Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Изучение вопроса о связи темперамента и характера ID работы - 728140 психология (курсовая работа) количество страниц - 34 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА 6 1.1 ПОНЯТИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6 1.2 ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ И ХАРАКТЕРЕ 12 ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА 19 2.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 19 2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19 2.3 ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 23 2.4 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33 ВВЕДЕНИЕ: Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. П.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности. Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью - ригидностью, экстраверсией - интроверсией, эмоциональной возбудимостью. Какова связь темперамента с характером? Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость - меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов были подобраны методики по определению типа характера, темперамента и индивидуально-псиологических качеств личности у группы сотрудников одного из офисов города. Перед нами стояла задача определить, существует ли взаимосвязь между темпераментом и характером. Для этого мы решили изначально определить тип характера и темперамента у экспериментальной группы сотрудников. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Таким образом, мы видим, что этот вопрос уже достаточно изучен такими известными учеными, педагогами и психологами, как Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Немов Р.С., Рубинштейн С.Л. и многими другими, но это не уменьшает значимости и актуальности нашей работы. Целью нашей работы является изучение вопроса о связи темперамента и характера. Объектом исследования стали сотрудники одного из офисов города. Предметом исследования являются характер и темперамент выбранной экспериментальной группы. Гипотеза. Наше исследование строиться на предположении о том, что понятия личность, характер, темперамент нередко смешиваются, но их можно и разграничить. Зная характеристики типов темперамента, можно с определенной долей вероятности прогнозировать поведение человека. Темперамент и характер тесно взаимосвязаны. В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи: 1.Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам о развитии личности, темпераменте и характере; 2.Рассмотреть особенности развития личности, определить значение основных понятий: темперамент и характер; 3.Выявить сходство и различия темперамента и характера и определить влияние этих характеристик друг на друга; 4.Подобрать и апробировать на выбранной экспериментальной группе методики по определению типа характера и темперамента; 5.Проанализировать полученные результаты, подвести итог нашей исследовательской работы. Экспериментальная часть нашего исследования строилось на основе подобранных нами методик по определению типа темперамента и характера: 1.Опросник К. Юнга - определение типа характера; 2. Тест - опросник Айзенка - определение типа темперамента. База исследования: один из частных офисов города. В исследовании принимали участие 20 сотрудников данного офиса. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в процессе обучения студентов психологических отделений ВУЗов, при работе с сотрудниками предприятий города, в процессе повышения квалификации работников и психолого предприятий и тд. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1.Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // психология личности // т. 2// хрестоматия.- Самара: изд. Дом "БАХРАХ", 2009г., с.240. 2.Анохин П. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276 3.Бодалев А.А. Личность и общение.- М., 1983 г 4.Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г., №4, с.22-34 5.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996г 6.Борисова Е.М.. О роли профессиональной деятельности в формировании личности// психология формирования и развития личности. М., 1981г., с.159-177 7.Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.,1994 г., 90с. 8.Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2010. - 1008 с. 9.Выготский Л.С. " Проблемы психологии", М. 1979 10.Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.1976 г 11.Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88 12.Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.,1981г., с.169 13.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1998г 14.Кон И.С. Открытие "Я".- М., 1978 г 15. Левитов Н. Д. Психология характера. - М, 1969 16.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304. 17.Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2010. - 583 с. 18.Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г., с.88 19.Маслоу А. Психология бытия. Тест по оценке уровня самоактуализации личности. М.: ВАКЛЕР, 1997 20.Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964; изд. 2 (ред.). Пермь, 1973. 21.Немов Р.С. Общие основы психологии /психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- книга 1. - М.: ВЛАДОС, 2007 22.Немов Р.С. Психология. М.:ВЛАДОС, 2008 г., т .1, 688 с. 23.Немчинов Т. А. "Тесты, диагностики", М.1999 24.Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования (сост. Е.И. Рогов. М. 2010). 25.Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. - Ростов на Дону: "Феникс", 2010 26.Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. 3, кн. 2. М., 1951, с. 85. 27.Петровский А.В., Ярошевский М.Г., "Психология", Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-2-е изд-е., стереотип.- М.: Изд. Центр "Академия",2009г.-512 с. 28.Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1981 г., №1 29.Психологическое тестирование / раздел 7/ личность: опросниковые методики/ часть 1/ тексты опросников / Пенза, 1990 г., с.124 30.Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧЕРО, 2009. - 776 с. 31.Райгородский Д.А. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: БАХРАХ, 2010 . - 640 с. 32.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 720 с. 33.Эрих Фромм. Психоанализ и этика. (библиотека этической мысли). М., 1993. с. 380-384. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru