Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛЮДЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ ID работы - 714597 психология (дипломная работа) количество страниц - 119 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛЮДЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ 7 1.1. Некоторые психологические свойства и особенности интернет как нового слоя реальности 7 1.2. Типология систем виртуальной реальности и ее свойства. 19 2.3. Смысловая регуляция как конструирующая функция личности 27 2.4. Понятие смысла в психологии и его характеристики 29 2.5.Онтологический аспект смысла: смысл в контексте жизненных отношений 34 2.6. Феноменологический аспект смысла: смысл в структуре сознания 37 2.7. Деятельностный аспект смысла: смысл в структуре деятельности 40 2.8. Пути и механизмы порождения смыслов 43 ГЛАВА 2. ДИНАМИЧЕСКАЯ СМЫСЛОВАЯ СИСТЕМА ЛИЧНОСТИ (ДСС) КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ И ЕДИНИЦА АНАЛИЗА СМЫСЛОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ 46 2.1. Понятие динамической смысловой системы личности. 46 2.2. Общее представление о смысловых структурах и смысловой сфере личности 49 2.3. Мотивационный механизм смыслообразования. 62 2.4. Личностные ценности и потребности в структуре смысловой регуляции 72 2.5. Обоснование применения психосемантических методов в исследовании смысловой сферы личности 76 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛЮДЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ. 85 3.1. Организация и методы исследования 85 3.2. Методы математической обработки материала исследования 88 3.3. Результаты исследования и выводы 103 ВЫВОДЫ 106 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 115 ПРИЛОЖЕНИЕ 121 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность данной работы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это возникновение в последние десятилетия такого направления в психологической науке, как психология Интернет, а в связи с этим и малоизученной новой области в исследовательской деятельности психологов как виртуальная реальность. Поскольку Интернет - не только и не столько сеть взаимосвязанных компьютеров, но и сообщество людей - т.н. пользователей Интернета, то выглядит достаточно аргументированным недавно заявленный в научной литературе термин "психология Интернета" [Wallace, 1999]. Он представляется не менее обоснованным, чем бытующие в литературе описания "психологии оператора", "психологии воина", "психологии ирландца", "психологии беженца" и др. Вполне разумным, правильным и своевременным является стремление всесторонне изучить возможности виртуальной реальности, степени ее проявления, ее позитивные и негативные стороны. Во-вторых, это возрастание интереса к такому психологическому понятию, как «смысл», использование его в самых разных контекстах и в рамках различных теоретических и методологических подходах [актуализация проблемы смысла]. Познавательное пространство смысла расширилось и усложнилось. Значительное место в нем занимают психолингвистические, культурологические, исторические аспекты. Тема смысла жизни обсуждается на специальных конференциях, ей посвящено много статей и книг. О широте научных интересов, связанных с проблемой смысла, свидетельствует обширная библиография работ, посвященных этому феномену, приведенная в частности, в сравнительно недавно вышедшей работе Д. А. Леонтьева «Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности». Все это в последнюю четверть XX века, связывается с теми огромными изменениями, которые произошли в обществе и которые поставили перед человеком как субъектом исторического действия сложнейшие вопросы самоопределения, самооценки в новой исторической действительности и поиске направлений деятельности в решении задач глобального масштаба. Цель исследования – изучение особенностей смысловой сферы людей, ориентированных на виртуальную реальность. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. провести анализ литературных источников зарубежных и отечественных авторов по теме исследования; 2. подобрать комплекс диагностических методик для изучения смысловой сферы; 3. провести эмпирическое исследование группы респондентов, ориентированных на виртуальную реальность, и контрольной группы; 4. сделать сравнительный анализ особенностей смыслового пространства данных групп респондентов. Объект исследования - смысловое пространство респондентов в возрасте от 18 до 45 лет. Предмет исследования - особенности смысловой сферы личности, ориентированной на виртуальную реальность. Гипотеза исследования – у респондентов, ориентированных на виртуальную реальность существует своеобразие их смысловой сферы. Методы исследования: - анализ литературных источников зарубежных и отечественных авторов; - методы изучения смысловой сферы: тест «Смысложизненных ориентаций» (Леонтьев,СЖО); семантические методы исследования личности: семантический дифференциал «Образ жизни», личностный семантический дифференциал. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе проведения нашего исследования данные могут быть использованы для дальнейшего изучения смысловой сферы личности. Научная новизна дипломной работы состоит в обобщении и систематизации накопленных теоретических данных по вопросу исследования и практическом их подтверждении, а также в дополнении имеющейся информации новыми сведениями, полученными в ходе сравнительного анализа. Результаты, полученные в работе, вносят свой скромный вклад в разработку проблематики малоизученных областей в психологии Интернета и в изучении смысловой сферы личности. Структура дипломной работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, IV глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе дипломной работы описаны некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности. Также дано определение виртуальной реальности, рассказано о типологии в системах виртуальной реальности и ее свойствах. Было представлены некоторые подходы в изучении виртуальной реальности. Пропуская всю информацию окружающего мира через свое сознание - высший уровень психического отражения действительности, которое зачастую может быть измененным (особым), человек взаимодействует с миром компьютера, создавая совершенно новую реальность со своими событиями. Мир, создаваемый компьютером, называют компьютерной виртуальной реальностью. Также нами было констатировано многообразие форм, которые может принимать смысловая реальность и детально рассмотрены три характеристики личностного смысла, раскрывающие различные его грани. Три выделенных грани, формы существования или плоскости анализа смысла соотносятся не только с тремя его трактовками, но и с философскими категориями онтологического, феноменального и онтического, а также с тремя такими фундаментальными общепсихологическими категориями как личность, сознание, деятельность. Понятие смысла воплощает единство деятельности, сознания и личности, находясь на пересечении всех трех фундаментальных психологических категорий. В этой главе были описаны пути и механизмы порождения смыслов. Во второй главе дипломной работы описывается динамическая смысловая система (ДСС) личности как принцип организации и единица анализа смысловой реальности. Описано шесть разновидностей смысловых структур, выступающих как функционально различные элементы смысловой сферы личности. Психологическую основу смысла жизни составляет «структурная иерархия, система больших и малых смыслов». «Смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы (ДСС), ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого»?Леонтьев, стр. 250?. В этой же главе дано обоснование применения семантических методов в исследовании смысловой сферы личности, описаны методические подходы к эмпирическому изучению смысловой реальности. Рассматривается концептуальный аппарат семантики и обоснование применения семантических методов в проведенном исследовании В третьей главе дипломной работы описано само эмпирическое исследование – его организация и процедура. Также произведен анализ и сравнение полученных результатов. В заключении подводятся итоги, формулируется подтверждение гипотезы. В конце работы дан список использованной литературы и приложения. Список литературы включает 77 наименований разных литературных источников, использованных при написании данной работы. В приложении представлены таблицы, в которых отражены все результаты используемых тестов. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Арестова О.Н., Бобоник Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия.// Вестник МГУ, серия 14. , № 4 – М., 1996. 2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. Под ред.П.Б.Ханиной. – М.: Наука; Смысл,1999.-350с. 3. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной психосемантики. - М.: Изд-во МГУ, 1980.-128с. 4. Бабаев Ю.Б., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. // Психологический журнал, т.19, 1998 № 1. 5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете. Под. ред. А.Е. Войскунского. - М.,2000. 6. Барни К. Телеконференция между советскими и американскими специалистами в области ЭВМ. // Электроника, № 23,1985 .- С. 30—31. 7. Белинская Е.Г., Тихомандрицкая О.Л. Социальная психология личности. - М., Аспект- пресс, 2001. 8. Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. - Неофициальная страница факультета психологии МГУ. http://www.lgg.ru/~psihfaq/index.html 9. Белинская Е.П. Человек в информационном мире. Перспектива социальной психологии. - М., Аспект-пресс, 2002. 10. Белобжеская Л. Л., Дедков А. Ф., Щерс А. Л. Реализация телеконференций в сетях ЭВМ. Интерактивные системы. — Тбилиси: Мецниереба, 1981.- С. 105—108. 11. Беляева А.В., Коун М. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблематика психического развития // Психологический журнал , 1991., том.12, № 2. – С.145-152. 12. Блохина Е. Исследование специфики межличностного общения с виртуальным собеседником. - М.,2000 г. 13. Братусь Б.С. Понятие нормы – психологический и нравственный смысл. Психолого-педагогические и философские аспект проблемы смысла жизни. - 1997. – С.145-156. 14. Бурлачук Л. Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.,: Питер, 2001, - 528 с. 15. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. Под. ред. Носова Н.А.- М; 1997. 16. Войскунский А. Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций // Вопр. Психологии, 1991, № 6, с. 142—147. 17. Войскунский А.Е. Развитие речевого общения как результат применения интернета. Конференция социальные и психологические последствия применения информационных технологий (01.02.2001-01.05.2001). 18. Войскунский А.Е.. Научная коммуникация в условиях автоматизации . Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. - М.: Наука, 1987. - с. 139-158. 19. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т.- М.: Педагогика, 1982—1984. 20. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. Пособие для преподавателей. – М.: Издательская корпорация “Логос”, 1994. 21. Гуманитарные исследования в Интернете / А. Е. Войскунский (ред.). — М.: Терра-Можайск, 2000. 22. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михайлевская М.Б. Измерение в психологии. - М.: Смысл, 1998, с. 286 23. Джойнер Р., Танстэлл К. Коллективное решение задач с помощью ЭВМ. Вопросы анализа и процедуры принятия решений. — М.: Мир, 1976, с. 146—171. 24. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика - С–Пб.: Братство, 1994, 364 с. 25. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. Неофициальная страница факультета психологии МГУ. http://www.lgg.ru/~psihfaq/index.html 26. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии ,1999, № 3 27. Залесский П., Спектор М. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории // Мир Internet, № 7-8, 1999, с. 42-44. 28. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. 29. Исследования в психологии: методы и планирование. – СПБ.: Питер, 2004 , 558с. 30. К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности. Российская сеть информационного общества // Тезисы доклада. - Москва, 24 июля 1999 31. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. - СПб.: «Речь»; 2002,134 с. 32. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М., Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. 33. Келли. Теория личности. Теория личных конструктов. – СПБ.: Речь, 2000. 34. Клесов А. А. Телеконференции — новая форма научных коммуникаций// Вестн. АН СССР, № 10,1986, с. 56—62. 35. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М., 1998, Когито-Центр. - 432 с. 36. Левин К., Теория поля в социальных науках. - М.: Наука, 1988. 37. Леонтьев А. Н. Автоматизация и человек // Психол. исслед. , 1970, вып. 2. 38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.; 1997. 39. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психол. Журнал, т. 18, 1997 , №6 , с.13-27 40. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности. - Вестник МГУ, сер. 14, №4, 1996 41. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М., 1999. 42. Леонтьев Д.А. Тест. «Смысложизненных ориентаций». – М., 1994 43. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. Журнал. - 1993. № 44. Мельник С.Г. Mass-Media: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996. 45. Минаков А.В. Социально-психологические аспекты взаимодействия человека с глобальными компьютерными сетями (Интернет). - ИОЛ-99,С-Пб.,1999,стр.333. 46. Мусхемешвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Образ и смысл // Системные исследования, ежегодник – 4.II-М., 2000 47. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. - СПб: Питер, 2005, с.416 48. Научная проблема: смысл и смысловое пространство в определении человеческого бытия и смысл жизни человека в его установлении // Мир психологии, №2 (26), 2001. 49. Носс И.Н., Н.В. Васина. Введение в прогноз психологического исследования, Учебное пособие – М., издательсво института Психотерапии, 2004 , 348с. 50. Пергельсон Н.Б. Языковые аспекты виртуальных коммуникаций. Языковое поведение в сети интернет // Вестник МГУ, сер.19, 2002-№1, с.55. 51. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Учеб. пособие. – Смоленск, изд-во СГУ; 1997, 400с. 52. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1998. 53. Петрова Н.Г. Аватор в сети // КомпьютерПресс, , №7, 1998 54. Петрова Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз // Hard n Soft, 1996. №, с. 90-92 55. Познание и общение. Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляевой, М. Коула. — М., Наука, 1988. 56. Полат Е. С. Проблемы использования компьютеров в системе образования развитых капиталистических стран // Информатика и образование, № 4, 1987, с. 106—113. 57. Практикум по психологии. Под. ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б. Гипленрейтер. – М., изд-во МГУ, 1972-248с. (СД – с.183-194) 58. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. Москва, 12-14 апреля 2000 года. - М.: Экопсицентр РОСС, с. 240-245. 59. Психологический словарь. Под. ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мензеренова. –М., Педагогика – Пресс, 2001, 440 с. 60. Российский Интернет в цифрах и фактах. В. А. Садовничий, В. А. Васенин, А. А. Мокроусов, А. В. Тутубалин. — М., 1999. 61. Сайко Э. В.. Смысл как отношение к действительности и его определение как социальной реальности // «Мир психологии». - № 2 , 2001 г. 62. Сеппянен И. Систематика автоматизированных информационных и коммуникационных систем. Проблемы информационных систем. - 1983, № 1, с. 8—16. 63. Серкин В.П. О Возможностях метода семантических универсалий Е.Ю. Артемовой // Вестник Москов. ун-та, сер.14, № 4 , 2000, с.74-79 64. Серкин В.П. Различие моделирование в психологии субъективной семантики и психосемантики. Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета. - Магадан, Керорис, 2003. 65. Соколов Д. П. Построение системы "электронная почта" для узла Национального центра автоматизированного обмена информацией. Системы автоматизированного обмена информацией. — М.: ВНИИПАС, 1982, вып. 2, с. 23—26. 66. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. - Л., 1972. 67. Тейяр де Шарден П. Феномен человека – М.: Наука,1987 г. 68. Тихомиров O.K. Информационный век и теория Л.С.Выготского// Психологический журнал, 1993, т. 14, № 1, с. 114-119. 69. Тихомиров O.K., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник Москов. ун-та, серия 14, Психология. № 3, 1986, с. 31-42. 70. Тихомиров О. К. Информационный век и теория Л. С. Выготского// Психол. журн, 1993, № 1. 71. Тихомиров О. К. Л. С. Выготский и современная психология. Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. Тезисы докладов Всесоюз. конф. — М, 1981, с. 151—154. 72. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. – М., 1982. 73. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М. 1990. 74. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование "Я" в опосредствованном компьютером общении. Гуманитарные исследования в Интернете. — М.: Терра-Можайск, 2000. -С. 40—54. 75. Чугунов А. В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета. — СПб., 2000. 76. Шевченко Е.С. Факторы динамичности самопрезентации в Интернет-общении. «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий». Конференция на портале «Аудитории» (01.02.2001- 01.05.2001). Секция 4. Особенности идентичности у пользователей Интернета (доклад). 77. Янг К. Диагноз — интернет-зависимость // Мир Интернет, 2000, № 2- С. 24—29. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru