
6. Фрейд 3. Автобиография. В кн.: Фрейд З. По ту сторону принципа
удовольствия. М., 1992. С.91-148.
7. Фрейд 3. Бессознательное. / Основные психологические теории в
психоанализе. Очерки истории психоанализа, СПб, "Алетейя", 1998
8. Фрейд 3. О психоанализе. В кн.: З.Фрейд. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.С.5-47.
9. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М. Наука, 1989. - с.107.
10. Фрейд З.. Введение в психоанализ. Лекции 1-15. СПб., Алетейя СПб, 1999.
11. Фрейд З.. Введение в психоанализ. Лекции 16-35. СПб., Алетейя СПб, 1999.
12. Фрейд З. Пересмотр теории сновидений.
13. Фрейд З. Применение толкования сновидений при психоанализе
14. Фрейд З. Символика сновидения.
15. Фрейд З. Толкование сновидений. Издательство: Попурри, 2006 г.
16. Фрейд 3. Толкование сновидений. Киев. 1991.
17. Фрейд З. Толкование сновидений. М., Современные проблемы,1913.
18. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. / Методика и техника
психоанализа, СПб, "Алетейя", 1997
19. Фрейд 3. О сновидении. В кн.: З.Фрейд. Психология бессознательного. М., 1989. С.310-343.
20. Фрейд 3. Очерк истории психоанализа. / Я и Оно. Труды разных лет. Тбилиси, Мерани, 1991
21. Фрейд 3. Очерки истории психоанализа. В кн.: Я и Оно. Т.1. Тбилиси:
Мерани, 1991. -С. 15-71.
22. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. / Фрейд З. Психология
бессознательного, М.:"Просвещение", 1989
23. Фрейд 3. Продолжение лекций по введению в психоанализ. / Введение в
психоанализ. Лекции. М.: "Наука", 1989
24. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн.: Беларусь, 1991. С.47-150.
25. Фрейд 3. Сопротивление против психоанализа. С.525-535.
26. Херсонский Б.Г. Зигмунд Фрейд. Смысл сновидений по Фрейду. Автобиография бессознательного. - Киев, 1991.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru