www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению


ID работы - 680315
психология (дипломная работа)
количество страниц - 66
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение
Проблема психологической готовности детей к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Личностная готовность к школьному обучению
Физическая готовность к школьному обучению
Школьная среда, новый социум отношений
Понятие "школьная среда"
Учение как ведущий вид деятельности младших школьников
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Особенности внимания




ВВЕДЕНИЕ:



Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.
Многие новые технологии обучения, концепции содержания образования, идеи новых школ базируются сегодня на создании гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется наиболее полно и свободно на благо общества. Но не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы принять новую роль - роль ученика, - которую предлагает ему новый социум - школьная среда.
Понятие "психологическая готовность ребенка к школьному обучению" впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением.
Л.И. Божович расширила понятие личностной готовности ребенка, которая выражается в его отношении к школьному обучению, учителю, учению как деятельности.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В настоящее время большинство авторов представляют готовность ребенка к школе как совокупность его личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Кроме того, подчеркивается важность еще одной стороны готовности ребенка к школе, так называемой "социально-психологической" или коммуникативной, проявляющейся в адекватности отношений ребенка со сверстниками и взрослыми - родителями и учителями.
Проблема готовности ребенка к обучению в школе стоит перед педагогами, психологами, медиками и родителями достаточно остро. В своей работе мы исследуем данную проблему и особенности диагностики готовности ребенка к обучению в школе.
Целью нашего исследования является изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования:
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Предмет исследования:
Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Задачи:
Проанализировать теоретические источники к пониманию психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Проанализировать особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе.
Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Провести экспериментальное исследование проблемы диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению и проанализировать полученные результаты.
Подобрать диагностические методики психологической готовности ребенка к школе.
Гипотеза:
Исходя из очевидной значимости диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению, мы можем предположить, что чем выше данная готовность, тем выше уровень школьной адаптации и мотивации учащихся первого класса.
Актуальность исследования:
Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство - от 50% до 80% - детей в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка-дошкольника, то есть в границах 5-6-летнего возраста [38, c. 271].
Адекватное и своевременное определение уровня психологической готовности к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной неуспешности.
Методами исследования выступали:
Анализ психолого-педагогической литературы.
Наблюдение.
Беседа.
Экспертная беседа.
Анкетирование.
Тестирование
В первой главе рассматриваются различные подходы к понятию психологической готовности детей к школьному обучению в работах современных психологов.
Во второй главе мы обращаемся к таким понятиям как "школьная среда" и "диагностика", рассматриваем психологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста и особенности диагностических критериев их готовности обучения в школе.
Третья глава посвящена экспериментальному исследованию психологической готовности детей к школьному обучению, где мы показываем необходимость комплексной диагностики психологической готовности ребенка к школе в свете концепции личностно-ориентированного обучения.
Исследование проводилось на базе детского сада № 459 и школы №96, Дзержинского района.
В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группе, 6 девочек и 10 мальчиков. И те же дети, учащиеся в первом классе.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Анастази А. Психологическое тестирование: Т.2, - М., 1992. - 210 с.
2. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа, 2002. - № 1. - С. 101.
3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. - Харьков, 1997. - 135 с.
4. Безруких М. "Портрет" будущего первоклассника. // Дошкольное воспитание, 2003. № 2 - С.47; № 3 - С.53; № 4 - С.70; № 6 - С.94.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 2001. - 349 с.
6. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998. - 130 с.
7. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М., 1994. - 192 с.
8. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования, 2000. - № 1. - С. 7-12.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 2003. - 216 с.
10. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М., 1985. - 80 с.
11. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. - М., 1991. - 144 с.
12. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Что на свете не бывает? - М., 1994. - 218 с.
13. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М., 1984. - 127 с.
14. Житникова Л. Учите детей запоминать М., 1985. - 96 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000. - 384 с.
16. Заика Е.В.Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6 - С. 43-54.
17. Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе.// Начальная школа, 2002. - №6. - С.50.
18. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тесты для детей. - М., 1997.
19. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/ Пер. с нем. - М., 1991. - 240 с.
20. Истомина З.М. Развитие памяти. - М., 1978. - 176 с.
21. Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? // Начальная школа, 2002. - № 1. - С. 96.
22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1983. - С. 56.
23. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М., 1996. - 384 с.
24. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976. - 211 с.
25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983. - 96 с.
26. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. Вып. 6. Инноватор. - М.,1996.
27. Михайлова З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. - М., 1985. - 143. с.
28. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! М., 1998. - 192 с.
29. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
30. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1981. - 208 с.
31. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 1995. -.
32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М. 1999. - 240 с.
33. Панов В.И. и соавт. Психологические аспекты развивающего образования// Педагогика. 1996. № 6.
34. Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики//Педагогика. 1997. № 1.
35. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР/ Под ред. Л.А. Парамоновой. - М., Братислава, 1989. - 176 с.
36. Поддъяков Н. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание, 2001. - № 9. - С. 68-75
37. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. - М., 2001. - 584 с.
38. Психология детства. Учебник/под ред. А.А. Реана. - СПб., 2003. - 368 с.
39. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М., 1996. - 144 с.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996. - 529 с.
41. Рубцов В.В. и соавт. Образовательная среда школы: оценка развивающего эффекта // Докл. Юбилейной научной сессии, посвящ. 85-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной. - М., 1999. - С. 56.
42. Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика, 2003. - № 1. - С. 10-15.
43. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennett College. - М., 1997.
44. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников.- Ярославль, 1998. - 208 с.
45. Улановская И.М. Образовательная среда.// Начальная школа: плюс - минус, 2002. № 1. - С. 3-13.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 2001. - 336 с.
47. Фисюкова Л.Б. От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. - Харьков, 1996. - 192 с.
48. Хрестоматия по возрастной психологии. - М. 1998. - 352 с.
49. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М., 1998. - 80 с.
50. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н.В. Елизаровой. - М., 1992. - 128 с.
51. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. - М., 1989, - С. 287.
52. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. / Под ред. Панова В.И. - М., 1997. - 176 с.


Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru