Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Исследование влияния семейной среды на становление подростковой агрессивности ID работы - 602463 психология (курсовая работа) количество страниц - 42 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОГЕНЕТИКИ 6 1.1 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6 1. 2 СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 9 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ 15 2. 1 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 15 2. 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 БИБЛИОГРАФИЯ 28 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 34 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 37 ВВЕДЕНИЕ: Введение Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. [4, стр. 39] Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: - ухудшением социальных условий жизни детей; - кризисом семейного воспитания; -невниманием общества к нервно-психическому состоянию детей; -увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка. Что является причиной агрессии? Некоторые психологи считают, что это: 1) инстинкты (эволюционисты, З. Фрейд); 2) общество, в частности, ценности, нормы, стереотипы, традиции в обществе (А. Бандура и др.); 3) инстинкты и общество (Л.С. Выготский,). Рассмотрим указанные причины более подробно. Первая точка зрения ряда авторов сводится к тому, что врожденные, генетически заложенные потенции человека включают агрессию. Источником врожденной агрессии считается борьба, которая свойственна животным, включая человека за ресурсы, необходимые для выживания. В этом случае агрессия дает возможность человеку быть успешным в естественном отборе, "отвоевать" свое место под солнцем. Также агрессия считается однозначно врожденной авторами, разделяющими психоаналитическую позицию в психологии. Они вслед за Зигмундом Фрейдом полагают, что у человека от рождения есть две силы (инстинкта). Одна энергетически положительная, направленная на реализацию конструктивного существования человека (Либидо): любовь, рождение детей, т.е. на воспроизведение жизни. Другая - разрушающая, направленная на прекращение жизни, на торжество смерти (Танатос). Эти силы постоянно между собой борются, создают агрессивное напряжение, которое может быть направлено как, внутрь на самого человека так и вовне, на внешний объект. Если у человека появляются преграды для реализации силы положительной, то он становится агрессивным. Все психологи, разделяющие точку зрения, что агрессия имеет инстинктивное начало, отмечают, что она является частью человеческой природы, без нее не обойтись. Объект исследования - агрессивное поведение в подростковом возрасте. Предмет исследования - процесс влияния семейных отношений на становление агрессивное поведение. Цель работы - изучение влияния семейных отношений на становление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: особенности семейной среды являются фактором, предопределяющим становление агрессивности в подростковом возрасте. Задачи работы: 1) Рассмотреть теоретические подходы к проблеме агрессии с точки зрения психогенетики; 2) Представить теоретические основы изучения становления агрессивного поведения в подростковом возрасте; 3) Исследовать влияние семейной среды на становление подростковой агрессии. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме подростковой агрессии с точки зрения психогенетики 1.1 Характерные черты подросткового возраста Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Что является характерными чертами подросткового возраста? На данный вопрос психологи отвечают, что характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости - унынием, уверенности в себе - застенчивостью и трусостью, эгоизма - альтруизмом, общительности - замкнутостью, любознательности - умственным равнодушием, радикализма - консерватизмом и т. д. Главная же задача подростка - это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте. [7, стр. 132] Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка. Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового "Я". Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, бе СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Библиография 1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112. 2. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2003. - 202 c. 3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с. 4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997. - 336 с. 5. Васильева Н.В. Клинико-психологическое исследование агрессивности человека: Дисс. ... канд. психол наук. - СПб., 1998. - 296 с. 6. Васильченко Н.А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2005. - 162 c. 7. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // СоцИс. - 2003. - № 4. - С.31-34. 8. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71. 9. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. - 2001. - № 2. - С.18-19. 10. Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. - 2004. - №2. - С.185-192. 11. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 149 c. 12. Квадрициус М.П. Предупреждение агрессивности подростков средствами семейного воспитания: Дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000 . - 165 c. 13. Кондракова И.Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 167 c. 14. Коренева А.А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подростковом возрасте : Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 128 c. 15. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 197 c. 16. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб.: Питер, 1997. 17. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Просвещение, 1994. 18. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1998. - С.483-531. 19. Насилие, жестокость, агрессия. Криминально-психологическое исследование: Сборник научных трудов / ВНИИ проблем укрепл. закон. и правопорядка. - М., 1990. - 149 с. 20. Никитин А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 173 c. 21. Ольшанская Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 135 c. 22. Осницкая А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С.61. 23. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. - 160 с. 24. Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 1999. - 195 c. 25. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 656 с. 26. Разаренова Е.В. Самоактуализация личности подростка как средство снижения агрессивности: Дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 212 c. 27. Рахматшаева В. Агрессивны - потому что несчастны // Семья и школа. - 1991. - №10. - С.20-22. 28. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб, 1995. - С.303-347. 29. Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб., 1999. - С. 216-251. 30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - С.240-246. 31. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.81. 32. Саблина Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления: Дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004. - 178 c. 33. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2004. - 198 c. 34. Соловьева С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 1995. - №3-4. - С.13-20. 35. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 447 с. 36. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru