Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Компенсация недостатков школьного воспитания девушек в процессе работы детского театра моды ID работы - 690320 психология (дипломная работа) количество страниц - 70 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 1 1. ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. 6 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕВУШЕК (СЕРЕДИНА XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.) 9 1.1.1. Смольный институт. 9 1.1.2. Женские гимназии 9 1.1.3.Частные женские гимназии 11 1.1.4. .Женский медицинский институт. 11 1.1.5. Женский педагогический институт. 12 1.2. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В "ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ" 12 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВУШЕК. 15 2.1. ПОНЯТИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТОЙ РОЛИ. 15 2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕВУШКИ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ АСПЕКТЫ ИХ ВОСПИТАНИЯ. 18 3. ОТЛИЧИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ И ВЗРОСЛЕНИЯ (ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ). 29 3.4.1. Развитие поведения, соответствующего половой роли 34 3.4.2. Особенности взросления женщин 35 3.6. ОСОБЕННОСТИ ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. 37 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА БАЗЕ КЛУБА "ВОЛШЕБНИЦА" (ГДТЮ). 40 4.1. ИССЛЕДОВАНИЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ. 45 4.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ (ПО МЕТОДИКЕ К.Н.ТОМАСА). 48 4.3. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. 49 5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЭРГОНОМИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 68 ВВЕДЕНИЕ: Женственность.… В чем её проявление? Попробуем просто перечислить некоторые качества, которые характеризуют женщину и связаны с понятием "Женственность". Нежность, чуткость, доброта, доброжелательность, приветливость, тактичность, сдержанность, искренность, аккуратность, естественность, женская гордость, тонкость чувств и многое многое другое. Существует мнение, что женственность бывает внешняя и внутренняя. Под внутренней женственностью понимают особые черты внутренней культуры личности женщины - сочувствие слабому, приветливость, сдержанность и материнская любовь. Внешнюю женственность характеризует мягкость, красота в движениях, аккуратность, умение создавать красоту в труде и в быту. Отсюда можно сделать вывод, что женственность - это собирательная характеристика личности. В это понятие входят также качества женщины, обусловленные её важнейшей биологической и социальной функцией - быть матерью, быть хранительницей своего очага. Поэтому женственность характеризуется рядом качеств, которые присущи только прекрасной половине нашего общества. К ним мы относим и чуткость, и умение общаться, и способность сопереживать и понимать другого человека, и то же самое женское обаяние. Эти качества ценились в женщине во все времена, и каждая девушка должна раскрыть это богатство в своей личности. Мир чувств девочек очень сложен и, если в нужный момент не прийти к ней на помощь, что-то может сломаться в ней. Нужна непосредственная взрослых, их внимание и забота, чтобы не появилась озлобленность, пустота и безразличие в глазах девочки. Сегодня, подчас внешне милые и очаровательные барышни не только берут в руки сигареты, но и не прочь пустить в ход кулаки. Какая же тут женственность. В чем кроется корень зла? Что заставляет, что толкает их становится такими. Одной из причин является то, что, к сожалению долгое время наша отечественная система образования отталкивалась от "бесполых" рекомендаций, рассчитанных только на учащихся без выделения в них мальчиков и девочек, девушек и юношей. Мы привыкли к стереотипным взглядам на девочек-старшеклассниц только как на обязанных хорошо и отлично учится и, поэтому, наиболее остро сегодня встает вопрос полового воспитания, касающегося всех сторон женского воспитания и образования. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, как педагогу удается осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Половая принадлежность школьников - один из важнейших факторов индивидуальности, и учитывать её совершенного необходимо. К сожалению, как правило этого не делается. Половая принадлежность и весь круг вопросов из сферы межполовых отношений не учитывается или мало учитывается и при психологическом изучении детей, подростков, юношей и девушек. Достаточно отметить, что в руководствах по психологии, равно как и в руководствах по педагогике отсутствуют разделы по специфике половых психологических особенностей подростков и о воспитании с учетом половой принадлежности школьников. В большинстве случаев в литературе нет указаний на особенности развития внутреннего мира, черт и качеств личности с учетом половой принадлежности, на задачи, связанные с подготовкой к вступлению в брак, созданием семьи не уделяется никакого внимания, как будто всё это не имеет никакого значения в воспитании подростков. Воспитание с учетом половой принадлежности предполагает знание специфических для мужского и женского пола интересов и склонностей; особенностей реакции на воздействие, в том числе и конфликтных; взаимного интереса, проявляемого мальчиками и девочками, юношами и девушками; их особенностями - как общеполовых, так и возрастных и индивидуальных. Воспитанниц с учетом половой принадлежности предполагает также и ориентацию на жизненные роли, обязанности, которые будут появляться с созданием своей семьи и детей. По мнению медиков, утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека: происходит "деперсонализация", потеря своего "Я", своего места среди людей. Нарушается система его отношений с другими людьми. Исчезает привязанность к близким людям, родным местам, к любимой работе, к самой жизни. Непереносимое чувство "бесполости" вызывает различные формы антисоциального поведения, возникает озлобленность, эмоциональная неустойчивость. Развитие в личности ребенка качеств социально обусловленных и соответствующих его полу, необходимых для дальнейшей семейной жизни - очень важная и актуальная задача в воспитании. Подражание девочек манерам и привычкам мальчиков, их мужественное поведение губительно сказывается на их судьбах. В самом начале мы затрагивали вопрос о женственности. Оказывается он имеет прямое отношение к проблеме прочности брака. Наблюдение сотрудников ряда кабинетов семейных отношений свидетельствуют о том, что чаще всего неудачливыми и несчастливыми в семейной жизни бывают те из пациенток, которые, словно нарочно, стремятся скрыть признаки женственности. Сигарета в руках, резкий голос, слишком свободная грубая манера держаться, намеренно мужские обороты речи... Разве этот образ соответствует женщине - хрупкому и нежному созданию. Напортив брак с истинно женственной девушкой влияет на мужчину двояко. С одной стороны, он становится более мужественным от потребности опекать, защищать, с другой стороны- резкие черты его характера смягчаются. Женщина будет только в том случае привлекательна для мужчины, если у него на её присутствие будет возникать какая-то реакция, если его поведение при этом непроизвольно, пусть даже в небольшой степени, но поменяется. Иными словами, женщина всегда должна быть для мужчины осознанным или неосознанным стимулом. Уважающие же мужские манеры женщины теряют такую возможность, абсолютно ничего не приобретая взамен. Как правило, именно такие женщины недостаточно психологически пластичны, гибки, им не хватает обычной женской мягкости, ласковости, попросту женственности. Конечно, женственность- природный дар, однако её можно развивать или подавлять в себе. Исходя из выше описанного, мы понимаем, что воспитанием в девочках женственности и всех качеств, которые входят это понятия, очень важная задача на сегодняшний день, Но как известно, работа в это направлении практически не ведется. Проблема именно женского воспитания назрела достаточно давно, но она остается все еще не решенной. Ей должны в первую очередь заниматься родители и школа. Но загруженность школы настолько велика, что эта проблема отодвигается на второй план. В настоящее время школа преследует цель выдачи предметных знаний, необходимых школьникам для дальнейшего обучения, а цель подготовки детей к жизни, к решению тех или иных проблем и вопросов остается нереализованной. Родители же в большей мере думают об умственном, физическом, трудовом воспитании детей и обеспечении материальной базы для своего ребенка. Как оказалось, освещение этой проблемы в психолого-педагогической литературе практически отсутствует. Книг затрагивающих и рассматривающих вопросы формирования качеств, воспитания и развития девушек с научным подходом единицы. Начиная свою работу над проблемой женского воспитания, я хотела оттолкнуться от психологических особенностей девочек. Поэтому мной была просмотрена психологическая литература. Но в ней, в большинстве случаев, отсутствовали разделы об особенностях того или иного пола. В основном в этой литературе описываются общие и наиболее ярко выраженные психологические особенности в различные возрастные период обоих полов, а поэтому употребляются слова "ребенок", "старшеклассник", "подросток" и т.д. Не выделяется половая принадлежность, психология мальчиков и девочек рассматривается, как два тождественных понятия. К сожалению психология половых различий стала серьезно изучаться лишь в последние годы и в отечественной психологии мало освящается. Один из первых стал заниматься этой проблемой И.С. Кон. В своей работе "Психология половых различий" он подчеркивает и раскрывает всю важность и необходимость знаний, связанных с психополовыми особенностями личности ребенка. На данный момент существует очень много литературы. Которая затрагивает вопрос полового воспитания подростков. В работах КаганаА.Н., Исаева Д.В. описываются особенности полового созревания юношей и девушек, даются характеристики мужского и женского организма, затрагиваются вопросы гигиены. Появился достаточно большой выбор литературы предназначенной для широкого круга читателей, в которой в некоторой степени затрагиваются вопросы женского воспитания. Сейчас легко можно приобрести литературу , в которой освещены вопросы, интересующие самих девочек (книги Б.Л.Леонидовой, А. Маркуша),но, к сожалению, это - популярная литература. И, как это не печально констатировать, в педагогической литературе этот вопрос затрагивается крайне мало. Лишь работы ТимощенкоЛ.Н., ХрипковаД.В., наиболее полно освящают вопросы женского воспитания. В своих работах они подчеркивают, что формирование качеств личности девушки не должно оставаться без внимания, что подготовка их к будущей жизни должны заниматься и школа и родители. В работах Тимощенко Л.Н. подчеркивается, что чувство и осознание половой принадлежности формируется только через общение с другими людьми, под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий. Она раскрывает всю актуальность и необходимость подготовки девочек к взрослой семейной жизни .Но, как уже отмечалось выше, если в литературе еще в какой-то мере затрагиваются проблемы женского воспитания, то на практике это малозаметно. Ни школа, ни сами родители не хотят или не могут этим заниматься. Каждый из них находит наиболее важные проблемы, которые и ставят на первый план, а воспитание и формирование личности девушки , качеств, так необходимых для каждой из них ,отодвигаются все дальше и дальше. Исходя из этого, мы определили объектом исследования девушек подросткового возраста (13-16 лет). Предметом является исследование возможности детских театров мод в формировании женских черт характера. Цель моей дипломной работы показать, что возможна компенсация недостатков школьного воспитания девушек в процессе работы детского театра моды. Передо мной стояли задачи: 1. Сделать историко-педагогический анализ состояния женского воспитания в России. 2. Более глубоко изучить такие черты личности, как эмпатия, коммуникативные и организаторские склонности, способы реагирования в конкретных ситуациях. 3. Проанализировать как в объединениях типа детских театров мод осуществляется воспитание девочек и в каком направлении оно идет, узнать, помогает ли театр мод формированию и раскрытию в девочках тех качеств и черт, которые входят в широкое понятие "женственность". 4. Разработать и предложить специальную программу , которая непосредственно влияла бы на формирование женственности и помогла бы воспитанию в девочках роли женщины, матери, жены и друга. 5. Выявление специфических возможностей театра моды в женском воспитании. У меня возникла гипотеза, что детские театры мод обладают специфическими возможностями в воспитании таких черт характера, как эмпатийность, общительность, коммуникативность и умение находить правильное решение в конфликтной ситуации. Надеюсь, что в процессе написания моей дипломной работы и в ходе моей дальнейшей деятельности в детском театре мод я сумею разрешить поставленные задачи и моя гипотеза подтвердится. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология. - М., Просвещение, 1965 г. 2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии, - СПб, 1996 г. 3. Миропольский С.А. Школа и общество (частная харьковская женская воскресная школа), - Харьков, 1992 г. 4. Сборник всех программ и правил поступления в женские и мужские учебные заведения, - М., Знание, 1991 г. 5. Проблемы социальной и психологической геронтологии, - Л., Нева, 1974 г. 6. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание, - М., Просвещение, 1993 г. 7. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. - СПб, 1994 г. 8. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе. - М., Знание 1991 г. 9. Никольская А.А Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России, - М., Школа, 1990 г. 10. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988 г. 11. Женщина в обществе: реалии проблемы, прогнозы. - М., 1991 г. 12. Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований. - Ижевск, УдГУ, 1997 г. 13. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. - Л. 1974 г. 14. Инин А.С. Психология подростка- М., 1991 г. 15. Павлова О.Г. Феминизм: восток, запад, Россия. - М., Новое время, 1995 г. 16. Егорова Г.Р. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. - М., Наука и религия, 1994 г. 17. Анджелис Б.Д. Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина. - Екатеринбург, 1997 г. 18. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей. - Л. 1998 г. 19. Хрипкова А.Г. Девочка - Подросток - Девушка. - М., Просвещение, 1988 г. 20. Возрастная и педагогическая психология. - М., Мысль, 1984 г. 21. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. - Киев, 1989 г. 22. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987 г. 23. История педагогики. - М., Мысль, 1976 24. История педагогики. - М., Просвещение, 1983 г. 25. Возрастная педагогическая психология. - М., Знание, 1984 г. 26. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общей психологии. - М., Просвещение, 1990 г. 27. Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк. - М., 1989 г. 28. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989 г. 29. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., Просвещение, 1983 г. 30. Воспитание девушек: учебно-методическая программа по факультативным занятиям. - Ижевск, УдГУ, 1993 г. 31. Возрастная педагогическая психология. - М., Знание, 1992 г. 32. Федосова Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России. - М. 1980 г. 33. Высшие женские (бестужевские курсы). - М., 1966 г. 34. Санкт-Петербургские ВЖК. - Л., 1973 г. 35. Педагогическая хрестоматия. - М., 1907 г. 36. Основные положения, нормальная табель и учебные планы женских институтов и гимназий. - М., 1912 г. 37. Бардин С.М. Этика взаимных отношений. - М., 1969 г. 38. Этика и психология семейной жизни. - Минск, 1989 г. 39. Каган В.Е. Подготовка девушки к супружеству. - М, 1992 г. 40. Вальтер С. Девушкам от 14 до 18. - Минск, 1983 г. 41. Витэк, Карел. Проблемы супружеского благополучия. - М., Прогресс, 1988г. 42. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. - М., 1990 г. 43. Семья: социально-психологические проблемы. - Киев, 1989 г. 44. Михайлова Н.Н. Ориентационно-ролевая игра "Семья". - М.: Просвещение, 1991 г. 45. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. - М.: Медицина, 1991 г. 46. Исаев Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола. - М.: Знание, 1995 г. 47. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. - М.: Просвещение, 1990 г. 48. Женщины в меняющемся мире: история и современность. - Ижевск: УдГУ, 1996 г. 49. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. - Москва: Просвещение, 1985 г. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru