Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Исследование Гендерных и темпераментных различий профессиональной ориентации старшеклассников ID работы - 674231 психология (дипломная работа) количество страниц - 29 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение Глава I. Психология гендерных и темпераментных различий профессионализации молоде-жи 1.1 Изучение профессиональной ориентации в школе: состояние и перспективы 1.2 Отечественные психологи о гендере и темпераменте выбора профессии Глава II. Исследование профессиональной ориентации старшеклассников 2.1. Замысел и методы исследования профессиональной ориентации 2.2. Обработка данных исследования и интерпретация результатов 2.3 Рекомендации педагогу-психологу школы по использованию гендерных и темперамент-ных характеристик в профессиональном ориентировании старшеклассников Заключение Литература Приложения ВВЕДЕНИЕ: Профессионализация молодежи - важная сторона деятельности любого государства. В усло-виях рынка уже нельзя подходить к построению собственного профессионального будущего, ис-ходя только из желания и интереса к той или иной профессиональной области. Помочь определиться с собственным выбором, получить сведения о возможных путях по-лучения профессии, изучить собственную личность можно в кабинете профориентации. Профориентация является важнейшим звеном в предупреждении и профилактике моло-дежной безработицы. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых пригласить молодежь на вакантные, чаще всего не престижные, трудовые места. Основная цель профориентационной работы в сегодняшних условиях - обеспечить готов-ность учащихся к адекватному выбору профессии, профессиональной карьеры и жизненного пу-ти в целом. При этом, следует опираться на знание психологических особенностей личности и потребности рынка труда. Психолог, работая с оптантами, сталкивается с трудностью выбора методик. Не секрет, что в последнее время разработано достаточно большое количество всевозможных методик, однако это не означает облегчение труда психолога (в данном случае профконсультанта). Это происходит потому, что не все методики обладают достаточно высокими качественными характеристиками. При проведении профконсультации и профотбора психолог основывается в первую очередь на тех характеристиках человека, которые обладают устойчивостью, стабильностью, обусловленными их биологической природой. Такими устойчивыми, присущими человеку от рождения психическими свойствами являются свойства темперамента. В настоящее время считается общепризнанным, что темперамент является одной из важ-нейших подструктур индивидуальности человека, представляющей собой совокупность формаль-ных характеристик поведения в отличие от совокупности содержательных, составляющих особен-ности личности. Содержательные характеристики представляют собой те свойства, черты индиви-дуальной психики, которые формируются в результате взаимодействия человека с предметным миром и его социальной средой - знания, мотивы, цели. В отличие от содержательных характеристик и психических состояний человека свойства темперамента проявляются у него одним и тем же образом в самых разных видах деятельности и при самых различных целях: и в том, как он говорит, общается с другими людьми, и в том, как огорчается или радуется, и в том, как он работает и отдыхает, и в том, как он ходит и как реагиру-ет на различные события. Темперамент - это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие дина-мику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной дея-тельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента Анализ литературы показал, что суще-ствуют противоречивые взгляды на понятие "темперамента" (И.П.Павлов, Я.Стреляу, В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин) и его свойства. Некоторые авторы не считают наличие влияния особенностей темперамента и профессионального самоопределения. Однако в работах многих ав-торов (В.Д.Небылицына, В.С. Мерлина, Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, К.М. Гуревича) показано, что свойства темперамента могут либо способствовать приспособлению к требованиям деятельно-сти, либо затруднять это приспособление. В исследованиях В.М.Русалова было показано, что су-ществует два аспекта свойств темперамента: предметно-деятельностный и коммуникативный. Соответственно, по В.М.Русалову, каждое свойство темперамента может быть более выражено в том или ином аспекте. Это не может не влиять на такой важный личностный выбор, каким являет-ся выбор профессии. Целью настоящей работы являлось исследование профессионального ориентирова-ния молодежи, и в частности, старшеклассников, на основе их гендерных и темпераментных различий. Задачи: 1. Изучить зарубежные и отечественные литературные и научные источники по заявлен-ной проблеме; 2. Оценить степень разработанности гендерных и темпераментных различий в психологи-ческой науке в рамках профессионализации молодежи. 3. Исследовать и уточнить специфику различий профессиональной ориентации старше-классников. 4. Выработать и сформулировать рекомендации школьному психологу по профессиональ-ному ориентированию молодежи в школе. Предмет исследования: гендерные и темпераментные различия профессиональной ориентации старшеклассников. Объектом исследования выступало 114 человек, учащиеся 9-х, 10-х и 11-х классов, в количестве 58, 14 и 42 человек соответственно. Гипотеза: различия между девочками и мальчиками в профессиональной ориентации носят существенный характер и отличаются предпочтением тех-нических и гуманитарных видов деятельности. Кроме того, профессиональные ориентиры школьников развиваются неравномерно и дискретно, что во мно-гом зависит от индивидуальных темпераментных характеристик старшекласс-ников. Причем темпераментные характеристики, оказывает влияние своими структурными составляющими: эргичностью, пластичностью, темпом и эмо-циональностью. На основе темпераментных характеристик возможно построе-ние определенных типовых моделей старшеклассников выбирающих профес-сию. В ходе исследования использовались следующие методики: ОПГ (опросник профессио-нальной готовности Л.М.Кабардовой); ОСТ (опросник свойств темперамента В.М.Русалова); оп-росник EPI (Г.Айзенк) При обработке результатов использовались статистические методы и статистические критерии достоверности. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Аллагулов Р.И. Структура свойств темперамента подростка в зависимости от типа и возраста. Л.,1975 2. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. - В 2 кн. (под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского). - М.: Педагогика, 1982. 3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: методические основы развития личности в ис-торико - эволюционном процессе: учебно-методическое пособие. М.: издательство Московского университета, 1986. 4. Батаршев А.В. Темперамент (взаимосвязь с типами высшей нервной деятельности. Характе-рологические особенности. Как определить тип темперамента?): учеб.-методич. пособие - Тал-линн: изд-во Центра информационных и социальных технологий "Регалис", 1996 5. Банщиков В.М., Новинский Г.Д., Эфендиев О.М. О темпераменте человека. М., 1973 6. Белоус В.В. Математическая модель взаимодействия свойств в структуре темперамента.// Экс-периментальные исследования личности и темперамента. Пермь, 1971 7. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии. // Псхиологический журнал, 1981, т.2, №1, с. 45-55 8. Белоус В.В. Психофизиологическая характеристика некоторых видов темперамента: авторе-ферат М., 1968 9. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: учебное пособие. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1990 10. Белоус В.В. Темперамент как инвариант. Пятигорск, 1997 - 208 с 11. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Автореферат М., 1995 12. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психо-логии 1988 №2 с.19 - 26 13. Гинзбург М.Р. Развитие самоопределения подростков: методические разработки. М., 1988 14. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. Автореферат М., 1996 15. Годфруа Ж. Что такое психология: учебник. В 2 т.; пер. с фр. Н.Н.Алипова и др.; под ред. Г.Г.Аракелова. - М.:Мир, 1992. 16. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979 17. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997 18. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Под ред. В.Н.Панферова, - Псков: изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. 19. Известия академии педагогических и социальных наук. Выпуск 3. Психология индивидуаль-ности. М. - Воронеж, 1997. 20. Калинина С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения. Авторефе-рат СПб., 1998 21. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. (К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта) - Ка-зань: изд-во Казанского университета, 1969. 22. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990 23. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, изд-во "Фе-никс", 1996 24. Крупнов А.Н. Психологические проявления и структура темперамента: учебное пособие. М.: изд-во РУДН, 1992 25. Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов. // Вопросы психо-логии, 1985, №3 с.23 - 30 26. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального само-определения личности. // Вопросы психологии, 1983 г., №2, с.51 - 59 27. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: "Медицина", 1984 28. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн., "Нар. Ас-вета", 1976 29. Макарова Г.А. Особенности темперамента детей и подростков здоровых и с резидуально-органическими психическими нарушениями. Автореферат. СПб., 1998 30. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М.: Просвещение, 1964. 31. Мерлин В.С. Психология индивидуальности (под ред. Е.А.Климова) М.: изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996 32. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990 33. Обозов Н.Н Типы личности, темперамент и характер: методическое пособие. СПб., 1995 34. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова в профдиагностической работе: методиче-ские рекомендации. Киев, 1991 35. Очерк теории темперамента (под ред. Проф. В.С.Мерлина) - Пермское книж. издательство, изд-е 2-е. 1973. 36. Павлов И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож. Киев: Госмедиздат УССР, 1953. 37. Профессиональная консультация школьников: методические рекомендации. (под ред. С.С. Гришпун) М., 1992 38. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи: методичка для преподавателя и профконсультанта. М., 1993 39. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: учебное пособие для старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1991 40. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1997 41. Психология индивидуальных различий. М., 1982 42. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учебное посо-бие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 43. Родионов А.В. Психология. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. М, 1968. 44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 тт. - М.: Педагогика, 1989 45. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально - психологических различий. М., 1979 46. Русалов В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка. М., Смысл, 1992. 47. Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI. //Психологический журнал, 1987, т.8, №1 48. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. М., 1992 49. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека. // Психологи-ческий журнал, 1989, №1, т.10, с.10-22 50. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств чело-века. //Вопросы психологии, 1985, №1, с.19-33 51. Русалов В.М. Темперамент и эффективность вероятностного прогнозирования в индивидуаль-ной и совместной деятельности // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека (тезисы докладов Всесоюзного симпо-зиума) Пермь, 1982. - с. 115- 117 52. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека. //Психологический журнал, 1986, т.7, №4, с. 23-36 53. Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б., Ретивых М.В., Волохова Е. Профессиональное самоопреде-ление школьников: учебное пособие - Брянск: изд-во БГПИ, 1995 54. Солдатенко Н.Г. Характеристика темпераментов. Учет особенностей темперамента в воспита-нии молодых рабочих. - Рига: общ-во "Знание" ЛатвССР, 1980. (материал в помощь лектору) 55. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982 56. Сухарев А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения. М., 1987 57. Сыэрд Ю. Индивидуальность подростка и выбор профессии. Таллин: "Валгус", 1988. 58. Темперамент: системное исследование. Пермь, 1976 59. Трошихин В.А., Виленский Ю.Г. Темперамент… что это? Киев: изд-во "Наукова думка", 1968 60. Храмов Е.В. Концептуально-конструктивная и эмпирическая валидизация опросника струк-туры темперамента (ОСТа). автореферат М.,1992 61. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учебное по-собие для спецкурса. Тюмень, изд-во ТГУ, 1980 62. Шляхта Н.Ф., Крупнов А.И. О генотипической обусловленности некоторых психодинамиче-ских признаков темперамента // Индивидуальные особенности психического и соматического раз-вития и их роль в управлении деятельностью человека (тезисы докладов Всесоюзного симпозиу-ма) Пермь, 1982. - с. 115 - 117 Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru