www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕБЕНКА ПРИ СМЕНЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ


ID работы - 687410
психология (курсовая работа)
количество страниц - 38
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..3
1. Проблема развития эмоциональных проявлений ребенка………………...10
2. Роль младшего школьного возраста в личностном становлении…………15
3. Проблемы в эмоциональном развитии детей из неблагоприятных семей..17
4. Взаимосвязь уровня развития эмоциональной сферы ребенка, семьи и школы…………………………………………………………………………20
5. Опытно-экспериментальный этап изучения эмоциональных проявлений детей при смене социальной роли…………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..36
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….37





ВВЕДЕНИЕ:



Ребенок, совершая первые шаги, стремится познать окружающий мир во всем его многообразии и сложности. В период дошкольного детства активность ребенка в открытии различных сторон действительности является поразительной, удивляя взрослых неиссякаемой энергией поиска ответов на бесконечное множество вопросов обо всем. Результативность действий дошкольника обусловлена спецификой способов, которые позволяют ребенку познавать не только основные характеристики и свойства объектов, но и понимать сущность и закономерности происходящих явлений и событий.
Период детства рассматривается философами, психологами и педагогами как особая субкультура жизни человека, которая отличается своеобразным языком, смыслами и тайнами, набором способов познания, переживания и преобразования окружающего, знаками и символами, выражающими представления о мире и отношение ребенка к действительности
Одной из характеристик субкультуры детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского, раннее детство является <золотым временем> для эмоциональной жизни в нас. Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннего состояния ребенка выступают показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и характер социально-эмоциональных проявлений детей в дошкольном возрасте представляет особый интерес для исследователей и практических работников.
Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния и переживания, среди которых наше внимание обращено на социальные эмоции. Природа данного вида детских эмоций рассматривалась в ряде фундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович и других ученых отмечалось интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов, его эмоции приобретают более богатое содержание и сложные формы проявления.
Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, ряд исследователей подчеркивает роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, то есть социальные условия развития эмоций детей (Е.П. Урунтаева, М.И. Лисина и др.). Это указывает на то, что развитие эмоций детей, в частности социальных, - это управляемый процесс, который позволяет воспитывать эмоции, делать их, по мнению Л.С. Выготского, культурными.
Взаимообусловленность эмоций и потребностей личности, по мнению П.В. Симонова, определяет роль эмоций как посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, как средство трансформации ценностей, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности. В связи с этим социальные эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей дошкольников - это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.
Хрупкий мир детских переживаний характеризуется открытостью и эмоциональной подвижностью. Ситуативный характер эмоций и динамика видов социально-эмоциональных проявлений взаимосвязаны с системой личностных отношений, в которую включается ребенок в процессе совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.
При деформации личностных отношений, выражающейся в агрессивности и замкнутости, враждебности и напряженности между людьми, неизбежно возникает ситуация эмоционального дискомфорта, которая тяжело переживается ребенком и оставляет свой, порой неосознаваемый, негативный след. Эмоциональная память дошкольника фиксирует и длительно сохраняет эмоциональные образы пережитых событий.
Внутренний мир детей резонирует на внешние обстоятельства и проблемы. Эмоциональный резонанс усиливается эмпатийностью реагирования детей на эмоциональные состояния близких людей. Эта особенность функционирования эмоциональной сферы ребенка позволяет понять непроизвольность включения детей в мир взрослых проблем и трудностей. Порой сами взрослые не задумываются над степенью переживания детьми семейных ссор, конфликтов, отчужденности или разрыва семейных отношений. В жизненном опыте, который интенсивно формируется в период дошкольного детства, накапливаются пережитые ситуации, за которыми закрепляется определенный эмоциональный знак. Доминирование какого-либо знака оказывает влияние на ценностные ориентиры, которые обуславливают характер действий ребенка, что, в свою очередь, определяет модель его поведения и схемы построения отношений с людьми.
Социальные эмоции детей также можно рассматривать и как своеобразный знак личностной успешности при изменении социальной ситуации. Расширение социального ролевого репертуара поведения ставит перед ребенком задачу оценивания новых условий и выбора соответствующих действий. В новой жизненной ситуации дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встает необходимость осваивать новый социальный статус, включаться в новый круг общения, принимать иные правила поведения.
В социально-эмоциональном плане успешность ребенка в новых жизненных ситуациях предполагает адекватное реагирование на происходящие изменения. Адекватность эмоциональных проявлений обусловлена освоением новых социально приемлемых способов взаимодействия, накоплением положительных эмоций, свидетельствующих о принятии окружающими ребенка. Именно позитивные социальные эмоции являются необходимой предпосылкой для развития у детей открытости, доверительности, искренности. Преобладание же негативного эмоционального фона в жизни ребенка может оказать пагубное влияние, как на его психическое здоровье, так и на процесс личностного становления.
Изучение особенностей социально-эмоционального развития современных дошкольников позволяет обнаружить ряд противоречий, связанных с характером взаимодействий внутреннего мира ребенка и социального окружения. В процессе личностного становления ребенка возникают противоречия:
" между открытостью и направленностью эмоций ребенка к окружающему миру, стремлением к доверию и принятию его взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и преобладанием жесткости, агрессивности в межличностных отношениях - с другой стороны;
" между ранимостью и хрупкостью мира чувств и переживаний ребенка, его" эмоциональной восприимчивостью, откликаемостью на состояние другого человека, с одной стороны, и трансляцией "взрослых", "посторонних" проблем, нагнетанием напряжения в эмоциональных отношениях - с другой стороны;
" между освоением различных способов ролевого поведения детьми дошкольного" возраста, формированием определенной модели социального реагирования и содержанием социально-эмоционального опыта, который складывается в процессе социальных взаимодействий ребенка с окружающими.
Названные противоречия определяют актуальность научного поиска путей и средств социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста в современных условиях.
Темп, динамика и ритм современной жизни, социальное разделение и экономические кризисы приводят к повышению агрессивности и эмоциональной нестабильности в жизни людей, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости личности и проявляется уже в дошкольном возрасте. Взрослые люди не всегда способны перенести возникающие жизненные трудности, справиться с проблемами, сохранить целостность и уверенность. Дети в этих условиях являются более беззащитными и уязвимыми, испытывая на себе груз внешнего неблагополучия.
Переживая ситуацию эмоционального дискомфорта, ребенок, как правило, неосознанно выбирает тот или иной способ психологической самозащиты активного или пассивного характера. Совершая агрессивные действия или пребывая в депрессивном состоянии, дети таким образом пытаются прожить конкретную ситуацию, противостоять эмоциональному негативизму, который возникает в процессе взаимодействия с окружающими людьми и искажает духовную связь ребенка с миром.
В этой связи функциональное предназначение педагога как духовного наставника в поисках личностно приемлемых и социально принимаемых способах взаимодействия ребенка с социумом возрастает. Однако, как показывает педагогическая практика, в настоящее время из-за отсутствия системно разработанных условий и методов, способствующих эмоциональному развитию дошкольников, педагоги испытывают трудности в формировании мира чувств ребенка, не владеют педагогическим инструментарием тонкого и бережного влияния на переживания детей. В связи с этим возникает необходимость освоения специалистами педагогических технологий, направленных на регулирование эмоционального состояния детей, на овладение детьми таких способов поведения, которые позволили бы преодолевать напряженность и возможную стрессовость возникающих ситуаций без существенных эмоциональных потерь, на формирование у детей позитивного эмоционально-оценочного отношения к различным жизненным изменениям.
Основной целью исследования стало изучение эмоциональных проявлений детей, лишенных родительского попечения, с 3-х до 18 лет, воспитывающихся в условиях детских домов и школ - интернатов.
Объект исследования - дети, лишенные родительского попечения с 3 до 18 лет.
Предметом исследования явились эмоциональные проявления детей в процессе смены социальной роли.
Задачи исследования включали в себя:
" изучение уровня и структуры эмоционального благополучия /неблагополучия ребенка, его поведенческих проявлений, склонности к делинквентному и аддиктивному поведению, выраженности депривационных нарушений в развитии, особенностей самосознания, наличие и структуру его социально - поддерживающей сети, соблюдение его прав в детских домах и школах - интернатах, представление о будущих целях и т.д.,
" изучение мнения специалистов об эффективности системы социально - психолого - педагогическом сопровождения детей в учреждениях для детей-сирот.
В качестве основных методов исследования был использованы анкетный опрос и психодиагностические методики. Опрос проводился специалистами учреждений в привычных для респондентов условиях детского дома. Анализ результатов исследования социально-психолого-медико-педагогического статуса детей-сирот в детском доме г. Казани выявил следующие позиции: наиболее неблагополучен статус у детей 2-х возрастных групп:1 группа - дети с 3 до 6 лет; 2 группа - после 13 лет.
Не уменьшая роль детского сада и школы, еще раз следует отметить, что в данной курсовой работе значительное место будет отведено месту семьи в развитии эмоциональной сферы ребенка, потому что главная роль в формировании у ребенка мотивов и эмоций как основы дальнейшего нравственного воспитания принадлежит семье. Именно дома ребенку прививается характерный для данной семьи эмоциональный и социально-нравственный опыт: ценностные ориентации, отношение к окружающим лицам, способы налаживания взаимоотношений и так далее.












СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.
4. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
5. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М., 1980.
6. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста. -М., 1989.
7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
8. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.
9. Вундт В. Основы физиологической психологии, т. 2. Б. м. и.
10. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.
11. Грот Н. Психология чувствований в ее истории и главных основах. Спб., 1879-1880.
12. Гуревич К. М. Психологические вопросы изучения профессиональной пригодности работников энергосистемы. - В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1965.
13. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М., 1991.
14. Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека.-Соч., т. 5. М.., 1953.
15. Декарт Р. Страсти души. - Избранные произведения. М., 1950.
16. Диагностика школьной дезадаптации.-М.: "Социальное здоровье России", 1995.
17. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978.
18. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.-М., 1991.
19. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.
20. Кеннон В. Физиология эмоций. Л., 1927.
21. Ланге К. Г. Аффекты. Спб., 1890.
22. Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний. -М., 1987.
23. Леонтьев А. Н., Судаков К. В. Эмоции.-БСЭ, т. 30. М., 1978.
24. Линдслей Д. Б. Эмоции.-В кн.: Экспериментальная психология, т. 1.
25. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника-М.:Просвещение, 1977.
26. Макдауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.
27. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции ''Человек в системе общенаучных отношений''. - М., 1991. - С.149-159.
28. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М.:ТЦ "Сфера", 1996.
29. Ольшанникова А. Е. К психологической диагностике эмоциональности.- В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
30. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.
31. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. -Л., 1973.
32. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. Спб., 1908.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru