Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРА ID работы - 618571 психология (дипломная работа) количество страниц - 63 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА 6 1.1.Лидерство и руководство 6 1.2. Лидерство и организационная власть 10 1.3. Концепции руководства и лидерства в свете психологических теорий 14 ГЛАВА II. ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРА 20 2.1. Врожденные и приобретенные качества, характеризующие личность лидера 20 2.2. Статус, функции и динамика лидерства 28 ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ 7СОБЕННОСТЕЙ ВНУТРИГРУППОВОГО ЛИДЕРСТВА 34 3.1. Ход исследования 34 3.2. Методы исследования 35 3.3. Результаты исследования 42 3.3.1. Социометрический анализ 42 3.3.2. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири 47 3.3.3. Тест символических заданий Г.Г. Носкова 48 3.3.4. Цветовой тест Люшера 48 3.4. Стратегия развития организации: выводы, рекомендации 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 Список литературы 56 Приложение 59 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Общественное разделение труда в совокупности с общественной кооперацией различных видов человеческой деятельности сделали проблему лидерства одной у самых древних и, вместе с тем, постоянно актуальной проблемой, решение которой постоянно менялось и по содержанию и по форме. В условиях социально-экономических, политических и социокультурных процессов начала XXI столетия, характерных для мировой европейского и особенно Российского бытия, все большее значение приобретают вопросы научного управления обществом и различными его составляющими, а значит - вопросы лидерства. Среди различных видов лидерства особое положение занимай организационное лидерство, так как именно этот вид более заметен и значим как внутри общественных структур, так в общенациональном масштабе. Выявление механизма организационного лидер¬ства важно с точки зрения разработки легитимной процедуры про¬движения личности к лидирующему положению в структуре власти, возможности управления этим процессом, утверждения оптималь¬ных вариантов взаимодействия лидеров со своими последователями и оппонентами, различными социальными группами. Интерес к проблеме лидерства в нашей стране сейчас велик. И это естественно, так как от действий лидеров, администраторов, руко¬водителей, менеджеров зависит управление различными социальны¬ми структурами от разного рода групп, коллективов предприятий, армейских подразделений до государства, являющегося тоже организацией, но значительно более сложной и значимой для нас, граждан. В 1971 году в работе «Основы социально-психологической тео¬рии» Б.Д.Парыгин выделил основные отличительные черты лидера и руководителя, официально утвердившиеся в советской науке и со¬стоящие в следующем: 1) лидер осуществляет регуляцию межлич¬ностных отношений в группе, руководитель - представляет офици¬альные отношения в группе как некоей социальной организации; 2) лидерство существует в условиях микросреды, то есть сфера его деятельности - в основном малая группа, руководство - элемент макросреды, сфера деятельности руководителя - более широкая со¬циальная система; 3) лидерство возникает стихийно, в результате взаимодействия членов группы, назначение руководителя выше¬стоящими структурами стихийным не является: 4) по сравнению с руководством лидерство менее стабильно к в большей степени зави¬сит от настроения в группе; 5) руководство подчиненными обеспе¬чивается определенной системой различных санкций, которых в ру¬ках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем сло¬жен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно ко¬ренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает реше¬ния непосредственно сам. К началу 80-х годов в социальной психологии понятие «лидерство» было однозначно связано с межличностными отноше¬ниями в малой группе, внутригрупповой активностью и со стихий¬ным протеканием этих процессов снизу. Упор делался на противо¬стоянии лидерства и руководства: на выделении в первом стихийно¬го, естественного, свободного, неформального начала в противопо¬ложность официальному началу во втором. За основу в изучении проблемы лидерства отечественные психологи взяли деятельностный подход, предложенный А.Н.Леонтьевым. В соответствии с этим под¬ходом главными детерминантами процесса лидерства считаются цели и задачи группы, определяющие того, кто станет лидером, и ка¬кой стиль лидерства окажется здесь наиболее эффективным. С конца 80-х годов интерес к проблеме лидерства, особенно лидерства организационного, в нашей стране значительно вырос. Свидетельством тому служат, во-первых, многочисленные публикации дискуссионного характера в научных журналах, где предпринимаются попытки осмысления прошлого опыта России, обсуждаются насущные вопросы нашего бытия. Создаются портреты лидеров советской эпохи и дается оценки деятельности. В дискуссиях участвуют такие известные ученые, И.Бестужев-Лада, А.Венгеров. П.Волобуев. И.Диков, Р.Медведев, Ю. Поляков. А.Пригожий, Ю.Тихомиров и др. Объект исследования - лидерство как внутригрупповое явление, его характеристики и доминанты. Предмет исследования - природа группового лидерства, сущность и особенности проявления, детерминанты лидерских процессов в организационной сфере. Цель работы - исследование и изучение специфику внутригруппового лидерства, выяснение природы и тенденции развития. В этой связи автор ставит перед собой следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические основания, исторический опыт философско-социологического анализа лидерства. 2. Раскрыть категориальный аппарат исследования и прежде всего само понятие, что есть "лидерство", его существенные характеристики и детерминанты. 3. Проанализировать особенности, обосновать показатели лидерских процессов на примере организационной деятельности. 4. Провести практический мониторинг организационного лидерства. Гипотеза исследования: лидерскую взаимодетерминирующую субъект-субъектную связь создает наложение интересов: добровольность подчинения, сознательнее следование одной стороны (последователей) и доверенное доминирование, признанное влияние другой (лидеров). Перекресток единого интереса - доверенности влияния и добровольности следования - двусторонне интегрирует лидерскую систему, автоматически включает "мягкие", главным образом, социально-психологические (доверие, авторитет) механизмы состыковки лидеров и ведомых. ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА 1.1.Лидерство и руководство Кто же такой лидер, и что же это такое — лидерство? В отечествен¬ной науке долгое время доминировало несколько узкое понимание этих феноменов. «Лидер — член группы, который в значимых ситуациях спо¬собен оказывать существенное влияние на поведение остальных участ¬ников» . «Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влия¬ния и следования в системе межличностных отношений в группе» . Согласно этому подходу лидер — член малой группы, который в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи выдвигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности. При этом он демонстрирует более высокий, чем другие, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. В этом контексте лидерство рассматривалось исключительно как груп¬повое явление: лидер всегда выступал как элемент не организационной, а только групповой структуры, как система отношений в этой структуре. Иными словами, феномен лидерства сводился к динамическим процес¬сам малой группы. Нередко подчеркивалась противоречивость этого процесса: притязания лидера и готовность других принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные его возможности — значит, выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Исследователи подчеркивали, что мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной: при определенных обстоятельствах его возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться . Иног¬да понятие «лидер» отождествлялось с понятием «авторитет», что было не вполне корректно. Лидер действительно может выступать как автори¬тет для группы, но не всякий авторитет обя СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Снетков В.М. Психология коммуникаций в организациях. СПб, 2000. 2. Зайцев Г.Г. Организационное поведение. СПб, 2000. 3. Занковский А.Н. Организационное поведение. М., 2000. 4. Зельдович Б.З. Организационное поведение. М., 1999. 5. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. СПб, 2000. 6. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., 1999. 7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб, 1999 8. Андреев Г.М. Социальная психология. М., 1996 9. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов на Дону, 1999 10. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. // Соционика, ментология и психология личности NN 1-5, 1997. 11. Ананченко М.Ю. Лидер как субъект социального управления: социально-философский анализ. - Архангельск, 1999. С.7-10 12. Ананченко М.Ю., Овсянкина П.Е. Курс “Лидерство” в школе. - Архангельск, 1995. С.16-30 13. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. // М.: Народное образование, 1995. 14. Башарин В.Ф. Лидерство - одна из доминант современного российского образования. // Среднее профессиональное образование. 1998. №7-8. С.23 15. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. - М.: АСТ, 1999. 16. Гуленко В. В., Молодцов А. В. Основы социоанализа, — К., 1991. 17. Гуленко В. В., Молодцов А. В. Введение в соционику, — К., 1991. 18. Дилигенский Г.Г.Социально-политическая психология. - М. Новая школа. 1996. 19. Жариков Е.С. Вступающему в должность. Научно-популярный справочник для начинающего руководителя. // М.: Знание, 1985. 20. Краткий психологический словарь.// Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов на Дону: «Феникс», 1998. 21. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. // М.: Дело, 1993. 22. Кудряшова Е.В., Суханов В.Р. Особенности лидерства как элемента социального управления. //Философия и образование – пространство диалога. Архангельск, 2000. С.23 23. Кучик А. Уверенность в себе – русский аспект. // Психология уверенности в себе. Апрель 2001 24. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., Питер. 1995. 25. Лейнг Б. Интервью Джона Ханта "Лидерство: роль Модели" // Издание Лондонской школы бизнеса 1992. 26. Носков Г.Г. Тест символических заданий. Новосибирск, 2001. 27. Овсянкин П.Е. Основные модели управления развитием организации. //Инновации в образовании. Каргополь, 2000. С.5-10 28. Овчаров А. А. Соционика — путь к личности, Киев -Новосибирск, 1993. 29. Основы политической науки. // Под ред. В.П. Пугачева, М.: Знание. 1995 30. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. 1996. С. 132-138. 31. Скрипкина Т.Н. Доверие, как социально-психический феномен. // Ростов на Дону. - 1998 32. Скрипкина Т.Н. Доверие к себе, как условие развития личности. // Вопросы психологии, 2002, - №1. 33. Собчик Л. Метод социометрии. М.: Гардарики, 1998. 34. Социальная психология личности в вопросах и ответах. // Учебное пособие / Под ред. В.А.Лабунской, М.: Гардарики, 1999, c.207-209 35. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 Экзаменационных ответов по психологии // Экзаменационный экспресс-справочник Издательский центр "МарТ", 2001 36. Юнг К. Г. Психологические типы, — М., 1992. 37. Энциклопедия психологических тестов. Под ред. А.Ф.Бондаренко. СПб, 1998. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru