Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Коррекционно-развивающая программа для детей с нарушениями речи ID работы - 707190 психология (дипломная работа) количество страниц - 116 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Особенности внимания у детей с расстройствами речи 6 1.1. Внимание как психическая функция. Внимание, его виды, взаимосвязь с другими психическими функциями 6 1.2. Психологические теории внимания 18 1.3. Развитие внимания в детском возрасте. Нарушение внимания у детей с речевой патологией 19 1.4. Связь речевых нарушений с психическим развитием ребенка, нарушения внимания 29 Глава 2. Характеристика обследуемого контингента. Методы диагностики уровня внимания детей с нарушениями речи 39 Глава 3. Коррекционно-развивающая программа для детей с нарушениями речи 42 3.1. Коррекция внимания у детей логопатов 42 3.2. Сравнительный анализ уровня развития внимания у детей на фоне психокоррекционной работы 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63 Приложение 1 68 Приложение 2 75 Приложение 3 80 Приложение 4 116 Приложение 5 117 ВВЕДЕНИЕ: Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения. Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей. По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер. Разработке профилактических медицинских, психологических и педагогических методов воздействия предшествуют научные изыскания, позволяющие полноценно использовать защитные механизмы организма в целом. Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии. Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса. Объектом нашего исследования является развитие внимания у детей. Предметом данной работы является динамика внимания у детей логопатов в ходе коррекционной работы. Целью нашей работы является изучение особенностей коррекции внимания у детей логопатов в дошкольном возрасте. Создание коррекционной программы. В связи с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи данного исследования: 1. Анализ и обзор литературы по данной теме. 2. Оценка развития социально-психологических особенностей детей дошкольного возраста с расстройствами речи. 3. Рассмотреть связь речевых нарушений с психическим развитием ребенка. 4. Разработка и внедрение программы по развитию и коррекции внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 5. Оценка динамики внимания в ходе коррекционной работы Актуальность данной работы определяется тем, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Все психические процессы ребенка - восприятие, память, внимание, воображение, мышление - развиваются с прямым участием речи. (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи, внимания, мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Особенности проявления речевого дефекта, динамика его преодоления, пути и методы коррекционной работы определяются не только характером речевого нарушения, но и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и когнетивно-познавательных способностей, проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и внимания. На сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения и развития личности необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания. В своей работе мы опирались на работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, А.А. Бондаренко, М.Г. Генина, Л.А. Горбушина, В.В. Ковалева, О.Е. Грибова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Спировой, Т.Н. Ушаковой, Л.Н. Ефименковой, А.И. Максакова, Г.А. Тумакова, В.И. Селивестрова, Г.С. Швайко, Н.И. Жинкина, В.Ф. Доника, Р.Я. Залмаевой и других. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. - Ереван, 1972. 2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975. 3. Бадалян Л.О. Детская неврология. - 3-е изд. - М., 1984. 4. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). - М., 1968. 5. Бондаренко А.К. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. - 1987. - №1. 6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1974. 7. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. - М., 1996. 8. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996. 9. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982. 10. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. - 1974. - № 12. 11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1973. 12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997. 13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. 14. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. 15. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. 16. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974. 17. Генина М.Г. Обучение дошкольников правильной рече.- Чебоксары, 1980. 18. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972. 19. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.- М., 1995. 20. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1992. 21. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. - С. 50 - 103. 22. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997. 23. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой. - М., 1994. 24. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. 25. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Сов. педагогика. - 1938. - № 8. 26. . Добрынин Н.Ф. и др. Возрастная психология: Курс лекций. - М. 1965. 27. Доника В.Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте // Начальная школа. - 1990. - № 7. 28. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995. 29. Доронова Т.Н., Гербова В.В. и др. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 - 7 лет в детском саду. - М., 1997. 30. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 1987. 31. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985. 32. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972. - С. 9 - 31. 33. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973. 34. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990. 35. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993 36. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994. 37. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1994. 38. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. - Петербург, 1995. 39. Зверева Г.И. О воспитании внимания // Дошкольное воспитание. - 1960. - № 12. 40. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997. 41. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. - М., 1994. 42. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя. - 2-е изд. - М., 1994. 43. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. - М., 1985. - С. 56 - 66. 44. Ланге Н.Н. Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. - С. 103 - 144. 45. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М., 1980. 46. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965. 47. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей. - М., 1975. 48. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975. 49. Лурия А.Р. Мозг и психические процессы. - М., 1963. - Т. 1. 50. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 1983. 51. Матохина М.В., Спиридонова С.Б. Психологическая готовность ребенка к школе: Методические разработки. - Волгоград, 1993. 52. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. - М., 1995.- Кн. 2. 53. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. - М., 1995. - Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. 54. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 - 9 лет. - М.,2002. 55. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968. 56. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988. 57. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. 58. Санникова E.П. Внимание детей дошкольного возраста в учебной деятельности // Вопросы психологии внимания / Под ред. И.В. Страхова. - Саратов, 1971. - Вып. 3. - С. 13 - 21. 59. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. - М., 1987. 60. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980. 61. Страхов В.М. Психология внимания. - Саратов, 1992. 62. Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. 63. Узнадзе Д.Н. Установка у человека // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. 64. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. - М., 1994. 65. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994. 66. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru