Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ID работы - 730285 психология (курсовая работа) количество страниц - 40 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 7 1.1. Понятие ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Формирование и развитие ценностных ориентаций личности 17 ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 25 2.1. Цель, задачи и методы исследования 25 2.2. Анализ результатов исследования 29 Заключение 34 Список использованной литературы 36 Приложение 38 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность проблемы исследования. Ценностная сфера личности является ее центральным образованием, определяющим направленность и особенности поведения, регулирующим деятельность в целом. Ценности профессиональной деятельности являются смыслообразующей основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества. От того, как личность в процессе профессионального развития выстраивает свою систему ценностей, соотношение внешних требований профессии, профессионального сообщества и своего внутреннего мира, зависит эффективность профессиональной деятельности и адекватность отношений с окружающим социумом. Однако профессиональная деятельность в большинстве случаев рассматривается молодежью лишь как способ достижения материального благополучия. Студентам приходится делать жизненно важный выбор между стремлением к достижению высокого уровня благосостояния и стремлением к реализации своего потенциала. Нередко эти стремления оказываются несовместимыми, что приводит к трудностям в процессе профессионального становления личности будущего специалиста, к потере смысловой стороны профессиональной деятельности, утрате мотивации учебно-профессиональной деятельности. Возникает необходимость выявления и реализации психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации процесса профессионального ценностного ориентирования студентов в современных условиях обучения в вузе. Степень разработанности проблемы. Ценности углубленно изучаются аксиологией - наукой о ценностях. Родоначальниками аксиологии являются В.Виндельбанд, Н.Гартман, И.Кант, Г.Коген, Р.Г.Лотце, Р.Б.Пери, Г.Риккерт, М.Шелер. Эта проблема находится в центре внимания таких социологов как Э.Дюркгейм, Г.Парсонс, Т.Парсонс, М.Рокич и др. Отечественные исследователи также разрабатывали частные и общие вопросы аксиологии: К.А.Абульханова-Славская, О.М.Бакурадзе, В.А.Блюмкин, Г.П.Выжлецов, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, Д.А.Леонтьев, Г.А.Мелекесов, Е.С.Рапацевич, В.П.Тугаринов, Д.И.Фельдштейн и многие другие специалисты. Изучению профессиональной деятельности в целом в отечественной психологии посвящены фундаментальные исследования Е.М.Борисовой, Т.М.Буякаса, А.А.Деркача, Н.Н.Захарова, Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, Г.П.Логиновой, А.К.Марковой, Н.С.Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой, Л.Б.Шнейдер и др. При этом попрежнему остается неопределенным путь развития профессиональных ценностных ориентаций, ценностного отношения к профессии. Требуется разработка методов согласования личностных и профессиональных ценностей личности. В зарубежной и отечественной науке нет единого представления о сущности ценностных ориентаций. Зарубежные исследователи в большинстве случаев рассматривают ценностные ориентации как установки сознания индивида относительно некоторой социальной ценности (Ф.Знанецкий, М.Рокич, Т.Парсонс, Г.Парсонс, У.Томас и др.). В отечественной науке выделяется три направления в рассмотрении ценностных ориентаций: как направленность личности на ценности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Е.И.Головаха, А.Г.Ковалев и др.); как высший уровень фиксированных установок личности (А.Г.Здравомыслов, Ш.А.Надирашвили, Д.Н.Узнадзе, В.А.Ядов и др.); как доминирующее отношение к объектам окружающей среды на основе их личностной значимости (А.А.Бодалев, Б.С.Братусь, Е.И.Исаев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, В.И.Слободчиков и др.). Вместе с тем, нет единого определения ценностных ориентаций личности, не выяснено соотношение таких категорий как направленность личности на ценности, ориентации на ценности, ценностное отношение, отношение к ценностям, ценностное сознание. Четкое структурирование ценностной сферы личности необходимо для построения программ развития ценностных ориентаций. Проблемы профессиональных ценностных ориентаций студентов рассматривали Л.В.Ведерникова, И.В.Дубровина, И.Ф.Клименко, В.М.Момов, Г.В.Осипов, Ч.А.Шакеева и др. Рассмотрение развития профессиональных ценностных ориентаций студентов опирается на данные исследований психологических особенностей этого возраста, полученные в работах А.А.Вербицкого, И.А.Зимней, С.Н.Иконниковой, Л.А.Кандыбович, В.Т.Лисовского, Н.В.Самоукиной, Л.Д.Столяренко, В.А.Якунина и др. Профессиональные ценностные ориентации являются важнейшим компонентом профессионального становления личности в процессе обучения в вузе, особенности которого изучали М.И.Дьяченко, А.А.Деркач, Е.А.Климов и др. Однако по-прежнему остается актуальным изучение профессиональной ценностной сферы студентов в процессе их обучения в вузе, обретения специальности; изменений в ценностной сфере профессионала; согласования личностных и профессиональных ценностей. Психологический анализ проблемы развития профессиональных ценностных ориентаций студентов позволяет выявить противоречие между необходимостью развития профессиональной ценностной сферы будущего специалиста и недостаточной эффективностью используемых средств развития профессиональных ценностных ориентаций студентов в вузе. Цель работы - раскрыть сущность ценностных ориентаций студентов как основы развития их профессиональной деятельности. Объект исследования - профессиональные ценностные ориентации студентов. Предмет исследования - процесс развития профессиональных ценностных ориентаций студентов (на примере студентов ЧелГУ). Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 1. уточнить сущность понятия "профессиональные ценностные ориентации будущих специалистов"; 2. выделить методы развития ценностных ориентаций студентов; 3. выявить личностные и профессиональные ценностные ориентации студентов. Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические представления о ценностях и ценностноориентационной сфере личности (Б.Г.Ананьев, В.П.Тугаринов, А.В.Кирьякова, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Разживина, В.А.Сластенин, Д.И.Фельдштейн, В.Франкл, К.Хорни, Е.Н.Шиянов), психологические исследования особенностей личности студентов, рассматривающие природу ценностей, механизмы их интериоризации, интеграции в систему ценностей личности и динамику ее развития (М.И.Дьяченко, С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский, С.Д.Смирнов). В соответствии с целью, предметом и задачами определен следующий комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, психологической, педагогической литературы; синтез учебно-воспитательной теории и практики высшего образования); эмпирические (констатирующий эксперимент, опросный метод, наблюдение); методы обработки результатов исследования. Экспериментальной базой исследования стал Челябинский государственный университет. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - №5. - С.63-70. 2. Бойчевский А.В. Формирование ценностных ориентаций у студентов факультета физической культуры педвуза: Канд. дис. - Курган, 2000. 3. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психол. - 1993. - Т.14. - №5. - С.99-105. 4. Бурцева Г.А. Ценностный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов университета: Канд. дис. - Курган, 2001. - 179 с. 5. Вардомацкий А.П. Ценности социальных групп и личности: Докт. дис. - Минск, 1995. - 277 с. 6. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1996 - №1. - С.86-99. 7. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - 222 c. 8. Зыкова, Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов как цикл контакта в гештальт-терапии // Проблемы и перспективы художественного профессионально-педагогического образования: материалы конференции 2006 г. - Самара: СГПУ, 2006. - С.56-61. 9. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. - 190 с. 10. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал. - 1993. - Т.14. - №4. - С.130-136. 11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991. - 207 с. 12. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - 17 с. 13. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции // Вопросы философии. - 1996. - №4. - С.16-24. 14. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М., 1982. - С.108-118. 15. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева. - М., 1994. - 176 с. 16. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. - Ярославль, 1991. 17. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990. 18. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.: ЛГУ, 1960. - 156 с. 19. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л.Я.Гозмана, Д.А.Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с. 20. Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т.2. - Тбилиси., 1991. - 425 с. 21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - 447 с. 22. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Общ. ред. Г.В.Бурменской. - М., 1993. - 480 с. 23. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) / А.А.Козлов, В.Т.Лисовский, З.В.Сикевич. - М., 1992. - 40 с. 24. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением // Личность и ее ценностные ориентации: Информационный бюллетень. - 1970. - №40. 25. Яницкий М.С. К проблеме аксиологической типологии личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск 3. Часть 1. - СПб, 1997. - С.391-398. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru