Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Изучение влияния особенностей семейного воспитания на взаимоотношения дошкольника со сверстниками ID работы - 672878 психология (дипломная работа) количество страниц - 47 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... ГЛАВА I. МЕСТО И РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА ......................................................................................... 1.1. Игра и психическое развитие дошкольника.......................................... 1.2. Структура игровой деятельности........................................................... 1.3. Активность дошкольника в игровой деятельности............................... 1.4. Межличностные взаимоотношения в группе сверстников и их влияние на развитие дошкольника............................................................... 1.5. Значимость семьи и семейных взаимоотношений со взрослым в развитии личности ребенка........................................................................... ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСПЫТУЕМЫХ............................................................................................ 2.1. Описание методов исследования........................................................... ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ................... ВЫВОДЫ....................................................................................................... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................. cтр. 3 6 6 8 10 12 18 23 23 28 39 41 45 ВВЕДЕНИЕ: Развитие личности происходит в среде межличностных связей и отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса формирования адаптационных механизмов индивида к среде. Каждый возрастной период развития личности характеризуется своей ведущей активностью, играющей значимую роль в формировании данных адаптационных механизмов и развитии личности в целом. В старшем дошкольном возрасте в развитии ребенка ведущую роль играет игровая деятельность. Игровая активность ребенка в сюжетно - ролевой игре влияет, в свою очередь, на развитие у него способности устанавливать эффективные взаимоотношения со сверстниками в группе, а в дальнейшем, с началом школьного возраста - успешность вхождения ребенка в социальные взаимоотношения. В данной дипломной работе под игровой активностью понимаются качественные и количественные характеристики взаимодействия ребенка - дошкольника с партнерами по игре, исходящие из его собственной инициативы. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстаривается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников имеет исключительное значение. Семья, являясь первичным институтом социализации ребенка, во многом определяет успешность вхождения ребенка в социальные отношения. Именно в семье ребенок получает первый опыт межличностного взаимодействия, начинает активно приобретать умения и навыки общения. Взрослые, демонстрируя определенные образцы поведения в общении с ребенком и друг с другом, способствуют усвоению этих поведенческих образцов ребенком. Именно дошкольный возраст, являясь сензитивным периодом в плане усвоения ребенком норм межличностного взаимодействия, наиболее благоприятен и в отношении осуществления коррекции особенностей поведения ребенка в группе сверстников и в семье. В данной дипломной работе была предпринята попытка проследить влияние особенностей семейного взаимодействия взрослого с ребенком на взаимоотношения дошкольника со сверстниками в условиях старшей группы детского сада. Объект исследования: взаимоотношения детей дошкольного возраста. Предмет исследования: активность дошкольника в сюжетно - ролевой игре, как показатель, обусловленный особенностями семейного воспитания. Гипотеза исследования: характер взаимоотношений дошкольника со сверстниками в группе и активность в игровой деятельности зависит от особенностей семейного воспитания. Целью работы является изучение влияния влияния ряда семейных факторов на активность ребенка в сюжетно-ролевой игре и статус в группе сверстников. В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи: 1) теоретический обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования с целью обобщения теоретических и эмпирических данных; 2) выявление групп детей с высокой и низкой активностью в сюжетно-ролевой игре; 3) психологическая диагностика особенностей внутрисемейных взаимоотношений, социометрического статуса ребенка в группе сверстников; 4) сопоставление результатов исследования активности детей в сюжетно - ролевой игре, их социометрического статуса и особенностей внутрисемейных взаимоотношений с целью проверки выдвинутой гипотезы; 5) рекомендации по организации консультационной и психокоррекционной работы в области внутрисемейных взаимоотношений с родителями детей - дошкольников. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М., Мысль, 1991.-299 с. 2. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности. - Психологический журнал, 1985, 6, №5, с. 3-19. 3. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 1996, №5. 4. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996, №4. 5. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии, 1976, №1. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999. 7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы психологии, 1966, №6, с. 62-77. 8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с. 9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск.: «Университетское», 1997. - 237 с. 10. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания. - В кн.: Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988, с. 56-89. 11. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова - М.: «Знание России», 1993. - 50 с. 12. Ершов А.А. Психология соактивности людей. - СПб.: Знание, 1992. - 32 с. 13. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная асвета, 1984. - 239 с. 14. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, Изд-во «Университетское», 1985. 15. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108. 16. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. - Вопросы психологии, 1984, №3.с.25-34. 17. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. - Вопросы психологии, 1944, с.14-20. 18. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, «Штиница», 1987. - 136 с. 19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с. 20. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. - СПб, Институт тренинга, 1997. 21. Мацковский М.С., Гурко Т.А. - Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986. 22. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с. 23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. 24. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1974. 25. Петровский А. В. , Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 415 с. 26. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с. 27. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. - 151 с. 28. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с. 29. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. 30. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М.: Просвещение, 1966. - 315 с. 31. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989 32. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии, 1980, №6. 33. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 415 с. 34. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987. 35. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения. //Вопросы психологии, 1991, №5. 36. Смирнова Е.О. Специфика эмоционально - личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии, 1992, №6. 37. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, №6 38. Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам. //Вопросы психологии, 1998, №3. 39. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996, №3. 40. Счастная А.М. Сравнительный анализ межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях подготовительных групп и классов. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, изд-во «Университетское», 1985. 41. Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы. - Психологический журнал, 1995, 16, №3. 42. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966. -451с. 43. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии,. 1994, №4. 44. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с. 45. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей. - Вопросы психологии, 1976, №5. 46. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru