www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Конфликты с родителями в подростковом возрасте и их предупреждение


ID работы - 616901
психология (курсовая работа)
количество страниц - 35
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ 5
1.1. Проблемы общения в подростковом возрасте в свете разных концепций 5
1.2. Специфика, динамика и проблемы межличностного общения подростков и родителей 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ 21
2.1. Описание испытуемых и методов исследования 21
Отношение родителей к ребенку 23
2.2. Анализ полученных результатов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32




ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Подростковый возраст является этапом интенсивного физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, личностного, профессионального самоопределения и начальным этапом вступления во взрослую жизнь. Данный возрастной период - один из наиболее интересных в плане изучения динамики возрастных особенностей личности.
«Переходный возраст» как стадия перехода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание. Вместе с тем, меняются не только конституциональные и биологические черты, но и вся система отношений подростка с миром приобретает новые специфические особенности.
Возрастные и индивидуально-психологические особенности подросткового возраста изучались такими авторами как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн, И.С.Кон, В.Н.Соколова, Ж.Пиаже, Ф.Райс, М.Кле и др. Несмотря на то, что данный возрастной период имеет достаточно подробную теоретическую изученность, до сих пор мнения различных исследователей о специфических новообразованиях, ведущей деятельности подростка неоднозначны.
Однако теоретические и практические работы показывают, что именно в подростковом возрасте закладываются прочные основы самосознания, моральных ценностей и норм.
Подростковый возраст, в силу резких качественных изменений характеризуется конфликтностью, кризисами во взаимоотношениях. В первую очередь, сферой возникновения у подростка трудностей в общении является семья, взаимоотношения с родителями. Самые близкие люди – отец и мать, рассматривая ребенка сквозь призму «вчерашнего детского опыта», зачастую не могут заметить перемен в самосознании, ценностных ориентациях ребенка.
Как подчеркивают многочисленные авторы, подростковый возраст характеризуется усилением конфликтности между родителями и детьми, известен даже феномен проблемы «отцов и детей». Однако, на настоящий день сведения о том, в чем именно проявляются расхождения и специфика протекания конфликтов между родителями и подростками – достаточно противоречивы.
Следовательно, возникает актуальная проблема в выявлении особенностей и факторов возникновения конфликтов в общении родителей и детей-подростков с целью оказания наиболее эффективной помощи в рамках консультативной работы по профилактике конфликтов между родителями и подростками.
Целью дипломной работы является выявление причин конфликтов родителей и детей младшего подросткового возраста.
Объект исследования: личность подростка.
Предмет исследования: факторы возникновения конфликтных ситуаций между родителями и детьми.
В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи исследования:
- теоретический анализ литературы по данной проблематике;
- описание и анализ психологических проблем общения в подростковом возрасте;
- проведение практического исследования специфики межличностного общения подростков и родителей.
Методы исследования: психодиагностические методики: Тест Рене Жиля и методика PARI.
В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 12-13 лет (15 девочек и 15 мальчиков) и их родители.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ

1.1. Проблемы общения в подростковом возрасте в свете разных концепций

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста [5].
Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. Л С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и Л. П. Блонский, он считал, что особенности протекания, и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости» [24, c. 12].
Л. С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка. Он писал «Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходн




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Вузов/Сост. и науч. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: «Академия», 2000, с. 493 – 500.
4. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Арагуновой. – М., 1967.
5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. –М., 2001. С.65-66.
7. Гуревич К.М. Психологическая диагностика детей и подростков. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.
8. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии, 1995, №3
9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2001. С.57-58.
10. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением //Вопросы психологии, 1990, №4
11. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии, 2000, №4
12. Кле М. Психология подростка. - М., Педагогика, 1991.
13. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.
14. Козырев В.И. Введение в конфликтологию. – М., 2001. С.33.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Советская педагогика, 1971, № 12.
16. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979.
17. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии.- //Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.
18. Максимова Н. Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков //Вопросы психологии, 1988, №3
19. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. СПб, Институт тренинга, 1997.
20. Миссен П. Развитие личности в среднем возрасте. //Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982.
21. Мудрик А.В. Юношеский тип общения// Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984, с. 59 – 69.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:Учебник для студ. вузов. – 5-е изд, стереотип. – М.: «Академия», 2000, с. 362 – 378.
23. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. – Спб,: Союз, 1999, с. 23 – 42.
24. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., российское педагогическое агентство, 1996, с. 285 – 304.
25. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 304 с.
26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
27. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996, №1
28. Проблемы молодежи /Под ред. С.Л.Копотева. – Ижевск, Изд-во УдГУ, 1989.
29. Психологическая служба школы. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.
30. Психология для родителей. /под ред. Бодалева А.А. - Педагогика, 1989.
31. Психология современного подростка /Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987.
32. Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
34. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Прогресс, 1987,
35. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов. //Вопросы психологии, 1991, №4.
36. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.
37. Ремшмидт Х. Подросковый и юношесикй возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 1994, с. 165 – 189.
38. Роберт Т.Байярд, Джин Байярд. Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.
39. Ростомашвили И. Проблемы взаимоотношений родителей и подростков // Журнал кафедры практической психологии РГПУ им. А.И.Герцена, 1996, №1
40. Сайко В.Д Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии, 1986, №2.
41. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3.
42. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 1991.
43. Социальная психология личности /под ред. Бобневой М.И., Шороховой Е.В. - М., Наука 1979.
44. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфиктов // Психологический журнал, 1992. Том 13, №1
45. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., МГУ, 1981.
46. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии. №4, 1994.
47. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. – 649 с.
48. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. / Методическое пособие. М - СПб.: «Фолиум», 1996.
49. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии, 1999, №6

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru