Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Изучение влияния типа родительского отношения на мотивационную сферу одаренных подростков ID работы - 714608 психология (дипломная работа) количество страниц - 80 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение ____________________________________________________________3 Глава I. Теоретическое исследование проблем одаренности, одаренности в семье и мотивационной сферы одаренных подростков____________________7 1.1. Мотивационная сфера подростков ________________________________7 1.1.1. Понятие мотивационной сферы __________________________________7 1.1.2. Формирование мотивационной сферы. Возрастные этапы. ___________17 1.2. Одаренность и семья _____________________________________________ 27 1.2.1. Общая одаренност и специальные способности ______________________27 1.2.2. Теории одаренности _____________________________________________32 1.2.3. Кризисы детской одаренности ____________________________________ 39 1.2.4. Роль семьи в развитии одаренности _______________________________ 43 1.2.4.1. Типы семейных взаимоотношений _______________________________44 1.2.4.2. Переходный возраст и проблемы, им обусловленные________________47 1.2.4.3. Некоторые аспекты негативного влияния семьи и школы на развитие одаренности ________________________________________________50 Глава II. Изучение влияния типа родительского отношения на мотивационную сферу одаренных подростков __________________________________________54 2.1. Описание хода исследования ______________________________________54 2.1.1Характеристика выборки по составу и количеству ____________________54 2.1.2. Методы и методики исследования ________________________________ 55 2.2. Интерпретация полученных данных ________________________________ 70 Заключение_______________________________________________________ 76 Библиография Приложения ВВЕДЕНИЕ: Психолого-педагогический словарь [39] дает следующее определение одаренности: «Одаренность – совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей. Наиболее сильное влияние на развитие и формирование О. оказывает целенаправленное обучение и воспитание, поэтому так важно своевременное обнаружение и развитие способностей». К сожалению, традиционно система школьного и домашнего обучения и воспитания в нашей стране была ориентирована на среднего, либо слабого ученика [60], что не позволяло многим одаренным детям гармонично развиваться в соответствии с возможностями, подаренными им природой. В последние годы имеют место значительные перемены в отношении общества и системы образования к проблеме одаренных детей. Создаются образовательные учреждения, различные центры выявления, поддержки одаренных детей, пишутся лонгитюдные программы, направленные на работу с талантливой молодежью – будущей национальной, профессиональной элитой. Ежегодно проводятся олимпиады по предметам, различные творческие конкурсы, фестивали, выставки и т.д. Вместе с тем, одаренным детям приходится сталкиваться со специфическими трудностями. Многие родители, обнаружив у своих детей ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях задачах воспитания. Односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных особенностей. Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам. Школьным психологам часто приходится сталкиваться с тем, что подростки, имеющие высокие показатели в учебе, проявляющие какие-либо способности, оказываются невротизированы, склонны к депрессиям, уходу в воображаемый мир. Известны случаи, когда область социально значимых достижений такого подростка далека от области его собственных интересов и склонностей. Обусловлено это может быть разными причинами. Внутренняя организация одаренного ребенка очень тонкая, и, в силу критичного отношения к себе, характерного для большинства таких детей [2], неустойчивая. Цель данного исследования – выявить, влияет ли тип родительского отношения на мотивационную сферу одаренных подростков. Психологами А.Я. Варгой и М.В. Столиным был проведен оп¬рос 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за психологической помощью в Кон¬сультативный центр психологической помощи семье при факуль¬тете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психоло¬гии АПН России. Результатом стал Опросник родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообраз¬ных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереоти¬пов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Гипотеза: тип родительского отношения влияет на особенности мотивационной сферы одаренных подростков. Объект исследования – одаренные подростки и их родители Предмет исследования – особенности мотивационной сферы одаренного подростка. Исходя из цели исследования поставлены следующие задачи: 1. Дать теоретический анализ литературы по данной проблеме; 2. Определить методы исследования проблемы; 3. Провести психодиагностическое исследование; 4. Выявить особенности мотивационной сферы одаренного подростка; Методы исследования: В исследовании использованы следующие методики: 1. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным, и предназначенный для выявления системы чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых родителем по отношению к ребенку. 2. Методика «Конструктивность мотивации» (КМ), на базе методики К. Томаса, позволяющая вскрыть сущность индивидуальных различий мотивации и активности человека. 3. Методика на выявление локуса контроля, Дж. Роттера. 4. Фигурная форма теста творческого мышления Торренса. 5. Анкета Савенкова для родителей, позволяющая определить вероятность развития одаренности у их детей. База изучения: 1. Хабаровский лицей «Ритм». 2. Центр творчества детей и молодежи Индустриального р-на. 3. Хабаровская школа № 56. Структура и объем работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложений. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Бабаева ЮД. «Особенности развития эмоциональной сферы одарен¬ных детей и подростков». - «Одаренный ребенок» №1, 2003. 2. Бабаева ЮД. Особенности эмоционального развития одарен¬ных детей // Одаренность: рабочая концепция. М.: Самара, 2000. 3. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 4. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Под. Ред. А.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997. 5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Проблемы формирования личности: избранные психологическите труды. / Под. ред. Д.И. Фельдштейна; 3-е изд. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 6. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр. 31. 7. Воронин А.Н. Возможности применения НЛП в изучении одаренности. статья.; - www.psyheya.ru 8. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 9. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. – Ярославль, 2000. 10. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 11. Драгунова ТВ. «Кризис» объясняли по-разному / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 12. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М.: ПЕР СЭ; Спб.: ИМАТОН-М, 2001. 13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей . – СПб.: Издательство «Питер», 1999. 14. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал, 1994, т. 15, № 4, с. 83-93. 15. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. 16. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. 17. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2000. 19. Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 20. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г 21. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 22. Кон И.С. Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 23. Конев Ю.А. Францева О.А. Конспекты по возрастной психологии. Учебно-методическое пособие. ХГИИК, Хабаровск, 2000. 24. Концепция краевой межведомственной программы «Одаренные дети»/ разработчики: Никитин А.А., Никитина Л.И., Москвина Н.Б., Грязнова Т.В. – Хабаровск, 2003. 25. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб.: Питер, 2000г. 26. Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск, 1999. 27. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. Пособие для студ высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 28. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.1972. 29. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 30. Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 1993. 31. Матюшкин А.М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1982 , N 4. 32. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: МПСИ; Воронеж; Изд-во НПО «МОДЭК", 2000. 33. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. //Знание. – 1977 - №9. 34. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998. 35. Немов Р.С. Психология. Том 1,2,3. М.: Владос, 1998. 36. Парсонс Т., Бейлс Р. и др. Семья, социализация и взаимоотношения. М.: 1998. 37. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. 38. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии №1, январь-февраль, 2001. 39. Подпрограмма «Детская одаренность в сфере художественного творчества» на 2003-2005 гг./ разработчики: Никитин А.А., Никитина Л.И. – Хабаровск, 2002. 40. Подпрограмма «Развитие одаренных детей в гуманитарном профиле» 2003-2005 гг. / разработчик Н.Ю. Кушнарева. – Хабаровск, 2003. 41. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: МПСИ, 1998. 42. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 43. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 44. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. 45. Психология одаренности детей и подростков.-М.,1995. 46. Психология. Словарь.- М.,1990. 47. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. 48. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высш. И ср. специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. 49. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. В.И. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991г. 50. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. С.-Пб.: Питер, 2000г. 51. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум. С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. 52. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. 53. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2 кн. – М.: Изд-во «Владос –Пресс», 2002. – кн. 2 54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. 55. Рубинштейн С.Л. / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 56. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив. Ярославль: Академия развития, 2002. 57. Савенков А. И. «Детская одаренность и цели домашнего образования»/ «Одаренный ребенок» №1/2002г.; стр.62-76 58. Семенов И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994, № 1, с. 56-64. 59. Способности и склонности: комплексное исследование. - Под. ред. Голубевой Е..- М.,1989. 60. Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа, №12 1990г. стр. 27. 61. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961. 62. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Психология индивидуальных различий. Тексты. М.; 1982 63. Технологии развития творческого потенциала дошкольников: Мат. н.-метод. конф., Муром, 2002г. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 64. Трост Гюнтер. Возможности предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе. - http://psyfiles.dtn.ru 65. Тюленев П.В. Как развивать детей одаренными. Краткий обзор системы МИР - методов интеллектуального развития. – М. 2000. 66. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 67. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994 68. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 69. Юркевич В.С. А.Н. Колмогоров и проблема развития математической одаренности // Вопросы психологии, № 3, май-июнь 2001. 70. Юркевич. В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога; - глава монографии, 1996. 71. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. 72. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М. 1986. 73. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1,2./ Ред.-сост. О.А. Карабанова, А.И. Подольский, Г.В. Бурменская. – М.: Российское психологическое общество, 1999. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru