Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Изучение феномена личностного эгоцентризма у подростков-инвалидов ID работы - 710277 психология (дипломная работа) количество страниц - 62 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение…………………………………………………………………………. … 3 Глава I. Феномен эгоцентризма как предмет психологического анализа………………………………………………………………………………..6 1.2. Анализ взглядов зарубежных и отечественных психологов на феномен эгоцентризма………………………………………. …………..…6 1.2. Структурные компоненты эгоцентризма: виды и формы проявления…………………………………………………..………… ….10 1.3. Эгоцентризм и балансный механизм центрации - децентрации………………………………………………….…………….12 Глава II. Развитие личности и эгоцентризм в подростковом возрасте………..16 2.1 Общая характеристика подросткового возраста…………………….16 2.2 Эгоцентризм в подростковом возврате: механизм и факторы……………………………………………………………………. 18 2.3 Психологические особенности подростков - инвалидов….……….23 Глава III. Эмпирическое исследование феномена эгоцентризма у подростков - инвалидов…………………………………………………………………...29 3.1 Цели, задачи, гипотезы………..……………………………………...29 3.2 Описание методик исследования…………………………………….29 3.3 Описание выборки исследования……………………………………33 3.4 Обработка результатов. Их анализ и интерпретация………………34 Выводы …………………………………………………………………………….44 Рекомендации по профилактике эгоцентризма в подростковом возрасте ……………………………………………………………………………45 Заключение………………………………………………………………………….49 Литература…………………………………………………………………………..50 Приложения ………………………………………………………………………..54 ВВЕДЕНИЕ: Во время общения и взаимодействия друг с другом мы, люди, решаем разные проблемы, начиная от деловых и заканчивая интимно-личностными. При этом мы очень часто думаем, что понимаем, друг друга, хотя потом оказывается, что это не так. Из-за непонимания возникают конфликты и ухудшаются взаимоотношения. Почему же такое происходит: из-за неумения людей понять друг друга или нежелания внимательно слушать? В подростковом, юношеском или взрослом возрасте многие люди периодически переживают огорчения из-за возникающего чувства непонятия себя другими. У некоторых вместе с гордостью, успехами и достижениями, наряду с оценкой собственной важности закрадываются сомнения в нужности своих дел, и усиливается чувство одиночества среди людей. А у всех ли так? Почему, чем больше мы знаем о чем-либо, тем труднее нам рассказать об этом знании? Все вышеперечисленные вопросы имеют отношение к тому, что в обыденном языке зовется "зацикленностью" человека на самом себе, а в психологии называется "эгоцентризмом". С самого своего появления в психологии термин "эгоцентризм" вызвал ряд недоразумений, связанных с тем, что житейское толкование эгоцентризма отличается от научного. В специальной литературе с помощь понятия "эгоцентризм" описывается целый ряд различных по своей природе и динамике явлений ("умственная позиция" у Ж.Пиаже, "один из уровней, характеризующих смыслы жизни" у Б.С.Братуся, "свойство личности, характерное для психопатов" у Х.Шредера). В нашем исследовании под "эгоцентризмом" мы будем понимать свойство личности, которое представляет собой фиксированную установку человека на своих мыслях, переживаниях, представлениях, действиях, целях, качествах характера и темперамента и т.п. В научной психологии ХХ века проблема эгоцентризма была поставлена Ж.Пиаже. Вслед за Пиаже, поддерживая его идеи понимания эгоцентризма или развивая свои собственные, этим вопросом занимались Р.Энрайт, Д.Элкинд, Э.Эриксон, Л.С.Выготский, Б.С.Братусь, М.Доналдсон, Х.К.Шредер, Т.В.Рябова, Т.И.Пашукова. Научная разработка проблем связанных с личностным эгоцентризмом в подростковом возрасте (как впрочем, и в других возрастах) не нова. Но нам представилось интересным рассмотреть данный вопрос с позиции особой социальной категории подростков - подростков-инвалидов. При обследовании психологических особенностей подростков-инвалидов представляется важным сравнительное со здоровыми детьми изучение выраженности их эгоцентрической позиции. Актуальность исследования. Данная проблема актуальна ввиду распространения детской инвалидности и отчуждения аномальных людей от остального мира. Невостребованность молодых инвалидов на рынке труда и их социальная изоляция препятствуют формированию у них активной жизненной позиции. У многих подростков-инвалидов не складывается устойчивая положительная самооценка. У значительной части не формируется базовое чувство доверия к миру. В связи с этим не редко инвалиды воспринимают всех людей как недоброжелательное окружение. Многие подростки-инвалиды, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии не живут полнокровной жизнью, у них не формируется достаточная мотивация и навыки общения, результатом чего является их замкнутость, отгороженность от людей. Очевидной является недостаточность терпимости и заботы общества об инвалидах; у людей с ограниченными возможностями появляется чувство заброшенности и отчужденности от остального общества. В этих условиях возможна длительная задержка подростков-инвалидов на эгоцентрической позиции. В связи с этим целью нашего исследования является изучение феномена личностного эгоцентризма у подростков-инвалидов. Объект исследования: личностный эгоцентризм у подростков 11-15 лет. Предмет исследования: особенности проявления личностного эгоцентризма у подростков-инвалидов 11-15 лет. Задачи исследования: " Провести анализ литературы по исследуемой проблематике; " Подбор и апробация методик для проведения исследования; " Выявление особенностей личностного эгоцентризма у подростков-инвалидов по сравнению с их здоровыми сверстниками. " Выявление возрастной динамики личностного эгоцентризма у подростков-инвалидов детства по сравнению с их здоровыми сверстниками. " Выявление особенностей личностного эгоцентризма у подростков-инвалидов по сравнению с их здоровыми сверстниками в связи с половой дифференциацией. " Составление методических рекомендаций для работы с детьми-инвалидами по профилактике личностного эгоцентризма. Основная гипотеза исследования: у подростков-инвалидов проявится более длительное онтогенетическое проявление компонентов эгоцентризма. Методы исследования. - Тест эгоцентрических ассоциаций. - Методика взаимооценивания эгоцентрических качеств. - Опросник интерперсонального диагноза (Т.Лири, Р.Л.Лафорже, Р.Ф.Сучек). Структура и объем работы Дипломная работа состоит из введения и трех глав, заключения, выводов и библиографии, которая включает 47 источников, из 10 приложений. Объем работы составил 68 стр. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. - Екатеринбург, 1999 -624 с. 2. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988. - 301 с. 3. Владимирова Н.М. Становление личности: социальная ситуация развития личности больного ДЦП. - СПб., 1997. 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. - 432 с. 5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб., 2003. - 656 с. 6. Гусев А.Н. Измерения в психологии / А.Н.Гусев и др. - 2-е изд. - М., 1998. - 286 с. 7. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология, 1983, №6. - С.3 -16. 8. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание. - М., 1984. 9. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М., 1997. - 336 с. 10. Конспекты по возрастной психологии/ Авт.-сост. О.А. Францева, Ю.А.Конев. - Хабаровск, 2000. - 233 с. 11. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с. 12. Кулагина И.Ю., Комоцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М., 2001. - 464 с. 13. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989. - 375 с. 14. Методические рекомендации по диагностике эгоцентризма у подростков и старших школьников для студентов практикантов педагогических институтов / Состав. Т.И. Пушукова. - Кировоград,1990. - 20с. 15. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М., 1998. - 488 с. 16. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - 3 -е изд. - М., 1999 - Кн.1. Общие основы психологии. - 688 с. 17. Обухова Л.Ф Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1995. 18. Обухова Л.Ф.. Концепция Ж.Пиаже: за и против. - М.,1981. 19. Обухова Л.Ф., Рябова Т.В., Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Феномен эгоцентризма у подростков - инвалидов. // Вопросы психологии. - № 3. 2001. - с. 40 - 49. 20. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2001. - 448 с. 21. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. - М., 1998. - 160 с. 22. Пашукова Т.И. динамика эгоцентризма в подростковом и юношеском возрасте // Психология. Республиканский научно-методический сборник. Вып. 35. - Киев, 1990. 23. Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - № 2 /6/. - М.,1991. 24. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. 25. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М.,1996. - 128 с. 26. Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А. Головей; Е.Ф. Рыбалко. - 2-е изд., дополненное ипереработанное. - СПб., 2002. - 694с. 27. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития./ Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с. 28. Психологический словарь. Под ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского 2-е изд. испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. 29. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально - педагогическая психология. - СПб., 2000. - 416 с. 30. Рябова Т.В. Исследование подростковой формы эгоцентризма. 31. Семенюк Л.М. психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 1998. - 96 с 32. Социальная психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова и др.; Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.- 224 с 33. Современный словарь по психологии. Сост. В.В. Юрчук. - Минск, 1998. - 768 с. 34. Советский энциклопедический словарь / Главн. Ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1984. - 1600 с 35. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с. 36. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М., 2002. - 432 с. 37. Филосовский энциклопедический словарь / Редколл.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб - Огла, Л.Ф. Ильичева и др.; - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с. 38. Фролов Ю.И. Психология подростка. - М., 1997. 526 с. 39. Шипицина Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. - СПб., 2002. - 496 с. 40. Шипицина Л.М., Детский церебральный паралич: Монография/ Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. - СПб., 2001. - 272 с. 41. Шредер Х. К дифференциально-психологическому изучению социальной децентрации // Психологические состояния:Экспериментальная и прикладная психология. -Л., 1981. - вып. 10. - с. 125 -131. 42. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. 43. Elkind D. Egocentrism redux // Developmental Review. - 1985, № 5. 44. Elkind D. Egocentrism @ adolescence // Child Development. - 1967, Vol. 38, № 4. 45. Enright R. D., Lapsley D. K., @ Shukla D. C. Adolescent egocentrism in carly @ late adolescence. // dolescenter - 1979, Vol. 56. 46. Enright R. D., Lapsley D. K., @ Shukla D. C., Adolescent egocentrism - sociocentrism and self - conciousness. // Journal of Youth @ Adolescence. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru