Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Изучение связи темперамента и характера ID работы - 695469 психология (курсовая работа) количество страниц - 46 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ 6 1.1. Определение темперамента, свойства, типы темперамента 6 1.2. Определение характера 14 1.3. Соотношение темперамента и характера 17 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ 25 2.1. Описание испытуемых и методик исследования 25 2.2. Описание и анализ результатов исследования 27 Заключение 39 Список литературы 40 Приложение 43 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность работы. Вопрос о проявлениях темперамента и характера в поведении и деятельности неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить несколько основных систем взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Частным случаем взаимодействия психического и социального является проблема взаимосвязи темперамента и характера. Новизна исследования определяется современными психологическими концепциями, что личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Актуальность исследования заключается в том, что подобно тому, как понятия "индивид" и "личность" не тождественны, понятия "темперамент" и "характер" так же не тождественны. К тому же если черты характера не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются неспособными провести анализ характеристик темперамента индивида. Как собственно в качества характера выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени "втянуты" в ведущую для данной социальной общности деятельность. Таким образом, очевидно, что структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в характере, в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью. Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера индивида, а так же определения их взаимосвязи. Гипотеза исследования заключается в предположении о различиях особенностей темперамента и характера медицинских работников - сотрудников "скорой медицинской помощи" - врачей и фельдшеров, в зависимости от структуры личностных особенностей. Объект исследования - взаимосвязь и взаимообусловленность темперамента и характера у сотрудников "скорой помощи". Предмет исследования - темперамент и характер индивида. К задачам исследования относятся: 1. Исследование теоретических подходов при исследовании темперамента и характера. 2. Анализ соотношения темперамента и характера, их проявление в профессиональной деятельности. 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи темперамента и характера. Методы исследования - психологическая диагностика с использованием методик 16 PF Кеттелла, методики Айзенка и методики Русалова. Научная новизна исследования заключается в изучении особенностей проявления характера и темперамента в зависимости от типологии личности у медицинских работников. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в практике психологического отбора экипажей "скорой помощи", а также в рамках профессионального консультирования медицинских работников. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Академия, 1997. - 368 с. 2. Айзенк Г. Ю. Структура личности. - Пер с англ. - СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999. - 464 с. 3. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. - Пер. с анг. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 480 с. 4. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. //Вопросы психологии, 1995, №1 5. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы //Психологический журнал. 1996. Т 17. №1. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 528 с.: (Серия "Мастера психологии"). 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, при участии издательства "Юрайт", 2000. - 336 с. 8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: "Мир", 1992. - 496 с. 9. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии М.: Смысл. 1997. 10. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психологический журнал, 1999, том 20, №6 11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с. 12. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Псков, 1994. 13. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань. 1969. 14. Ковалев А.Г. Психология личности М.: Просвещение. 1970. 15. Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск, 1992, с.228-243 16. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М. МГУ. 1986. 17. Основы психологии: Практикум / Ред. - сост. Л.Д.Столяренко. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2001. - 704 с. 18. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека //Вопросы психологии, 1995, №2 19. Основы психологии: Практикум. / Ред. - сост. Л. Д. Столяренко, с. 103. 20. Платонов К.К. Структура и развитие личности М.: Наука. 1986. 21. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, с. 232-234. 22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. - сост. Д. Я. Райгородский, с. 133 23. Проблемы экспериментальной психологии личности //Ученые записки. 1970. Т 77. Вып. 6. / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь. 24. Психологическая диагностика детей и подростков /Под ред К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой, М.: Международная педагогическая академия. 1995. 25. Психологические проблемы профессиональной деятельности /Под ред. Л.Г.Дикой. - М.: Просвещение, 1992. - 176 с. 26. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. -Т.1.- 312 с. 27. Психология. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Академ-А, 2000. - 512 с. 28. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара - : Издательский Дом "Бахрах - М", 2002. - 640 с. 29. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара.: Издательский Дом "Бахрах-М", 2001. - 672 с. 30. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. - Пер. с польского - М.: Прогресс, 1982. - 231 с. 31. Типологические исследования по психологии личности Пермь. 1967. Т 48. вып 4. 32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1999. - 608 с. 33. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос, 1998. - 512 с. 34. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2002. - 480 с. 35. Энциклопедия практического самопознания /Сост. А.И.Красило. - М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1994. - 352 с. 36. Юнг К. Психологические типы /Под общей редакцией В. Зеленского, Москва, издательская фирма "Прогресс - Универс", 1995 г.; Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru