www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Исследование процесса формирования и развития мотивации студентов ВУЗа


ID работы - 735917
психология (дипломная работа)
количество страниц - 69
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение……………………………………………………………… 1
Глава 1. Теоретический анализ мотивации у студентов различных курсов…………………………………………
5
1.1. Мотивация как предмет исследования в современной психологии…………………………………………………..
5
1.2. Проблема мотивации в системе высшего профессионального образования
14
1.3. Особенности мотивации студентов различных курсов………………………………………………………………….
26
Глава 2. Эмпирическое исследование процесса формирования и развития мотивации студентов ВУЗа
2.1 Организация и методика исследования динамики формирования мотивации у студентов МЭПИ в ходе обучения
36
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования………………………
2.3 Обобщение результатов анализа данных
41
47
Глава 3. Практические рекомендации по формированию и развитию мотивации учебной деятельности студентов.

3.1. Исследование и развитие мотивации обучающихся в структуре учебного процесса.
3.2. Психологическое сопровождение развития мотивации студента 3.3. Комплексный мониторинг динамики различных психических сфер студента как форма развития мотивационной сферы и рекомендации, основанные на эмпирических результатах исследования
3.4 Мотивационный тренинг как форма развития мотивации студента вуза
Заключение
Литература
Приложение 1 Таблица факторных нагрузок исследуемых переменных студентов четвертого курса
Приложение 2
Таблица факторных нагрузок исследуемых переменных студентов пятого курса 51

55


58
61

65
66
70

71




ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность исследования учебной мотивации студентов различных курсов вуза, как общеличностного параметра, обусловлена, прежде всего, тем, что у студентов в процессе обучения осуществляется формирование и интеграция мотив учебы и труда, особенно на старших и в условиях ранней (до завершения образования) трудовой занятости, характерной для современного студента. В исследовании мотивации студентов наблюдается некоторый разрыв, проявляющийся в том, что изучают либо учебную мотивацию как мотивы выполнения учебных заданий (Божович Л.И., Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф), либо мотивацию рассматривают как производную ценностно-личностной сферы и потребностей (В.Н.Мясищев, В.Г. Асеев, П.В. Симонов, П.М. Якобсон, X.Хекхаузен, Д.В. Аткинсон, А.Г. Маслоу и др..) без учета формирования мотивов в учебной и трудовой деятельности. На это противоречие обращает внимание А.К. Маркова в своей теории становления профессионала и профессионализма, но эмпирических исследований данного направления до сих пор насчитываются единицы и проблема целостного изучения учебной мотивации студента как интегрирующей мотивы учения, социализации, труда и жизнедеятельности остается не изученной.
Методологической основой исследования явилась теория деятельности А.Н. Леонтьева, а так же положения о мотивационной сфере в теории компетентности (Дж. Равен, И.А. Зимняя), теории потребностей как основы мотивации (А. Маслоу), теории профессионализма А.К. Марковой.
Объект исследования - студенты образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Предмет исследования - мотивация учебной деятельности студентов высшего профессионального экономико-правового заведения.
Цель исследования выявить специфику развития мотивации студентов на разных курсах обучения и сформулировать рекомендации по развитию мотивации студентов экономико-правовых специальностей
Задачи исследования:
- представить теоретический обзор теорий мотивации, отражающих проблематику учебной и профессионально-трудовой мотивации студентов вузов;
-выявить различия в мотивации первокурсников и старшекурсников;
- произвести опытно-экспериментальную работу по исследованию динамики мотивационной сферы студентов как целостной системы;
- сформулировать рекомендации по развитию мотивации студентов экономико-правовых специальностей.
Гипотеза исследования: существуют различия в мотивации студентов первого и пятого курса с изменением направленности с учебной на трудовую, структура мотивации становится более интегрированной и целостной, что статистически проявляется в значимых различиях между структурой мотивации студентов различных курсов, а динамика развития мотивации отражается в изменениях факторной структуры мотивационных переменных.
В эксперименте приняли участие студенты первого и пятого курсов специальности «менеджмент организации» высшего негосударственного образовательного экономико-правового учреждения, в количестве 92 человек, 52 –первокурсника, 40 человек - студенты четвертого курса и из них 23 пятикурсника, выборка состояла преимущественно из лиц мужского пола (71 человек).
В исследовании использовались следующие методы исследования: Г. Бейтсона и Р. Дилтса (личностная мотивация), методика диагностики полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности С.М. Петровой и методика диагностики реальной структуры мотивационно-ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой. Методики дали большое количество показателей, что позволило осуществить факторный анализ данных и выявить в структуре мотивации целостные комплексы переменных. Выбор методик обусловлен теоретическим анализом, который показал, что интегративные характеристики мотивации к учебе и к труду распределяются по различным типам мотивов, например когнитивные мотивы, социальные мотивы, мотивы поведения и т.д. Факторный анализ данных был произведен с целью целостной оценки динамики развития мотивационной сферы старшекурсников, что являлось основной задачей исследования. Результаты первичного статистического анализа данных, полученные при помощи выявления значимых различий в мотивации студентов первого и четвертого курсов так же оказались значимыми для характеристики динамики становления мотивации студентов на разных курсах обучения и включены в общую интерпретацию данных.
Научная новизна работы заключается в реализации интегративного подхода к изучению мотивации студентов различных курсов, мотивация рассмотрена как целостное личностное образование, интегрирующее мотивы учебной и трудовой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении проблемных зон развития мотивации студентов различных курсов обучения, в определении основных характеристик кризисов мотивации, переживаемых студентами и в определении путей их преодоления.
Работа состоит из трех глав, списка литературы и приложений.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2. 2. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации// Человек и общество. Проблемы социализации индивида. - Л. -ЛГУ; 1971. 3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935 4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976. 5. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. - Н., 1996. 6. Бодалёв А.А. Психология личности. – М.: МГУ, 1998. 7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. 8. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. - М., 1972. 9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с. 10. Братусь Б.С. Теория образования. Избр. Пед. соч. – М., 1982. 11. Брунер Дж.. Психология познания. С-Пб, Питер, 2002. 12. Бубнова С.С. Методика диагностики мотивационно-ценностных ориентаций личности. М., 1995. 13. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4. 14. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1986. 15. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 1993. 16. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 1992. 17. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. - Киев, 1986. 18. Дружинин В.Н. психология способностей, Когито-Центр, 2002. 19. Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 1978. 20. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии, 1999. - № 2. 21. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2. 22. Зеер Э. Ф., Психология профессий. // Екатеринбург, 2001 г. 23. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. 24. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч. пособие. - М., 1997. 25. Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996 26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 27. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1988. 28. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе - Л., 1983. 29. Кон И. С. Психология ранней юности. Учеб. Пособие для пед. ин-тов. М., 1976. 30. Кострикина И.С., Кениг В. А. Развитие компетентности в процессе академического обучения и профессиональной практической деятельности у студентов вузов. Психология обучения, №1 , 2008. – С.82-94. 31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Избр. психол. произведения в 2 т. - Т.1. -М., 1983. 32. Липкина А.И. Самооценка и мотивация. М., Академия,. , 1996. 33. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 34. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся., 2000. 35. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. 36. Маслоу А. Мотивация и личность. С-Пб, Евразия, 1999. 37. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. 38. Назыров А.С. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педагогических вузов. дисс. канд. психол. наук М. 2003 39. Носкова О.Г. Психология труда: Учебное пособие для студентов. / под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 40. Пакулина, С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития / С.А. Пакулина: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2004. 41. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1986. 42. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2002. 43. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996. 44. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авторы – составители: Н.В. Киршева, и Н.В. Рябчикова.- М.: Геликон, 1995. 45. Равен Дж. Компетентность в современном обществе выявление, развитие и реализация Когито-центр, Москва 2002. 46. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000. 47. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 1999. 48. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 49. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности /С.Д.Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 1995. 50. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл / Б.А. Сосновский. – М.: Прометей, 1993. 51. Сидоренко Е.Н. Мотивационный тренинг. Практическое руководство.,С-Пб, Речь, 2002. 52. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теория, эксперименты, упражнения. СПб., 2001. С.228-236. 53. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. - М., 1986. 54. Холодная М.А., Кострикина И.С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научно-технической деятельности. Психологический журнал., т. 26 №1, 2005. – с. 51-59. 55. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс/ Вестник РУДН, серия социология №4-5. М., 2003. 56. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 57. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М., 1984. 58. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. 59. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Социологический журнал, №1, 1994. 60. http://career.vvsu.ru/vuzam/analytics/motivation.asp
Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru