Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ID работы - 734730 психология (курсовая работа) количество страниц - 44 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ……………………………..6 1.1. Социально-психологический анализ семьи…………………………6 1.2. Особенности взаимоотношений детей и родителей………….…….16 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА……………..27 2.1. Описание диагностических методик………………………………....27 2.2. Консультативная работа с проблемными семьями как средство профилактики негативных взаимоотношений……………...30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………...………………………...41 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..43 ВВЕДЕНИЕ: Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [9, 204с.]. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на детей. В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретают особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. Объект исследования определили как взаимоотношения родителей и детей в семье. Предмет исследования: условия позитивных взаимоотношений в семье. Цель работы: выявить позиции родителей и их взаимоотношений на комфортности психического состояния ребенка. Задачи исследования: 1. Изучить научную и методическую литературу по данной проблеме. 2. Экспериментально изучить особенности взаимоотношений родителей и детей. 3. Выявить взаимосвязь взаимоотношений между родителями и их позицией и эмоциональным состоянием ребенка. Гипотеза. В семье позитивные взаимоотношения между родителями и детьми устанавливаются, если: 1) позиция родителей основана на гуманности и любви; 2) установлены благоприятные отношения в семье между родителями и детьми. Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогических, социально-психологических трудов по теме исследования. 2. Беседа. 3. Интервью. 4. Психологическое тестирование. Методологической основой исследования является: учение о влиянии семьи как социальной и культурной среды на развитие личности; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой среды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка. Практическая значимость курсовой работы заключается в выяснении взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами ребенка и оптимизации данных взаимосвязей. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Альта, 2003. - 212 с. 2. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2005. - 244 с. 3. Басалаева Н.В, Сырынчева Т.А. К проблеме влияния семейного воспитания на личность ребенка // Журнал практического психолога. 2005. № 5. С. 99-106. 4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 296 с. 5. Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М., 1995. - 186 с. 6. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с. 7. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 1995, №10. 10-13 с. 8. Донцов И. А. Самосовершенствование личности. - М., 1967. - 356 с. 9. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой; Московский департамент образования, центр "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца. - М., 1995. - 168 с. 10. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1983. 11. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с. 12. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1986.- 187 с. 13. Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. - 238 с. 14. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. - Иркутск, 1993. - 108 с. 15. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. - Киев, 1983. - 202 с. 16. Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками. //Дошкольное воспитание. 1985, №3, - 22 с. 17. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. №1, 73 с. 18. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1979.-318 с. 19. Матушкин С.Е. У вас растут дети. - М., 1974. - 134 с. 20. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. 21. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 403 с. 22. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей: Пермь, 1996. - 152 с. 23. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/у. - М.: Просвещение, 1983.- 76с. 24. Островская Л.Ф. Характер формируется с детства. //Дошкольное воспитание. 1988, №5, 76 с. 25. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). -М.Педагогика,1986. -160 с.. 26. Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: беседы для родителей. Хабаровск, 1982. - 320 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru