www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Личностное самоопределение в подростковом возрасте


ID работы - 630561
психология (реферат)
количество страниц - 11
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Самоопределение в подростковом возрасте
Психологическое время и Я-концепция
Идентификация личности и путаница ролей
Влияние взрослых на развитие самосознания у под-ростков
Библиография




ВВЕДЕНИЕ:



Самоопределение в подростковом возрасте
Теоретические основы проблемы самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном и сформулированы им в принципе "внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия".
Для С.Л. Рубинштейна наиболее важен внутренний момент самоопреде-ления, верность себе. Этот подход развивает в своих работах К.А. Абульхано-ва-Славская, и для нее центральным моментом самоопределения является соб-ственная активность, осознание стремления занять определенную позицию в жизни.
Другие исследователи (Сафин В.Ф., Ников Г.П., 1984), описывая "само-определившуюся личность", характеризуют ее как ориентированную на опре-деленные групповые, коллективные и общественные ценности.
Наиболее существенными характеристиками самоопределившейся лич-ности являются осознанность своих субъективных качеств и общественных требований и нахождение некоторого баланса между ними и видят смысл са-моопределения в способности человека строить самого себя, свою индивиду-альную историю, в умении переосмыслить собственную сущность. Личност-ное самоопределение связывается с ценностями, с потребностью определения смысла жизни, с ориентацией на будущее.
Подчеркивая важность самоопределения, Л.И. Божович определяет его как "выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни".
Идеальный Я-образ человека опосредован несколькими самоопределе-ниями. Жизненное самоопределение (выбор социальных ролей, жизненного стиля, образа жизни) предполагает, что профессия или социальная роль могут быть средствами для реализации определенного образа жизни.
Более сложный тип - личностное самоопределение - может рассматри-ваться как высшее проявление жизненного самоопределения. Личностное са-моопределение - это нахождение самобытного "образа Я", постоянное разви-тие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.
Высшее проявление личностного самоопределения - самоопределение личности в культуре, когда вся жизнь человека и его дела являются значитель-ным вкладом в развитие культуры, понимаемой в широком смысле (производ-ство, искусство, наука, религия, общение), когда о человеке можно сказать словами А. М. Горького, что он стал "человеком человечества".
Самоопределение в подростковом возрасте
Отношение к самоопределению начинает проявляться уже в младшем подростковом возрасте, формируется и включается в Я-концепцию на рубеже подросткового и юношеского возраста.
Соотношение различных видов самоопределения во временном контек-сте рассматривает Р. М. Гинзбург (1995). В соответствии с его моделью разви-тия самоопределения личностное самоопределение задает личиостно значи-мую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, т. е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к конкретной профессиональ-ной области, осуществляется профессиональное самоопределение.
"Самоопределение подростков представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации", - так характеризует особенность этого возрастного периода Л.И. Божович (1968), наиболее глубоко и полно рассмотревшая про-блему самоопределения подростков.
В Я-концепцию подростка самоопределение входит как единая смысло-вая система обобщенных представлений о мире и самом себе, формирующая внутренние позиции взрослого человека. Эти внутренние позиции складыва-ются из того, как подросток на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей относится к тому, какое положение он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хо-чет занимать. Таким образом, эта внутренняя позиция, составляющая новооб-разование Я-концепции подростка, обусловливает его отношение к действи-тельности, окружающим, самому себе и моделирует его будущее место в об-ществе в виде жизненного плана или жизненной программы.
С точки зрения А.С. Выготского, жизненный план существует лишь то-гда, когда молодым человеком наряду с будущими целями планируются и спо-собы и/достижения, производится оценка собственных субъективных и объек-тивных ресурсов (1984). Подросток субъективен, поэтому жизненные планы его являются преимущественно идеалистическими и обеспечивает их форми-рование чаще идеальная Я-концепция.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Библиография
1. Андреева Г.М. Социальная педагогика - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2000
2. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория - М.: Речь, 2000
3. Коробейников К.Ф. Нарушения развития и социальная адаптация - М.: ПЕР ЭС, 2002
4. Практическая психология для детей и родителей // под ред. Тутушки-ной М.К. - СПб.: Дидактика Плюс, 2000

Цена: 1000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru