www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Изучение особенностей творческого мышления


ID работы - 611509
психология (курсовая работа)
количество страниц - 42
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание


Введение 3
Глава 1. Мышление как познавательный процесс 5
1.1. Творческое мышление как вид мышления человека 5
1.2. Психодиагностика творческого мышления 8
Глава 2. Изучение особенностей мышления взрослого человека 14
2.1. Обоснование замысла исследования 14
2.2. Организация и ход исследования 16
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 32
Библиография 39
Приложение №1 40
Приложение №2 41
Приложение №3 42




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений, как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере, включая профессиональные и творческие интересы индивида.
Актуальность исследования объясняется тем, что у людей, достигших взрослости, отмечается относи¬тельное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и твор¬ческую активность. Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие от¬дельных способностей человека продолжается в течение всего среднего воз¬раста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека, и в первую очередь к тому, что называется творчеством, для взрослых это проявляется в креативности.
Под креативностью понимается его «творческий потенциал и способности индивида, которые про¬являются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актах, в его коммуникации с дру¬гими индивидами, а также в раз¬личных видах деятельно¬сти, инициативности, активности, связанных с созданием тех или иных предметов, продуктов деятельности, активности». [16]
Интенсивность инволюции креативных функций человека зави¬сит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Поэтому проблема заключается в том, что развитие креативности достигает максимального развития в юности, в пери¬од же средней взрослости его показатели постепенно снижаются, уступая место профессионализму, однако максимальное разви¬тие творческого потенциала становится возможным лишь при дос¬тижении периода средней взрослости.
Новизна исследования будет строится на том, что главная особенность среднего возраста может быть определена как достиже¬ние человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными знани¬ями, умением оценивать события и информацию в более широком контек¬сте и способностью справляться с неопределенностью.
Проблема исследования заключается в том, что интенсивность инволюции креативных функций человека зави¬сит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Поэтому проблема заключается в том, что развитие креативности достигает максимального развития в юности, в пери¬од же средней взрослости его показатели постепенно снижаются, уступая место профессионализму, однако максимальное разви¬тие творческого потенциала становится возможным лишь при дос¬тижении периода средней взрослости.
Особенности творческого развития человека и показатели его креативных возможностей во многом зависят от личностных особенно¬стей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей. Несмотря на то, что вследствие биологических изменений, происходя¬щих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точ¬ность обработки информации снижается, способность пользоваться инфор¬мацией все же остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.
Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, сред¬няя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных пери¬одов в творчестве человека, тем более, если его деятельность связана с гума¬нитарными знаниями.
Целью исследования является изучение особенностей творческого мышления у взрослого человека.
Предмет исследования – творческое мышление.
Объект исследования – взрослый человек
Гипотеза исследования: креативность в период взрослости ухудшается, индивид становиться более консервативен и на первый план выходит достижение профессионализма в трудовой деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть мышление как познавательный процесс
- провести практическое изучение особенностей мышления взрослого человека

Глава 1. Мышление как познавательный процесс

1.1. Творческое мышление как вид мышления человека

Творческие способности индивида – способно¬сти порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мыш¬ления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру ода¬ренности как независимый фактор. Среди способностей интеллектуаль¬ных выделена в особый тип. Согласно А. Маслоу – это творческая на¬правленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя:
• повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или про¬тиворечивости знаний;
• действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по фор¬мулированию результата решения.
В среднем возрасте креативность характеризуется богатством приобретенного опыта взаимодействия с объектами физического мира, зафик¬сированное в системе социальных значений, не только вооружает человека декларативными и процедурными знаниями, но и, как это ни странно, по¬зволяет ему лучше понимать других людей.
В среднем возрасте ведущей деятельностью человека по-прежнему оста¬ется труд. Труд — это вид деятельности, однако не всякая деятельность, связанная с созданием материальных и духовных благ, является трудом. Понятие «труд» больше связывается с утилитарными, внешними для чело¬века целями. В отличие от труда, в так называемой свободной деятельнос¬ти преобладают внутренние социотворческие цели.
«Там, где доминируют внешние утилитарные цели, подчиняющие логи¬ке своего развития цели внутренние,— там реализуется труд. Там же, где главными являются внутренние цели, которые реализуются посредством следующих функций: удовлетворение социальных и духовных потребнос¬тей, культурная, человекотворческая, свободотворческая,— в данном слу¬чае мы имеем дело со свободно




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Библиография

1. Борисо¬ва Е.М. О роли профессиональной деятельности в мотивации личности – М., 1981
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – М.: Академия-Пресс, 1995
3. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоакцентуации личности – М.,1997
4. Городецкая И.М., Исследования мотивации учения и труда безработных // Ананьевские чтения – СПб.: СПбГУ, 1998
5. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы – СПб.:Питер, 2000
6. Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие атеисты и прочие // Вопросы философии. – 1997. – №6
7. Корчмарюк В.А. Мотивационные детерминанты служебной деятельности офицеров внутренних войск МВД – СПб.: СПбГУ, 1998
8. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000.
9. Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, труд¬ности межличностного неформального общения: актуальные проблемы психо¬логической теории и практики – СПб.: Питер, 1995
10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации – М.: 1992
11. Маркова А.К. Психология профессионализма – М.: Академия Пресс, 1996
12. Маслоу А. Мотивация и личность – СПб.: Питер, 1998
13. Рубинштейн С.Я. Общая психология – СПб.: Питер, 2000
14. Рябикина З. И. Развитие личности и профессиональный рост – М., 1996
15. Франкл В. Человек в поисках смысла – М., 1990
16. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии – Мн.: Современное слова, 1998
17. Яшин Г.А. Труд как формообразующий фактор человеческой деятельности – М.: МГУ, 1996, с.7
18. Pfeiffer D. & Davis G. The use of leisure time in middle life. The Gerontologist. 1971, 11.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru