www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Изучение межличностных отношений детей дошкольного возраста с их родителями


ID работы - 629458
психология (курсовая работа)
количество страниц - 32
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение
Глава 1. Общение дошкольников с родителями
1.1. Общение как вид деятельности, его место и значение в психическом развитии детей
1.2. Специфика общения дошкольников с взрослыми
1.3. Особенности межличностных отношений ребенка с родителями
Список литературы




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Проблема особенностей отношения ребенка к родителям, выявление межличностных отношений в семье, все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, педагоги и психологи детей дошкольного возраста, являются проблемы нарушения внутрисемейных взаимоотношений, что имеет серьезные, порой даже драматические, последствия для психического развития ребенка, формирование его характера и личности. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются стержневые образования личности ребенка - его самоотношение и самооценка. Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Есть такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Поэтому, важной задачей, современных воспитателей - выявить таких детей, вовремя обратить внимание на имеющуюся проблему и оказать им своевременную помощь.
В отечественной психологии эту проблему рассматривали М.И.Лисина и А.И.Захаров. Эксперименты М.И.Лисиной показали, что источник искажений и отклонений в представлении ребенка кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми. Опираясь на концепцию Л.С.Выгодского, М.И.Лисина основала оригинальную и самостоятельную научную школу. Она привнесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребенка с взрослым - и новый подход к его научному исследованию. Она предложила свою объяснительную схему, которая позволила описать структуру самого общения, определить его специфику и создать оригинальную концепцию генезиса общения ребенка с взрослым". А.И.Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка в семье. На сегодняшний день решение этой проблемы не утратило своей актуальности.
К сожалению из-за большой укомплектованности групп детских садов, а также в связи с большим объемом поставленных задач воспитания и обучения, время индивидуального общения воспитателя и ребенка обычно ограничено. Да и традиционная беседа не всегда эффективна для выявления проблемы ребенка, т.к. дошкольник испытывает трудности связанные с недостаточным умением выражать словами происходящее вокруг него. Поэтому воспитатели и психологи детских садов все чаще прибегают к использованию тестов, как наиболее объективному методу исследования. Для анализа межличностных отношений в семье используют известный в психологии тест "Рисунок семьи". Его обычно применяют при диагностике структуры отношений в конкретной, реальной семье. Различные исследования в этой области показали, что детские представления, осмысление мира семьи отражаются не только в поведении ребенка, но и в его рисунках. Рисунок семьи может дать глубокую и содержательную информацию об отношениях ребенка, выявить субъективные трудности в общении, а также возможность вывести и материализовать проблему ребенка. И тогда грамотное воздействие воспитателя, в тесном контакте с психологом и родителями, может дать значительные положительный результат в решении возникшей проблемы.
Вместе с этим возникает вопрос: "являются ли эффективными исследования рисунков "Моя семья", для выявления межличностных отношений ребенка и его родителей, насколько это надежный и однозначный измерительный инструмент в применении?". "В рисунке сделанным самим ребенком, - пишет Р.С.Немов, - отображаются не только определенное отношение к членам своей семьи, а также и художественно-изобразительные способности ребенка, его желание рисовать, настроение в момент тестирования и многое другое". В свою очередь Е.С.Романова, справедливо отмечает, что в рисунках полезной для психолога информации больше, чем даже в рукописных текстах. По мнению Е.С.Романовой: "по крайней мере, один весомый аргумент в их пользу состоит в том, что все эти психодиагностические процедуры дают специалисту информацию об индивидуально-психологических особенностях конкретного обследуемого человека". Тестом "Рисунок семьи" пользовались многие отечественные исследователи и практики, в частности: А.И.Захаров, Е.Т.Соколова, В.С.Мухина, В.К.Лосева и др. Они считают, что эти тесты являются простыми и быстрыми, интересными ребенку, не вызывают у него сопротивления, что допускает их использование в качестве экспресс-диагностики в детских садах.
На основании вышеизложенного, в данной работе нами было определено: объект исследования - межличностные отношения ребенка дошкольного возраста с родителями, предмет исследования - графические тесты (рисунок "Моя семья"). Интерпретация рисунков требует четкого определения подхода, на основании которого будет строиться анализ. Выбор подхода, в свою очередь, обусловлен конечной целью исследования, определением задач и в выборе методов исследования. Отсюда Цель - изучить межличностные отношения детей дошкольного возраста с их родителями;
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования;
2. Апробировать тест "Рисунок семьи"
Методы исследования: Наблюдение, ознакомление с научной литературой.





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы

1. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. №4
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - М.: Академия пресс, 1997
3. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопросы психологии. 1981. № 4.
4. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников // Вопросы психологии. 2001. №2
5. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997
6. Изард К. Э. Психология эмоций - СПб., Питер, 1999
7. Лисина М.И. Общение с взрослыми и сверстниками общее и различное // в сборнике "Общение, личность и психика, ребенка" - М.: Институт практической психологии, Воронеж, НПО МОДЭК, 1997
8. Лисина М.И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников // в сборнике "Общение, личность и психика, ребенка" - М.: Институт практической психологии, Воронеж, НПО МОДЭК, 1997
9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения - М.: Педагогика, 1986
10. Межличностные отношения от рождения до семи // под ред. Ветровой В.В. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2001
11. Мухина В.С. Психология дошкольника - М.: Педагогика, 1975
12. Развитие общения дошкольников со сверстниками // под ред. Рузской А.Г. - М.: Педагогика, 1989
13. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка - М.: Педагогика, 1988
14. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада - М.: Педагогика, 1988
15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология - СПб., Питер, 1999
16. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995
17. Смирнова Е.О. Детская психология - М.: ВЛАДОС, 2003
18. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. №3
19. Смирнова Е.О., Калягина Е. В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. 1998. №3
20. Соколова Е.П. Проективные методы исследования личности, М., 1980.
21. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986.
22. Субботский Е.В. Стиль общения, как способ формирования личности ребенка. М., 1979.
23. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. М., 2005.
24. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru