www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Исследование особенностей внутригруппового лидерства


ID работы - 602459
психология (дипломная работа)
количество страниц - 75
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание

Введение 3
Глава 1. Феномен лидерств: понятие, сущность, структура 6
1.1.Лидерство и руководство 6
1.2. Лидерство и организационная власть 16
1.3. Концепции руководства и лидерства в свете 20
психологических теорий 20
ГЛАВА 2. Личностные черты и характеристики лидера 33
2.1. Врожденные и приобретенные качества, характеризующие 33
личность лидера 33
2.2. Статус, функции и динамика лидерства 40
Глава 3. Исследование особенностей внутригруппового лидерства 47
3.1. Ход исследования 47
3.2. Методы исследования 48
3.3. Результаты исследования 54
3.3.1. Социометрический анализ 54
3.3.2. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири 59
3.3.4. Цветовой тест Люшера 61
3.4. Стратегия развития организации: выводы, рекомендации 61
Список литературы 69
Приложение





ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Общественное разделение труда в совокупности с общественной кооперацией различных видов человеческой деятельности сделали проблему лидерства одной у самых древних и, вместе с тем, постоянно актуальной проблемой, решение которой постоянно менялось и по содержанию и по форме. В условиях социально-экономических, политических и социокультурных процессов начала XXI столетия, характерных для мировой европейского и особенно Российского бытия, все большее значение приобретают вопросы научного управления обществом и различными его составляющими, а значит - вопросы лидерства.
Среди различных видов лидерства особое положение занимай организационное лидерство, так как именно этот вид более заметен и значим как внутри общественных структур, так в общенациональном масштабе.
Выявление механизма организационного лидерства важно с точки зрения разработки легитимной процедуры продвижения личности к лидирующему положению в структуре власти, возможности управления этим процессом, утверждения оптимальных вариантов взаимодействия лидеров со своими последователями и оппонентами, различными социальными группами.
Интерес к проблеме лидерства в нашей стране сейчас велик. И это естественно, так как от действий лидеров, администраторов, руководителей, менеджеров зависит управление различными социальными структурами от разного рода групп, коллективов предприятий, армейских подразделений до государства, являющегося тоже организацией, но значительно более сложной и значимой для нас, граждан.
В 1971 году в работе "Основы социально-психологической теории" Б.Д.Парыгин выделил основные отличительные черты лидера и руководителя, официально утвердившиеся в советской науке и состоящие в следующем: 1) лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель - представляет официальные отношения в группе как некоей социальной организации; 2) лидерство существует в условиях микросреды, то есть сфера его деятельности - в основном малая группа, руководство - элемент макросреды, сфера деятельности руководителя - более широкая социальная система; 3) лидерство возникает стихийно, в результате взаимодействия членов группы, назначение руководителя вышестоящими структурами стихийным не является: 4) по сравнению с руководством лидерство менее стабильно к в большей степени зависит от настроения в группе; 5) руководство подчиненными обеспечивается определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает решения непосредственно сам.
К началу 80-х годов в социальной психологии понятие "лидерство" было однозначно связано с межличностными отношениями в малой группе, внутригрупповой активностью и со стихийным протеканием этих процессов снизу. Упор делался на противостоянии лидерства и руководства: на выделении в первом стихийного, естественного, свободного, неформального начала в противоположность официальному началу во втором. За основу в изучении проблемы лидерства отечественные психологи взяли деятельностный подход, предложенный А.Н.Леонтьевым. В соответствии с этим подходом главными детерминантами процесса лидерства считаются цели и задачи группы, определяющие того, кто станет лидером, и какой стиль лидерства окажется здесь наиболее эффективным.
С конца 80-х годов интерес к проблеме лидерства, особенно лидерства организационного, в нашей стране значительно вырос. Свидетельством тому служат, во-первых, многочисленные публикации дискуссионного характера в научных журналах, где предпринимаются попытки осмысления прошлого опыта России, обсуждаются насущные вопросы нашего бытия.
Создаются портреты лидеров советской эпохи и дается оценки деятельности. В дискуссиях участвуют такие известные ученые, И.Бестужев-Лада, А.Венгеров. П.Волобуев. И.Диков, Р.Медведев, Ю. Поляков. А.Пригожий, Ю.Тихомиров и др.
Объект исследования - лидерство как внутригрупповое явление, его характеристики и доминанты.
Предмет исследования - природа группового лидерства, сущность и особенности проявления, детерминанты лидерских процессов в организационной сфере.
Цель работы - исследование и изучение специфику внутригруппового лидерства, выяснение природы и тенденции развития.
В этой связи автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основания, исторический опыт философско-социологического анализа лидерства.
2. Раскрыть категориальный аппарат исследования и прежде всего само понятие, что есть "лидерство", его существенные характеристики и детерминанты.
3. Проанализировать особенности, обосновать показатели лидерских процессов на примере организационной деятельности.
4. Провести практический мониторинг организационного лидерства.
Гипотеза исследования: лидерскую взаимодетерминирующую субъект-субъектную связь создает наложение интересов: добровольность подчинения, сознательнее следование одной стороны (последователей) и доверенное доминирование, признанное влияние другой (лидеров). Перекресток единого интереса - доверенности влияния и добровольности следования - двусторонне интегрирует лидерскую систему, автоматически включает "мягкие", главным образом, социально-психологические (доверие, авторитет) механизмы состыковки лидеров и ведомых.



Глава 1. Феномен лидерств: понятие, сущность, структура

1.1.Лидерство и руководство

Лидер (англ. - ведущий) - авторитетный член организации, малой группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.
Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. "Теория черт" (иногда называется "харизматической теорией", от слова "харизма", т.е. "благодать", которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца 19 - начала 20 в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.
Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц - возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К.Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как "лидерских". Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р.Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы


1. Ананченко М.Ю. Лидер как субъект социального управления: социально-философский анализ. - Архангельск, 1999. С.7-10
2. Ананченко М.Ю., Овсянкина П.Е. Курс "Лидерство" в школе. - Архангельск, 1995. С.16-30
3. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. // М.: Народное образование, 1995.
4. Андреев Г.М. Социальная психология. М., 1996
5. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. // Соционика, ментология и психология личности NN 1-5, 1997.
6. Башарин В.Ф. Лидерство - одна из доминант современного российского образования. // Среднее профессиональное образование. 1998. №7-8. С.23
7. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. - М.: АСТ, 1999.
8. Гуленко В. В., Молодцов А. В. Введение в соционику, - К., 1991.
9. Гуленко В. В., Молодцов А. В. Основы социоанализа, - К., 1991.
10. Дилигенский Г.Г.Социально-политическая психология. - М. Новая школа. 1996.
11. Жариков Е.С. Вступающему в должность. Научно-популярный справочник для начинающего руководителя. // М.: Знание, 1985.
12. Зайцев Г.Г. Организационное поведение. СПб, 2000.
13. Занковский А.Н. Организационное поведение. М., 2000.
14. Зельдович Б.З. Организационное поведение. М., 1999.
15. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., 1999.
16. Краткий психологический словарь.// Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов на Дону: "Феникс", 1998.
17. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. // М.: Дело, 1993.
18. Кудряшова Е.В., Суханов В.Р. Особенности лидерства как элемента социального управления. //Философия и образование - пространство диалога. Архангельск, 2000. С.23
19. Кучик А. Уверенность в себе - русский аспект. // Психология уверенности в себе. Апрель 2001
20. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., Питер. 1995.
21. Лейнг Б. Интервью Джона Ханта "Лидерство: роль Модели" // Издание Лондонской школы бизнеса 1992.
22. Овсянкин П.Е. Основные модели управления развитием организации. // Инновации в образовании. Каргополь, 2000. С.5-10
23. Овчаров А. А. Соционика - путь к личности, Киев -Новосибирск, 1993.
24. Основы политической науки. // Под ред. В.П. Пугачева, М.: Знание. 1995
25. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб, 1999
26. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. СПб, 2000.
27. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. 1996. С. 132-138.
28. Скрипкина Т.Н. Доверие к себе, как условие развития личности. // Вопросы психологии, 2002, - №1.
29. Скрипкина Т.Н. Доверие, как социально-психический феномен. // Ростов на Дону. - 1998
30. Снетков В.М. Психология коммуникаций в организациях. СПб, 2000.
31. Социальная психология личности в вопросах и ответах. // Учебное пособие / Под ред. В.А.Лабунской, М.: Гардарики, 1999, c.207-209
32. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 Экзаменационных ответов по психологии // Экзаменационный экспресс-справочник Издательский центр "МарТ", 2001
33. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов на Дону, 1999
34. Юнг К. Г. Психологические типы, - М., 1992.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru