www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Изучение уровня эмпатии личности


ID работы - 611510
психология (курсовая работа)
количество страниц - 26
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема эмпатии в психологической науке………………………..…5
1.1. Эмпатия в работах зарубежных авторов………………………………………...5
1.2. Эмпатия в работах отечественных психологов………………………………....7
Глава 2. Эмпатия как социальное явление…………………………………..…..11
2.1. Виды и формы эмпатии…………………………………………………….…...11
2.2. Эмпатия как способность к взаимодействию с людьми……………….….….11
Глава 3. Экспериментальное исследование уровня эмпатии……………….…15
3.1. Цель и задачи исследования………………………………………………...…..15
3.2. Методика исследования…………………………………………………….…...15
3.3. Результаты исследования …………………………………………...………….18
3.4. Обсуждение результатов………………………………………….…………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..…...23
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..…26




ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ
Основная идея гуманизма заключается в том, что человек является наивыс-шей ценностью. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою инди-видуальность, она становиться более чувствительной и способной принять уни-кальность других. Следовательно, развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку соединиться с миром людей и не ощущать одиночества.
Огромная значимость эмоциональных отношений между людьми делает их предметом самого пристального внимания со стороны различных наук: филосо-фии, психологии, социологии, педагогики, литературоведения. Серьезным осно-ванием для исследования эмоциональных отношений являются запросы практики. Известно, что развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении. Эта связь развития одного человека с развитием других тем сильнее, чем ближе отношения между людьми. Углубленное понимание закономерностей эмоциональных отношений, становится, следовательно, одним из условий обеспечения всестороннего разви-тия личности.
Не случайно, различные области искусства, имеют дело с эмоциями, особен-но с их выражением. К. С. Станиславский преобразовал современный театр, ввел систему упражнений для актеров и актрис, уделяющую особое внимание созда-нию искренней эмоции, соответствующей изображенным характерам и жизнен-ной ситуации на сцене. (24). По его системе актер должен переживать эмоции и чувства героя, следовательно, эмпатически реагировать.
Эмпатия (сопереживание) – это умение поставить себя на место другого че-ловека, способность к произвольной эмоциональной отзывчи¬вости на пережива-ния других людей. Сопереживание – это при¬нятие тех чувств, которые испытыва-ет некто другой так, как ес¬ли бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обуслов¬ленным. Развитая у человека эмпа-тия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчув-ствования в мир партнера по общению и прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как важное качество для многих профессий, связанных с работой с людьми. Все это и обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования: развитие эмпатии в процессе профессиональной дея-тельности.
Предмет исследования: изучение уровня эмпатии у групп людей, зани-мающихся театральной деятельностью.
Цели исследования:
Сравнить уровень эмпатии у студентов-актеров, занимающихся театральной деятельностью профессионально, с актерами любительского театра-студии и сту-дентами, не занимающихся театральной деятельностью.
Гипотеза исследования: уровень эмпатии у юношей и девушек, занимаю-щихся театральной деятельностью профессионально выше, чем уровень эмпатии у юношей и девушек не занимающихся театральной деятельностью.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования;
2. Выявить уровень развития эмпатии у людей, занимающихся театральной деятельностью
3. Сравнить полученные данные с уровнем развития эмпатии у студентов, не занимающихся театральной деятельностью
Методы исследования:
Наблюдение, тестирование (методика диагностики уровня эмпатических тенденций (14).
Практическая значимость исследования заключается в возможности ис-пользования результатов исследования в работе по эмоциональному развитию студентов,
Результаты данного исследования могут быть применены в работе театраль-ных учебных заведений и любительских студий и театров для повышения уровня профессиональной деятельности.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭМПАТИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Эмпатия в работах зарубежных авторов
Изучению эмпатии в различных ее формах посвящены работы зарубежных авторов, таких как К. Г. Юнг, Т. Липпс, К. Роджерс, X. Когут.
В аналитической психологии эмпатия рассматривается, как "перенос", опи-санный З.Фрейдом: "Процесс отнесения своих побуждений, чувств, и суждений к другим лицам, как средство защиты, благодаря которому субъект может не осоз-навать присутствия этих "неожиданных явлений" в нем самом"(28, 103).
К.Г. Юнг видел сущность эмпатии в проекции субъективных содержаний: "Так как сущность эмпатии состоит в проекции субъективных содержаний, то предшествующий ему бессознательный акт должен иметь противоположный ха-рактер, а именно – погашение действенности объекта. Этот объект до известной степени опустошается, самодеятельностью и тем самым приспосабливается к восприятию субъективных содержаний эмпатирующего". Юнг видел в эмпатии механизм экстроверсии, приспособления и защиты. (30, 306)
Т. Липпс, давая теоретическое обоснование эмпатии представлял его содер-жание как объективирование «меня» в отличном от «меня» предмете, независимо от того, заслуживает ли объективированное название чувства или нет. Липпс ут-верждал, что даже выражение скуки или радости на лице, есть не что иное, как проекция психического переживания наблюдателя.
Вундт причислял эмпатию к элементарным процессам ассимиляции: "Итак, эмпатия есть своего рода процесс восприятия, отличающийся тем, что некое су-щественное психическое содержание вкладывается при помощи чувства в объект, и объект тем самым интроецируется, – это содержание благодаря своей принад-лежности к субъекту, ассимилирует объект с субъектом и до такой степени связы-вает его с субъектом, что субъект, так сказать, ощущает себя в объекте". Между тем, он, как и Юнг отмечал, что эмпатия,




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



БИБЛИОГРАФИЯ
1. Армхейм Р. Новые очерки о психологии искусства.(пер.с англ. В.Н. Самохина). М.: 1994. 392с.
2. Ананьев В. Г. Психология чувственного познания. М.: 1960. 485с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: 1998. 397с.
4. Борев Ю. Эстетика. М.: 1975. 367с.
5. Буров А. Г. Учебно-воспитательная работа в самодеятельном театре. М.: 1985. 256с.
6. Выготский Л.С. М.: 1982. 487с. Собрание сочинений. Т.6
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1997. 423с.
8. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: 1987. 174с.
9. Горчанов Н. М. К. С. Станиславский о работе режиссера с актером. М.: 1978. 354с.
10. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего возраста. М.: 1977. 383с.
11. Донцов А. И. Психология коллектива (методол. пробл. исслед.). М.: 1984. 208с.
12. Изард К. Эмоции человека.(пер. с. англ.) М.: 1980. 439с.
13. Кан М. Между терапевтом и клиентом новые взаимоотношения. М.: 1997. 103с.
14. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассника к семейной жизни.- М. : 1991. 456с.
15. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М.: 1972. 77с.
16. Леви В.Л. Разговор в письмах. М.: 1971. 224с.
17. Леонтьев А.Н. Личность, деятельность, сознание. М. : 1975. 304с.
18. Немов Р.С. Психология: в 2х кн. М.: 1995. 576с.
19. Обозов А.Н. "Психология межличностных отношений". Киев. 1990. 264с.
20. Петровский В.А. Личность в психологии. М.: 1967. 353с.
21. Психология. Словарь (под. ред. Петровского). М.: 1990. 494с.
22. Психология. Библиографический словарь (пер. с англ.) СПБ.: 1999. 832с.
23. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. Пособие. М.: 1995. 528с.
24. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т.2. М.: 1989. 264с.
25. Стругина Т. Станиславский и Брехт. М. : 1975. 377с.
26. Семенов В.Е. Социальная психология искусства СПб.: 1988.165с.
27. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник (пер. с англ.). М.: 1990. 366с.
28. Фрейд 3. Психология бессознательного: сборник. (сост. редакт. М. Г. Ярошевский). М.: 1990. 447с.
29. Юм. Трактат о человеческой природе. М.: 1995. 567с.
30. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: 1998. 720с.
31. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.: 1996. 343с.
32. Популярные психологические тесты. М.: 1996. 295с.


















Приложение 1
Диаграмма 1.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru