Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Изучение психологических особенностей проявления эмпатии современного студента 2009-33 ID работы - 728235 психология (курсовая работа) количество страниц - 33 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Анализ основных теоретических подходов к определению сущности феномена эмпатии 6 1.1. История становления понятия эмпатии 6 1.2. Феномен эмпатии в современной психологии 9 1.3. Виды и функции эмпатии 12 Глава 2. Особенности проявления эмпатии у студентов 17 2.1. Особенности эмпатии у студентов 17 2.2. Роль эмпатии в развитии личности студента 19 2.3. Социально-психологический тренинг как средство повышения эмпатии студентов 21 Заключение 27 Список использованной литературы 29 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность. В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимо-отношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых яв-ляется формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравст-венные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они воз-никают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является форми-рование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу со-циализации человека, становлению его отношений с окружающими. Резкие изменения в политической и социально-экономической струк-туре нашего государства выдвинули новые требования в системе воспитания подрастающего поколения. Изменения в системах ценностей и отношений людей сказываются на изменении социально-психологического климата в семье. Экономические сложности, возникающие у взрослых, неуверенность в завтрашнем дне, бытовая неустроенность, снижение нравственного и мо-рального уровня общества становятся причинами семейной дисгармонии. Все чаще мы видим примеры равнодушия, кощунства, безнравственности, душевной глухоты. Но это лишь морально-этическая сторона рассматривае-мого нами вопроса, есть еще и практическая. Проблемы эмпатии в настоящее время разрабатываются для решения таких практических задач: как облегче-ние взаимодействия людей в группе, эффективность управления различными социальными группами, усовершенствование техники психотерапии, адапта-ция ребенка к миру взрослых. Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманиза-ция отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием "эмпатия". Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на пере-живания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимст-вован научной психологией из философии начала XX века, где в философ-ских дисциплинах (этика, эстетика) ей был тождественен смысловой эквива-лент "симпатия". Эмпатия как коммуникативное свойство личности студента способст-вует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые воз-можности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявля-ется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности студента. Цель курсовой работы: изучение психологических особенностей проявления эмпатии современного студента. Задачи исследования: 1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии лич-ности. 2. Проанализировать особенности эмпатии у студентов. 3. Определить роль эмпатии в развитии личности студента. 4. Обосновать значение социально-психологического тренинга как как средства повышения эмпатии студентов. Объектом курсовой работы является эмпатия как собственно психо-логическое образование личности. Предмет курсового исследования - механизмы эмпатийного взаимо-действия и функции эмпатии в межличностном общении студентов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авто-ров, как: Гаврилова Т.П., Полякова В.В., Самыгин С.И., Никуленко Т.Г., Су-щенко С.А. и других. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология разви-тия и возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. 2. Алтухова Е.В. Психолого-акмеологический механизм формиро-вания эмпатии в отношениях преподаватель-студент // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 1. - С. 270-274. 3. Бондаренко И.В. Формирование эмпатии у специалистов в усло-виях высшего профессионального образования // Социально-экономические и технические системы: Исследование, проекти-рование, оптимизация. - 2007. - № 8. - С. 1. 4. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века (под ред. Д. Брэзиера). М., "Когито-центр", 2005. 5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Во-просы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-157. 6. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис.… канд. псих. наук. - М., 1977. 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, Астрель, 2008. 8. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Жур-нал практической психологии и психоанализа / Пер. О. Исаковой, М. Глущенко, 2000. - № 1. 9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. 10. Казанская К.О. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2008. 11. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. …канд. псих. наук. - Н. Новгород, 1999. 12. Курпатов А., Алехин А.Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. 13. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2009. 14. Носкова Н.В. Лонгитюдное исследование эмпатии и рефлексии у студентов- психологов в процессе обучения // Психология обуче-ния. - 2009. - № 3. - С. 65-72. 15. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтность // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С. 42-49. 16. Полякова В.В. Формирование социально-ориентированных при-знаков эмпатии и временной перспективы как профилактика от-клонений в поведении подростков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 386-393. 17. Психология личности. Учебное пособие / Под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской, - М.: Эксмо, 2007. 18. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы лично-сти. - М.: Бахрах-М, 2006. 19. Самыгин С.И., Никуленко Т.Г., Сущенко С.А. Возрастная психо-логия для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 20. Сутурина Ю.В. Эмпатия как профессионально значимое свойство личности // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 108-113. 21. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. 22. Хусаинова Ф.Б. Роль эмпатии в профессионально-педагогическом общении // Вестник Казанского технологическо-го университета. - 2006. - № 6. - С. 271-274. 23. Эльконин Б.Д. Психология развития. - М.: Академия, 2008. 24. Этчегоен Г. Эмпатия // Журнал практической психологии и пси-хоанализа - 2003. - №1. - С. 61-64. 25. Юсупов И. М. Психология эмпатии. Теоретические и прикладные аспекты. Автореф. дис. д-ра пс. наук. - СПб., 1995 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru